Модель преобразования бизнеса Ф. Гуияра и Д. Келли
Для описания системы организационных преобразований Френсис Гуияр (известный американский консультант, выпускник Чикагского университета, старший вице-президент Gemini) и Джеймс Келли (его коллега) выбрали уже не раз использовавшуюся аналогию между организацией и человеческим организмом. Предпосылка, лежащая в основе преобразования бизнеса, по мнению авторов, заключается в том, что сложность современной организации бросает вызов ее механистическому описанию, что корпорация подобна живому организму и представляет собой биологическую корпорацию. Авторы рассматривают компании как живых, обладающих волей существ, подобных людям, имеющих тело, мозг и дух. Компании рождаются, растут, заболевают, выздоравливают, взрослеют и стареют, мыслят, делают выбор, учатся, работают и чувствуют. Каждая компания уникальна, ее индивидуальность складывается из комбинации сделанного выбора и воздействия окружающей среды.
Авторы считают, что для биологической корпорации секрет вечной жизни заключается в способности управлять одновременно преобразованием всех своих систем в едином стремлении к достижению общих целей.
Биологическая модель преобразования бизнеса состоит из четырех широких «терапевтических» категорий, которые названы четырьмя элементами преобразования. Дословно в оригинале книги речь идет о «четырех R преобразования» (Reframe — рефрейминг, Restructure — реструктуризация, Revitalize — оживление, Renew — обновление) (рис. 3.3). Поэтому их теория известная как «модель четырех R».
Рис. 3.3. Модель преобразования бизнеса
Рефрейминг— сдвиг в представлении корпорации о том, чем она является сейчас и чего может достичь. Этот элемент преобразования обращен к сознанию (мозгу) компании. Рефрейминг раскрывает корпоративное сознание, наполняя его новым видением перспективы и решимостью к переменам.
Реструктуризация— важный подготовительный этап, позволяющий компании достичь такого уровня эффективности, который обеспечивает ей конкурентоспособность. Она имеет дело с организмомкомпании, поэтому конкурентоспособность, т. е. необходимость быть подтянутым и соответствовать окружающей среде, имеет основное значение. Это та область преобразования, где отдача самая быстрая, а трудности, связанные с корпоративной культурой, самые существенные, поскольку там часто возникают неизбежные побочные эффекты, например увольнения и волнения среди работников.
Оживление (ревитализация)— возбуждение роста посредством установления связи организма корпорации с окружающей средой. Из всех четырех элементов оживление — самый значимый фактор, который четко отличает преобразование от простого сокращения размеров компании.
Обновлениеимеет дело с человеческой стороной процесса преобразования и с духомкомпании. Оно связано с приобретением людьми новых навыков и постановкой новых целей, что позволяет компании регенерироваться. Оно включает создание нового метаболизма, быстрое распространение знаний внутри фирмы, адаптацию к изменениям окружающей среды.
Авторы определяют преобразование бизнеса как организованное перепроектирование генетической архитектуры корпорации, которое достигается в результате одновременной работы, хотя и с разной скоростью, по четырем направлениям (элементам): рефреймингу, реструктуризации, оживлению и обновлению.
Компании — это живые организмы. Подобно людям, им нужно целостное медицинское обслуживание, а не лечение отдельных органов.
Модель Гуияра и Келли основывается на предположении, что биокорпоративный геном определяют 12 «хромосом», по три хромосомы на каждый из четырех элементов преобразования. Каждая хромосома порождает биокорпоративную систему, и каждая глава книги посвящена одной из них. Роль команды руководителей заключается в том, чтобы действовать как генетические архитекторы корпорации. Роль лидера как генетического архитектора состоит, по существу, в программировании «кода» корпорации. С этой точки зрения, каждая хромосома и биокорпоративная система соответствует задаче высшего руководства компании (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Хромосомы элементов преобразования (в соответствии со схемой рис. 3.3)
Три системы обновления 10. Разработка системы вознаграждения. Структура вознаграждения порождает чувство удовлетворения, благодарности. 11. Организация индивидуального научения. Индивидуальное научение способствует самоактуализации работников компании. 12. Развитие организации. Развитие организации воспитывает у индивидуумов чувство общности. | Три хромосомы рефрейминга 1. Достижение мобилизации. Мобилизация — это процесс накопления умственной энергии, необходимой для поддержки процесса преобразования; он означает расширение области мотивации и преданности от личности до масштабов всего коллектива. 2. Выработка видения перспективы. Видение перспективы создает чувство цели, определяет смысл существования. 3. Построение системы показателей. Система показателей создает чувство преданности |
Три системы оживления (ревитализации) 7. Концентрация на потребностях рынка. Рынок для корпорации — это то же, что чувствадля человеческого организма;; ориентация на рынок связывает корпоративный мозг и тело с окружающей средой. 8. Изобретение новых видов бизнеса. Создание новых направлений бизнеса дает корпорации новую жизнь, поэтому рассматривается как корпоративный эквивалент человеческой репродуктивной системы. 9. Информационные технологии меняют правила. Технология подобна нервной системе человеческого организма, она связывает все части тела и позволяет испытывать ощущения, порождаемые окружающей средой. | Три хромосомы реструктуризации 4. Построение экономической модели —Экономическая модель — это то же самое для корпоративного организма, что сердечно-сосудистая система для организма человека, которая снабжает кислородом все нуждающиеся в них части организма. 5. Упорядочение физической инфраструктуры. Перепроектирование физической инфраструктуры корпорации - корпоративный эквивалент скелета человека. 6. Перепроектирование архитектуры работ. Производственные процессы являются двигателем деловой жизни, биокорпоративной мышечной системой. Реинжиниринг переносится в область биореинжиниринга. |
Следует отметить, что, в отличие от многих исследователей проблем организационных изменений, Гуияр и Келли не только обсуждают общие принципы, но и рассматривают конкретные приемы функционального менеджмента, полезные для реализации изменений. В то же время авторы модели отдали должное и современным информационным технологиям, и методу реинжиниринга, преобразовав его в биореинжиниринг.