Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь

Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь наиболее продуктивно с научной точки зрения рассматривать, отталкиваясь от реальной информационной стратификации нашего общества. Суть ее в том, что информационное поле — это устойчивая совокупность социальных и политических связей и отношений, в которых массовая информация выступает как социальный и политический ресурс, а журналистика и/или СМИ как социальный и политический институт. Печатные и электронные СМИ, прежде всего массово-политические, как субъекты информационного поля не только формируют в нем свой информационный сегмент, но одновременно позиционируют себя в вертикальной и горизонтальной структуре идеологических и политических процессов. В результате подобного стратификационного позиционирования могут формироваться различные типы идеологического поведения как журналистов, так и СМИ в целом. При этом любой из этих типов должен основываться на политической культуре как системе идеологических установок и приоритетов СМИ в поле политики. Это, в свою очередь означает, что в настоящее время СМИ являются одновременно и объектом идеологического воздействия, и субъектом идеологических процессов.

Подход к журналистике как к социальному и политическому институту позволяет выделить шесть основных социальных типов СМИ в информационном поле Беларуси:

1.Государственные СМИ, создаваемые и финансируемые органами государственной власти и управления;

2.Государственно-общественные СМИ;

3.СМИ организаций и структур гражданского общества, открыто отстаивающие и пропагандирующие их позиции и выходящие на их средства;

4.Альтернативные СМИ, которые финансируются негосударственными структурами, и деятельность которых направлена на формирование общественного мнения, взглядов, оценок, отличающихся от официально принятых;

5.СМИ коммерческого характера, создаваемые ради получения прибыли;

6.СМИ неполитических структур и организаций, имеющие «узкую» специализацию и специфическую аудиторию.

С точки зрения количественных характеристик по состоянию на 1 апреля 2003 года информационное поле Беларуси включало 1393 печатных периодических издания, 7 информационных агентств, 56 программ телевещания, 130 программ радиовещания. В структуре периодических печатных изданий самая большая группа — массово-политические печатные СМИ (более 300), подавляющее большинство из которых — региональные массово-политические газеты, в том числе 135 государственных и более 50, представляющие структуры гражданского общества, коммерческие и альтернативные СМИ. Среди последних газеты с достаточно высоким тиражом — «Биржа информации», «Бобруйский курьер», «Вечерний Могилев», «Вечерний Столин», «Витебский курьер», «Региональная газета». Вместе с тем, в структуре региональных массово-политических печатных СМИ всего пять региональных журналов общественно-политической тематики.

Следует отметить, что последние шесть лет имеет место положительная динамика числа субъектов информационного поля республики. Например, по состоянию на 1 января было зарегистрировано: в 1998 году — 1015 периодических изданий, в 1999 — 1026, в 2000 — 1097, в 2001 — 1113, в 2002 — 1223, в 2003
(на 1.04.2003) — 1393. Характерно, что, если на начало 1999 года в республике действовало одно информационное агентство, то в 2003 их стало уже 7. Можно также вспомнить, что только в 2002 году в Беларуси появилось 9 новых программ радиовещания и
4 новые программы телевещания, на базе 6 редакций литературно-художественных газет и журналов было создано редакционно-издательское учреждение «Литература и искусство», редакций газеты «Культура» и журнала «Мастацтва» — редакционно-издательское учреждение «Культура і мастацтва».

Особенностью деятельности печатных СМИ в республике является сохранение государственной поддержки социально значимых периодических изданий. В 2003 году в перечень изданий, дотируемых из республиканского бюджета через Министерство информации, входило 38 газет и журналов. Кроме того, дотируются из местных бюджетов большинство из 135 государственных региональных и местных печатных СМИ (только около 10 районных газет полностью самоокупаемы), учредителями которых выступают областные, районные и городские исполнительные комитеты и Советы депутатов. В их структуре 9 областных, 8 городских и 118 районных и объединенных газет.

Из зарегистрированных по состоянию на 1.04.2003 г. в Беларуси 130 программ радиовещания, 105 имели государственную форму собственности, причем 9 из них входили в структуру Белтелерадиокомпании. Негосударственную форму собственности имели 25 радиопрограмм. Телевещание на этот же период времени было представлено 56 программами, из которых 17 имели государственную форму собственности (7 — в структуре Белтелерадиокомпании, 10 учреждены местными органами власти). Негосударственную форму собственности имели 39 программ телевещания. Лицензии Министерства связи на деятельность в области кабельного телевещания получили 93 организации различных форм собственности.

