Московское княжество в XII—XIV вв., усиление власти московских
Князей.
Возвышение Москвы. Москва, которая была до нашествия монголо-татар небольшим
пограничным пунктом Владимиро-Суздальско го княжества, в начале XIV в. превращается в
важный политический центр того времени. Москва занимала географически выгодное центральное положение среди русских земель. Москва являлась центром развитого ремесла,
сельскохозяйственного производства и торговли. Она оказалась важным узлом сухопутных и
водных путей, служивших как для торговли, так и для военных действий.
Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только другие русские княжества, но и церковь.
Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского —
Даниил Александрович (1276—1303). При нем быстро росла территория Московского
княжества. В 1301г. в его состав вошла отвоеванная у рязанского князя Коломна. В 1302г. по
завещанию бездетного переяславльского князя его владения перешли к Москве. В 1303г. из
состава Смоленского княжества к Москве был присоединен Можайск. Таким образом,
территория Московскою княжества за три года увеличилась вдвое и стала одной из крупнейших
в северо-восточной Руси. Поскольку Можайск расположен у истоков Москва-реки, а Коломна
— у устья, с их присоединением вся река оказалась во владении московских князей.
Московский князь вступил в борьбу за Великое княжение.
Борьба Москвы и Твери за великокняжеский престол. Как представитель более старшей
ветви, тверской князь Михаил Ярославич (1304—1317) получил в Орде ярлык на великое
княжение. Но обвиненный в смерти жены хана, был казнен, а ярлык получила Москва. Однако уже в 1325г. Юрий был убит старшим сыном Михаила Тверского —
Дмитрием Грозные Очи. Хан Узбек казнил Дмитрия, но, продолжая политику стравливания
русских князей, передал великое княжение брату казненного — Александру Михайловичу
(1326—1327).
Иван Калита. Иван Данилович (1325—1340), разгромив восстание в Твери, получил ярлык
на великое княжение, который с этого времени почти постоянно оставался в руках московских
князей.
Великий князь сумел добиться тесного союза между великокняжеской властью Москвы и
церковью. Москва стала религиозным и идеологическим центром Руси.
При Иване Калиге усилилась роль Москвы как центра объединения всех русских земель. Он добился необходимой передышки от ордынских вторжений, давшей возможность поднять экономику и накопить силы для борьбы с монголо-татарами. Иван Калига получил право сбора дани с русских княжеств и доставки ее в Орду. Не прибегая к оружию, он значительно расширил свои владения.
Своеобразным символом успехов и силы Московского княжества - была постройка всего за
два года неприступного белокаменного Кремля Москвы (1367)
Куликовская битва.
Заключив союз с литовским князем, Мамай новел свои войска на Русь.
Дмитрий проявил себя как талантливый полководец, приняв нетрадиционное для того времени
решение переправиться через Дон и встретиться с врагом на территории, которую Мамай
считал своей, В то же время Дмитрий поставил цель не дать Мамаю соединиться с князем литовским до начала сражения. За личную храбрость в битве и полководческие заслуги Дмитрий получил прозвище Донской.
Куликовская битва показала мощь и силу Москвы как политического и экономического центра — организатора борьбы за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. Благодаря Куликовской победе был уменьшен размер дани. В Орде было окончательно признано политическое Главенство Москвы среди остальных русских земель. Разгром ордынцев в Куликовском сражении значительно ослабил их мощь.
Особенности социально-экономического и политического развития
Московского княжества в XII - XV вв. Новая государственная идеология.
"централизация" -два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра - Москвы и создание централизованного гос аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.
В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство.
Серьезной политической силой становилась церковь, сосредоточившая в своих руках значительные земельные владения и ценности и в основном определявшая идеологию формирующегося самодержавного государства (идея "Москва - третий Рим", "православное царство", "царь - помазанник божий").Централизация привела к существенным изменениям в государственном аппарате и государственной идеологии. Великий князь стал называться царем по аналогии с ордынским ханом или византийским императором. Русь приняла от Византии атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику. Сформировавшееся понятие самодержавной власти означало ее абсолютную независимость и суверенность.