Региональные конфликты современности
К категории собственно региональных конфликтов относятся межгосударственные конфликты, войны, связанные с появлением региональных гегемонов, а также конфликты ирредентистского характера, конфликты между государствами являются "региональными" почти по определению, отличаясь от конфликтов всеобщего характера, в которые вовлечено несколько воюющих сторон или коалиций и которые охватывают значительную территорию, как это имело место в двух мировых войнах XX в.
Причиной подобных конфликтов могут быть споры по вопросу о границах, идеологические разногласия, экономические амбиции и притязания одного из государств региона. К числу подобных конфликтов, получивших распространение во второй половине XX в., мочено отнести, например, войны между Ливией и Чадом (1973-1937), Мали и Буркинл-фасо (1985-1936), Марокко и Алжиром (1962) в Африке; в Латинской Америке речь идет о конфликтах между Никарагуа и Гондурасом (1957), Гондурасом и Сальвадором (1969), Эквадором я Перу (1931, 1995); в Азии - о войнах между Индией и Пакистаном (1947-1949, 1965, 1971), Китаем и Индией (1962), Ираком и Кувейтом (1960, 1990), Ираном и Ираком (1980-1988). Следует отметить, что возможность дальнейших столкновений между странами юга остается весьма реальной, речь идет о серьезных разногласиях между Грецией и Турцией по кипрской проблеме, Пакистаном и Индией из-за Кашмира и т.д.
Другой фактор - появление в "третьем мире" региональных держав с экспансионистскими амбициями. Имеются в виду страны, которые по историческим причинам либо благодаря масштабам своей территории или народонаселения присваивают себе роль, далеко выходящую за пределы их национальных границ. Именно стремление к лидерству у себя в регионе привело некоторые местные державы к применению военной силы для достижения своих целей" сказанное относится к действиям Индии на Индостане, Вьетнама в Индокитае, Ирака на Среднем Востоке"
Что касается конфликтов ирредентистского характера, то в качестве примера можно привести политику Сомали, заявившего о намерении проводить курс на воссоединение всех сомалийских народов в едином государстве, что привело к вооруженной конфронтации в районе Африканского рога (В Уганде) в 1977-1978 гг.
Самыми же распространенными, кровопролитными и наиболее продолжительными конфликтами в "третьем мире" остаются внутригосударственные конфликты. По некоторым оценкам, из 127 конфликтов, имевших мест о с 1945 по 1986 г", конфликтов были связаны с деколонизацией, 24 были "пограничными войнами", которые велись в поддержку территориальных притязаний, и 73 конфликта происходили в пределах границ одного государства. Причинами внутригосударственных войн могут быть этнические и религиозные разногласия, обостренное политическое и идеологическое соперничество между правительством и силами оппозиции, чрезмерный централизм, а также отсутствие какого-либо механизма демократических консультации в целях достижения национального согласия.
И хотя такие конфликты происходят в пределах одного государства, они, строго говоря все же не могут считаться чисто внутренними, поскольку рано или поздно, прямо или косвенно приводят к международным осложнения. Это относится как ко всеобщей вооруженной борьбе, которую, например, вели в Никарагуа, так и к достаточно локализованной вооруженной борьбе в восточном Пакистане, приведшей к созданию государства Бангладеш; как к мятежников в Шри-Ланке, так и к борьбе курдов в Ираке, Турции.
С точки зрения социологии, конфликт - это столкновение сторон, возникающее вследствие различия их положения в обществе и обусловленное противоречивостью интересов, целей и ценностей. Он является результатом развития (обострения) противоречий между индивидами (внутригрупповой), социальными группами (межгрупповой) и индивидами и социальными группами. Разрешается конфликт путем протекающей в различных формах (мирной, немирной, смешанной) борьбы между группировками, в ходе которой конфликтующие стороны стремятся к нейтрализации или даже уничтожению своих оппонентов ради достижения желаемых целей.
Конфликты могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на развитие общества. С одной стороны, конфликт является источником и формой проявления социально-политических изменений, предотвращая стагнацию и окостенелость общественных систем, стимулируя модификацию социальных отношений, структур и институтов. В этом смысле он выступает как форма регулирования противоречивых интересов различных групп общества, способствует ликвидации напряженности в отношениях между ними. С другой стороны, конфликт представляет серьезную угрозу дестабилизации общества и может привести к катастрофическим последствиям - анархии, революциям, войнам.
