Московское княжество в XII—XIV вв., усиление власти московских

Князей.

Возвышение Москвы. Москва, которая была до нашествия монголо-татар небольшим

пограничным пунктом Владимиро-Суздальско го княжества, в начале XIV в. превращается в

важный политический центр того времени. Москва занимала географически выгодное центральное положение среди русских земель. Москва являлась центром развитого ремесла,

сельскохозяйственного производства и торговли. Она оказалась важным узлом сухопутных и

водных путей, служивших как для торговли, так и для военных действий.

Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только другие русские княжества, но и церковь.

Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского —

Даниил Александрович (1276—1303). При нем быстро росла территория Московского

княжества. В 1301г. в его состав вошла отвоеванная у рязанского князя Коломна. В 1302г. по

завещанию бездетного переяславльского князя его владения перешли к Москве. В 1303г. из

состава Смоленского княжества к Москве был присоединен Можайск. Таким образом,

территория Московскою княжества за три года увеличилась вдвое и стала одной из крупнейших

в северо-восточной Руси. Поскольку Можайск расположен у истоков Москва-реки, а Коломна

— у устья, с их присоединением вся река оказалась во владении московских князей.

Московский князь вступил в борьбу за Великое княжение.

Борьба Москвы и Твери за великокняжеский престол. Как представитель более старшей

ветви, тверской князь Михаил Ярославич (1304—1317) получил в Орде ярлык на великое

княжение. Но обвиненный в смерти жены хана, был казнен, а ярлык получила Москва. Однако уже в 1325г. Юрий был убит старшим сыном Михаила Тверского —

Дмитрием Грозные Очи. Хан Узбек казнил Дмитрия, но, продолжая политику стравливания

русских князей, передал великое княжение брату казненного — Александру Михайловичу

(1326—1327).

Иван Калита. Иван Данилович (1325—1340), разгромив восстание в Твери, получил ярлык

на великое княжение, который с этого времени почти постоянно оставался в руках московских

князей.

Великий князь сумел добиться тесного союза между великокняжеской властью Москвы и

церковью. Москва стала религиозным и идеологическим центром Руси.

При Иване Калиге усилилась роль Москвы как центра объединения всех русских земель. Он добился необходимой передышки от ордынских вторжений, давшей возможность поднять экономику и накопить силы для борьбы с монголо-татарами. Иван Калига получил право сбора дани с русских княжеств и доставки ее в Орду. Не прибегая к оружию, он значительно расширил свои владения.

Своеобразным символом успехов и силы Московского княжества - была постройка всего за

два года неприступного белокаменного Кремля Москвы (1367)

Куликовская битва.

Заключив союз с литовским князем, Мамай новел свои войска на Русь.

Дмитрий проявил себя как талантливый полководец, приняв нетрадиционное для того времени

решение переправиться через Дон и встретиться с врагом на территории, которую Мамай

считал своей, В то же время Дмитрий поставил цель не дать Мамаю соединиться с князем литовским до начала сражения. За личную храбрость в битве и полководческие заслуги Дмитрий получил прозвище Донской.

Куликовская битва показала мощь и силу Москвы как политического и экономического центра — организатора борьбы за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. Благодаря Куликовской победе был уменьшен размер дани. В Орде было окончательно признано политическое Главенство Москвы среди остальных русских земель. Разгром ордынцев в Куликовском сражении значительно ослабил их мощь.

Особенности социально-экономического и политического развития

Московского княжества в XII - XV вв. Новая государственная идеология.

"централизация" -два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра - Москвы и создание централизованного гос аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.
В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство.

Серьезной политической силой становилась церковь, сосредоточившая в своих руках значительные земельные владения и ценности и в основном определявшая идеологию формирующегося самодержавного государства (идея "Москва - третий Рим", "православное царство", "царь - помазанник божий").Централизация привела к существенным изменениям в государственном аппарате и государственной идеологии. Великий князь стал называться царем по аналогии с ордынским ханом или византийским императором. Русь приняла от Византии атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику. Сформировавшееся понятие самодержавной власти означало ее абсолютную независимость и суверенность.

Наши рекомендации