Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ)

Непосредственный объект преступления – нормальное развитие и воспитание несовершеннолетнего.

Потерпевшим может быть лицо, не достигшее 18-летнего возраста.

Объективная сторона преступления заключается в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления. Под вовлечением понимается возбуждение у несовершеннолетнего желания совершить преступление. Способы вовлечения – обещания, обман, угрозы или иной способ.

При рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, необходимо тщательно выяснять характер взаимоотношений между взрослым и подростком, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий.

Преступление является оконченным с момента вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления независимо от того, совершил ли он какое-либо из противоправных действий.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла – нужно устанавливать, осознавал ли взрослый либо допускал, что своими действиями вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления. Если взрослый не знал о несовершеннолетии лица, вовлеченного им в совершение преступления, он не может привлекаться к ответственности по комментируемой статье.

Субъектом преступления может быть только лицо, достигшее возраста 18 лет. Частью 2 ст. 150 УК РФ в отношении субъекта установлены дополнительные требования – им может быть родитель, педагог либо иное лицо, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.

Квалифицирующими признаками преступления также являются:

вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем применения насилия или угрозы его применения;

вовлечение несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ)

Непосредственный объект преступления – нормальное развитие и воспитание несовершеннолетнего.

Потерпевшим может быть лицо, не достигшее 18-летнего возраста.

Объективная сторона заключается в вовлечении:

в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;

в занятие бродяжничеством или попрошайничеством.

Вовлечение может осуществляться различными способами, главное, чтобы в результате этого у несовершеннолетнего возникло желание неоднократного (три и более раза) употребления спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятия бродяжничеством или попрошайничеством.

Субъективная сторона – прямой умысел.

Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 18 лет, а по ч. 2 ст. 151 УК РФ – родитель, педагог либо иное лицо, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.

Не подлежит уголовной ответственности родитель несовершеннолетнего, который вовлекал несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством из-за тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствием места жительства.

Кража

Непосредственный объект преступления – право собственности.

Объективная сторона заключается в краже, под которой понимается тайное хищение чужого имущества.

Как тайное хищение чужого имущества (кража) следует квалифицировать действия лица, совершившего незаконное изъятие имущества в отсутствие собственника, или иного владельца этого имущества, или посторонних лиц либо хотя и в их присутствии, но незаметно для них. В тех случаях, когда указанные лица видели, что совершается хищение, однако виновный исходя из окружающей обстановки полагал, что действует тайно, содеянное также является тайным хищением чужого имущества.

Если присутствующее при незаконном изъятии чужого имущества лицо не сознает противоправность этих действий либо является близким родственником виновного, который рассчитывает в связи с этим на то, что в ходе изъятия имущества он не встретит противодействия со стороны указанного лица, содеянное следует квалифицировать как кражу чужого имущества. Если перечисленные лица принимали меры к пресечению хищения чужого имущества (например, требовали прекратить эти противоправные действия), то ответственность виновного за содеянное наступает по ст. 161 УК РФ.

Если в ходе совершения кражи действия виновного обнаруживаются собственником или иным владельцем имущества либо другими лицами, однако виновный, сознавая это, продолжает совершать незаконное изъятие имущества или его удержание, содеянное следует квалифицировать как грабеж, а в случае применения насилия, опасного для жизни или здоровья, либо угрозы применения такого насилия – как разбой.

Кража считается оконченной, если имущество изъято и виновный имеет реальную возможность им пользоваться или распоряжаться по своему усмотрению (например, обратить похищенное имущество в свою пользу или в пользу других лиц, распорядиться им с корыстной целью иным образом).

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и корыстной целью.

Субъект преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 14 лет.

Квалифицирующие признаки предусмотрены:

1) ч. 2 ст. 158 УК РФ – кража, совершенная:

группой лиц по предварительному сговору;

с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище;

с причинением значительного ущерба гражданину;

из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем;

2) ч. 3 ст. 158 УК РФ – кража, совершенная:

с незаконным проникновением в жилище;

из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода;

в крупном размере;

3) ч. 4 ст. 158 УК РФ – кража, совершенная:

организованной группой;

в особо крупном размере.

Отличие кражи от грабежа: кража – это тайное хищение, а грабеж – открытое хищение чужого имущества. Открытым хищением чужого имущества является такое хищение, которое совершается в присутствии собственника или иного владельца имущества либо на виду у посторонних, когда лицо, совершающее это преступление, сознает, что присутствующие при этом лица понимают противоправный характер его действий независимо от того, принимали ли они меры к пресечению этих действий или нет.

Мошенничество.

В ст. 159 УК РФ мошенничество определяется как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием". По сравнению с кражей при мошенничестве более широко определяется предмет преступления. Предметом мошенничества может быть не только имущество, но и право на имущество. Права на имущество обычно закрепляются в разного рода документах, например ценных бумагах, долговых обязательствах, доверенностях на право распоряжения имуществом, завещаниях и т. п.

Объективная сторона мошенничества состоит в совершении обманных действий в целях незаконного получения чужого имущества или права на имущество, в злоупотреблении доверием потерпевшего в тех же целях.

Обман или злоупотребление доверием должны быть совершены в отношении дееспособного лица, которое по своей воле передает имущество или право на имущество в собственность или владение мошеннику. Обман недееспособного лица (малолетнего, душевнобольного) и получение от него имущества следует квалифицировать как кражу, а не как мошенничество.

В этом случае недееспособное лицо не может совершать юридически значимые сделки, его воля юридического значения не имеет.

Обман как средство введения в заблуждение потерпевшего может выражаться в искажении фактических или юридических данных, в ложном сообщении о личностных данных, например мошенник выдает себя за должностное лицо или за работника правоохранительных органов.

До сих пор распространенной формой мошенничества является совершение торговых или иных сделок на улице, когда потерпевшему или продают фальсифицированный товар, например медное кольцо вместо золотого или граненое стекло вместо бриллиантов, или передают так называемую куклу — пачку нарезанной бумаги вместо денег.

Обман может выразиться в представлении подложных документов для получения пенсии, надбавок к заработной плате, пособия по безработице и т. п.

Представление подложных документов с целью освободиться от уплаты налогов, или снизить их размер не может признаваться хищением, так как необходимым признаком хищения является получение реального чужого имущества и причинение ущерба собственнику путем уменьшения его имущественного достояния, а не путем упущенной выгоды.

Обман в личности может повлечь согласие потерпевшего передать имущество внешне как бы на законном основании. Например, предъявляя подложные документы работников милиции, преступники производят обыск в квартире коммерсанта, принимают ценности, составляют фиктивный протокол об изъятии и скрываются.

Нельзя согласиться с мнением, что в случаях, когда злоумышленник выдает себя за должностное лицо и на этом основании получает взятку, имеет место мошенничество*. В этом случае деяние следует квалифицировать как подстрекательство к даче взятки со стороны лица, выдающего себя за государственного служащего и т.п., и как покушение на дачу взятки со стороны лица, давшего обманщику деньги.

Следует иметь в виду; что в данном случае имеет место обман в связи с совершением преступления и поэтому обманутый не признается потерпевшим (как это имеет место при мошенничестве) и не может требовать возврата переданного в виде "взятки" имущества, которое конфискуется в доход государства. При ином решении может получиться, что мошенником является киллер, который получил аванс за заказное убийство, но не стал совершать убийство и присвоил деньги, а заказчик убийства является потерпевшим от мошенничества и, следовательно, должен наделяться всеми правами потерпевшего. Очевидно, что такое решение противоречит не только нормам права, но и здравому смыслу.

Наши рекомендации