Влияние конфликта на социальную структуру во многом зависит от организации общества. В тоталитарном (закрытом) обществе с жестким социальным делением конфликт протекает в острых формах и имеет более разрушительные последствия, часто приводя к дестабилизации системы отношений. В плюралистическом (открытом) обществе, где социальные перегородки менее жестки, существует большое число промежуточных групп и институтов, а каналы коммуникаций разветвленные, конфликты не столь разрушительны и протекают в менее острой форме.
Если одновременно существуют конфликты различной степени интенсивности, пересекающиеся между собой, это приводит к их взаимному ослаблению и распылению, что способствует предотвращению раскола всего общества по какому-либо одному признаку. В демократическом обществе наличие форм социального контроля (выборов, парламентских учреждений, плюрализма политических партий и др.) создает реальную возможность правового регулирования конфликтов с целью их своевременного разрешения. Они становятся управляемыми.
Помимо конфликтов, возникающих внутри общества, имеют место межгосударственные, региональные и международные конфликты, требующие специального социологического и политического анализа. Это же относится к получившим в последнее время широкое распространение межнациональным конфликтам.
Одним из самых опасных видов конфликтов является вооруженный конфликт, который представляет собой крайне острую форму разрешения противоречий между государствами или военно-политическими группировками внутри государства, характеризующуюся двусторонним применением военной силы.
В широком смысле слова под вооруженным конфликтом понимается любая военная акция с применением вооруженной силы. В узком смысле он представляет собой открытое вооруженное столкновение (чаще всего на государственной границе), связанное с ее нарушением, ущемлением суверенитета того или иного государства, или же возникшее на почве политических противоречий внутри государства. Иначе говоря, война и вооруженный конфликт - это, в сущности, однопорядковые социальные явления, различающиеся лишь степенью применения насилия для достижения определенных политических целей.
Война, по своей сути, есть не что иное, как продолжение политики тех или иных государств (социальных групп) насильственными средствами. Любая война имеет политическое содержание, поскольку представляет собой часть политики государства (как внутренней, так и внешней). Исторический опыт двух мировых и сотен локальных войн показывает, что войны готовятся, как правило, заблаговременно, в течение длительного периода. Эта подготовка охватывает собственно политическую, а также экономическую, дипломатическую, идеологическую, военную, морально-психологическую сферы. Она включает разведывательную деятельность, мобилизационные мероприятия и т. д.
Война имеет и свое особое, специфическое содержание, каковым выступает вооруженная борьба - организованное применение вооруженных сил государств, вооруженных отрядов или других формирований каких-либо политических группировок для достижения политических и военных целей. Вооруженная борьба может вестись и в несанкционированных формах (отдельные военные стычки, военные инциденты, террористические акции и т. п.), а также в форме политизированных вооруженных конфликтов, которые возникают в отношениях между отдельными государствами или внутри них при отсутствии общего состояния войны.
Однако вооруженный конфликт отличается от военной стычки, военного инцидента, а тем более от террористической акции. Военная стычка или военный инцидент, в который обычно вовлечены небольшие группы людей, нередко происходит в результате недоразумения, случайного столкновения, в то время как вооруженный конфликт является следствием агрессивной политики каких-либо военно-политических сил, которые преднамеренно провоцируют военное столкновение для
достижения своих целей. Террористические акции вообще имеют иную природу (речь о них пойдет в другой главе).
Поскольку чаще всего вооруженные конфликты охватывают определенную географическую область, включающую враждующие государства (регион мира) или какую-то локальную территорию (регион) внутри государства, то их нередко называют региональными. Региональный вооруженный конфликт вызревает на почве трудноразрешимых противоречий (исторических, территориальных, экономических, политических, межэтнических и пр.) между соседними государствами или различными социально-политическими группировками внутри страны. Начинается он, как правило, внезапно, без официального объявления о предпринимаемой военной акции, ведется небольшими военными силами и средствами. Его политические цели ограничены, а продолжительность невелика. Уход от решения региональных проблем ведет к обострению ситуации в регионе и перерастанию регионального конфликта в локальную войну.