Неотъемлемыми инфраструктурными элементами информационного поля Беларуси являются Республиканское государственное объединение «Белпочта» и торговые унитарные предприятия «Белсоюзпечать». «Белпочта» — самый крупный распространитель печатных СМИ на территории республики, в структуре которого 730 городских отделений связи, 3036 сельских отделений связи, 118 районных и городских узлов почтовой связи.
В свою очередь, «Белсоюзпечать» является реально монопольным распространителем периодических изданий через розничную торговую сеть, которая насчитывает боле 1300 торговых точек.

Оценивая роль и место печатных СМИ в идеологических процессах, следует учитывать, что кроме зарегистрированных газет, журналов, альманахов в информационном поле страны присутствуют еще около 360 непрофессиональных периодических изданий с тиражом до 300 экземпляров, которые по действующему законодательству не нуждаются в регистрации в Министерстве информации. Интегрированная аудитория этого типа печатных СМИ составляет примерно 80 тысяч человек. Причем 102 издания из этой группы принадлежат общественным объединениям и инициативам и имеют форму газет, журналов, бюллетеней, альманахов, дайджестов и, как следствие, имеют регулярную целевую читательскую аудиторию. Этому способствует то обстоятельство, что более 55% от общего числа, незарегистрированных печатных СМИ, выходят в регионах[89].

Информационное поле республики имеет определенные региональные особенности. Так, в Брестской области издается
19 государственных газет (2 областные, 1 объединенная, 1 городская и 15 районных), а также более 20 негосударственных печатных СМИ. Наиболее массовыми по объему тиража являются газеты: «Заря» (64500 экз.), «Народная трибуна» (12700 экз.), «Наш край» (36.000 экз.), «Маяк» (9300 экз.), «Івацэвіцкі веснік»
(11000 экз.), «Навіны Палесся» (11220 экз.). Кроме того, в регионе 18 программ радиовещания.

В Витебской области издается 59 газет, в том числе 25 государственных (разовый тираж 180557 экз.) и 34 негосударственных (разовый тираж 98600 экз.), а также выходит в эфир 17 местных телепрограмм и 22 радиопрограммы. Самые массовые государственные печатные СМИ – областные газеты «Віцебскі рабочы», «Народнае слова» и городская газета «Віцьбічы».

В структуре информационного поля Гомельской области
53 периодических издания, в том числе: 1 областная, 1 городская, 21 районная и 30 негосударственных газет. Кроме того, на территории региона вещают областное телерадиообъединение,
5 региональных телекомпаний, Гомельское городское радио,
20 районных редакций радиовещания.

В Гродненской области выпускается 26 государственных газет, в том числе две областные («Гродзенская праўда» и «Милицейский вестник»), 1 городская («Вечерний Гродно»), 17 районных и 6 многотиражных газет. Общий разовый тираж составляет 140,5 тыс. экземпляров. В регионе функционирует 18 программ радиовещания и 19 программ телевидения.

В Минской области выходят 25 государственных массово-политических газет (1 — областная, 22 районных и 2 городских), 14 негосударственных и 6 многотиражных. Общий разовый тираж печатных изданий 121970 экземпляров. На территории региона работают 24 радиостанции местного вещания, 3 телестудии, которые осуществляют ретрансляцию телепрограмм и 2 телестудии, которые выпускают собственные телепрограммы, а также зарегистрировано 14 операторов кабельного телевещания (города: Жодино, Заславль, Борисов, Вилейка, Марьина Горка, Молодечно, Березино, Дзержинск, Слуцк, Борисовский район, населенные пункты Греск и Лучники Слуцкого и п. Березинский Молодеченского районов). Общая численность журналистов, работающих в редакциях государственных СМИ Минской области на начало 2003 года составляла 357 человек.

В систему государственных печатных СМИ Могилевской области входит 26 массово-политических газет — 3 областные,
2 городские и 21 районная. Их общий разовый тираж составляет более 148 тысяч экземпляров. Наибольшие тиражи по состоянию на 1.04.2003 г. имели: «Магілёўскія ведамасці» (37000 экз.), «Могилевская правда» (14000 экз.), «Веснік Магілева» (12730 экз.), «Бабруйскае жыцце» (11285 экз.), «Зямля і людзі» (8700 экз.), «Асіповіцкі край» (4442 экз.), «Ленінскі шлях» (4236 экз.). Следует отметить, что в период с января 2002 по январь 2003 года для большинства региональных и местных государственных печатных СМИ было характерно существенное падение тиражей — только 18 из 135 государственных газет в это время незначительно увеличили свои тиражи.

В регионе также издаются более 20 негосударственных периодических изданий, самые тиражные из которых «Вечерний Могилев», «Коммерческий курьер», «Бобруйский курьер», «Вечерний Бобруйск», «Региональные ведомости». На территории области вещает областное телерадиообъединение и 16 студий местного радиовещания.

Наконец, постоянным структурным компонентом информационного поля Беларуси являются союзные СМИ. Прежде всего, Телерадиовещательная организация Союза Беларуси и России (ТРО Союза), которая была учреждена в соответствии с пунктом 4 Решения Высшего Государственного Совета Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года № 1 и подписанным президентами двух стран Договором о совместной ТРО Союза от 22 января 1998 года. ТРО Союза зарегистрирована как электронное СМИ. По заказу ТРО Союза на белорусских и российских телеканалах выходят телепрограммы: «Москва-Минск», «Знакомьтесь: Беларусь», «Общий дом», «Союзное вече». Второй компонент — это радиостанция «Союз», которая учреждена ТРО Союза с целью производства и размещения радиопрограмм на российских радиостанциях «Радио России», «Маяк», «Юность». Радиостанция «Союз» готовит в эфир радиопередачи: «Новости Союзного государства», «Радиомост «Москва-Минск», «Две Руси», «Россия и Беларусь». К союзным СМИ относится газета «Союз. Беларусь и Россия» — периодическое издание Совета Министров Союзного государства. Газета выходит тетрадкой-вложением в газетах: «Российская газета» и «Советская Белоруссия». Тираж — около 750 тысяч экземпляров. С мая 2002 года «Союз» выходит также приложением к «Липецкой газете» (тираж 30 тысяч экземпляров). Еще одно периодическое издание — газета «Союзное вече», учредителем которой является Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Кроме того, субъектами информационного поля Беларуси также можно считать информационное агентство «Союз-Инфо» и Союзное информационное агентство.

Таковы основные характеристики белорусских СМИ как социального института, которые на практике неразрывно связаны с особенностями СМИ как института политической системы белорусского общества. Прежде всего, речь идет о взаимоотношениях журналистики и власти, месте СМИ в системе власти.

Общеизвестно, что во многих странах СМИ называют «четвертой властью», хотя, например, в Швеции журналистику считают «третьей властью» (после парламента и правительства).
И действительно, в широком смысле слова СМИ обладают властью — властью влиять, критиковать, диктовать информационную повестку дня, то есть определять темы сообщений и ранжировать их важность, актуальность для общества. Однако сегодня очень часто журналисты, СМИ стремятся нарушить эту схему и взять на себя функции власти исполнительной. К сожалению, в настоящее время очевидно, что СМИ стремятся к тому, чтобы только они сами направляли потоки массовой информации и тем самым непосредственно контролировали направленность политических и идеологических процессов. Иными словами, СМИ вместо того, чтобы действовать и думать вместе с аудиторией, обществом, пытаются это делать вместо них. Как справедливо пишет П.Холландер: «За последние два десятилетия у очень многих журналистов — как прессы, так и телевидения — развилось устойчивое представление о себе как о главных, если не единственных блюстителях общественной нравственности, что, стало быть, давало им право активного вмешательства в различные проблемы и ситуации общественной жизни… питаясь вновь обретенным убеждением в том, что все журналисты — это элита общественной совести, судьи морали общества и единственная сила, способная спасти его от дальнейшего разложения»[90].

Вместе с тем, понятие «четвертая власть» в применении к СМИ может и должно употребляться только в переносном смысле, равно как словосочетания «первая власть», «вторая власть», «третья власть» или «пятая власть». СМИ как «четвертая власть» может рассматриваться только в том случае, если идеологическое воздействие трактуется как тип власти, понимаемой в широком смысле как способность одного субъекта доминировать в отношениях над другим, воздействовать на него в своих интересах тем или иным способом. Проще сказать, власть СМИ покоится на власти слова в человеческом обществе, на господстве вербальной коммуникации над всеми другими видами социальной коммуникации, то есть власть СМИ всегда будет иметь неинституциональный характер, как, например, власть денег, моды или общественного мнения. Так, чем богаче человек, тем больше он зависит от власти денег и, соответственно, чем большим объемом информации обладает массовая аудитория, тем больше она зависит от власти СМИ. Еще раз подчеркнем: СМИ как «четвертая власть» есть всего лишь идеологически проявляющаяся власть журналистики как социального института, причем не тождественная власти общественного мнения.

«Глас народа – глас Божий!», — утверждает формула аббата Алькуена, которая характеризует силу и власть общего мнения. Помня об этом, Наполеон не раз повторял, что последнее слово всегда будет за общественным мнением, приговор которого страшнее судебного, так как ни обжаловать, ни отменить, ни проигнорировать его невозможно. Поэтому никогда, надеемся, никто даже для красного словца не додумается сказать: «Глас СМИ — глас Божий!» Поэтому недопустимо пренебрежительное, уничижительное, нарушающее базовые этические принципы и ценности отношение СМИ и журналистов, прежде всего, к государственной власти и идеологии государства, так как это говорит об абсолютном неуважении к воле избирателей. Недопустимо, образно говоря, чтобы медиадемократия превратилась в медиакратию, так как последняя является самой главной угрозой информационной безопасности гражданского общества.

В системе отношений журналистики и идеологических процессов тезис о том, что СМИ — это «четвертая власть» носит исключительно парадоксальный для идеологии белорусского государства характер. Прежде всего, потому, что как справедливо когда-то заметил лорд Актон: «Власть развращает; абсолютная власть развращает абсолютно!» Необходимо подчеркнуть, что власть развращает журналистов и СМИ, но сама по себе не имеет изначально подобного порока. Это, например, как с электричеством — будучи правильно подключено, оно дает свет и тепло, в случае грубого нарушения этих правил оно несет угрозу жизни и даже смерть для человека. Другими словами, все упирается в настоящее время в характер использования власти — преследуются при этом собственные цели СМИ, их владельцев, скрытых и явных, или же во главе угла благо человека, общества, государства.

СМИ, журналистам просто нелепо считать себя объектом, достойным массового почитания. Это все равно, как если бы осел, на котором Иисус въехал в Иерусалим, решил бы, что приветствия народа, громко радующегося и расстилающего на дороге свои одежды, обращены именно к нему, ослу. Следует понимать, что навязывание обществу восприятия СМИ как «четвертой власти» приводит к почти ничем не ограниченному самоуправству средств массовой информации, когда журналисты начинают жить по принципу «поскольку я на этом месте, то могу делать все, что пожелаю». Поведение журналистов в подобном случае диктуется крайним эгоцентризмом и полным безразличием к окружающим, обществу в целом. Власть для СМИ, на наш взгляд, — это, как соленая вода: чем больше пьешь, тем сильнее тебя мучит жажда. Жажда власти может развратить самого честного и объективного журналиста. Образно говоря, очень трудно, взобравшись на пьедестал, каковым в наше время являются СМИ, прежде всего телевидение, омывать ноги стоящим у его подножия. Поэтому сегодня большинство СМИ, журналистов готовы следовать дорогой, о которой так точно написал Дж. Мильтон в своем знаменитом произведении «Потерянный рай и возвращенный рай» — «Нет ничего выше власти, пусть в аду. Лучше властвовать в аду, чем служить на небесах».

Особенно это характерно для телевидения и тележурналистов. Ведь, если следовать постулатам Эйнштейна, то, чем больше энергия тела, тем больше оно деформирует пространство вокруг себя. С этой позиции, в наибольшей степени влияет на информационное поле страны телевидение, которое пытается охватить все это поле, все другие СМИ, аудитории, общество в целом. Как указывал П.Бурдье: «Политическая опасность, порождаемая обычным использованием телевидения, заключается в особой способности изображения производить то, что литературные критики называют эффектом реальности: телевидение показывает и заставляет поверить в то, что показывает… телевидение, которое по идее является инструментом отображения реальности, превращается в инструмент создания реальности. Мы все больше и больше приближаемся к пространству, в котором социальный мир описывается и предписывается телевидением»[91].

Согласно данным исследования, проведенного в марте—апреле 2003 года Центром социологических и политических исследований и факультетом журналистики БГУ по репрезентативной случайной многослойной выборке (объем выборки 1500 респондентов, средняя ошибка репрезентативности 0,53%), в информационном поле Беларуси нет серьезной конкуренции между печатными и аудиовизуальными СМИ в силу безусловного доминирования телевидения как основного источника массово-политической информации.

Как хорошо видно из данных, приведенных в таблице, информацию из телепередач по проблемам политики получает 67,0% белорусской аудитории СМИ, по проблемам экономики — 59,8% и по проблемам культурной жизни — 61,3%. Причем в ряде регионов эти показатели существенно выше, чем в целом по республике. Например, телевидение является абсолютно доминирующим источником массовой информации по всем проблемам жизни общества для населения Витебской, Минской и Могилевской областей.

Характерно, что ситуация с монополизацией телевидением информационного поля республики будет все более усложняться. С одной стороны, будут действовать политические факторы информационной глобализации. Сегодня широко известен один из предвыборных лозунгов итальянского премьера Берлускони — «Тот, кто не любит телевидения, не любит Америку!» (сейчас так начинают говорить о тех, кто не любит Интернет или информационные супермагистрали). С другой стороны, все более изменяется технологическая сущность самого телевидения.

Как абсолютно справедливо пишет П.Вирилио: «Появление трансляции в реальном времени, «прямого включения», связанного с использованием предельной скорости электромагнитных волн, преобразует старое «телевидение» в полномасштабное планетарное видение. Появление СNN и его автор означает то, что привычное телевидение уступает место теленаблюдению»[92].

Наши рекомендации