Правосознание – это совокупность идей, теорий, чувств, взглядов, настроений и т.п., в которых выражается отношение людей к праву действовавшему, действующему и желаемому
При изучении правосознания исследуются такие вопросы как сущность правосознания, его структура, функции, соотношение с правом, влияние правосознания на поведение и воспитание человека.
Наряду с правосознанием в обществе существуют политическое, моральное и другие виды сознания. Они выражают, соответственно, взгляды и представления людей о политике, проводимой государством, ее достоинствах и недостатках, о моральном и нравственном состоянии общества, других сферах общественной жизни.
Правосознание в отличие от политического, морального и иных видов общественного сознания представляет собой более четкую, определенную и жесткую систему взглядов и представлений, поскольку оно основано на нормах права, которые являются конкретными и однозначными правилами поведения, предписываемыми государством.
Правосознание может вступать во взаимодействие с иными формами общественного сознания, испытывать их воздействие. Взаимодействуя друг с другом, форму общественного сознания совместно определяют цели, стандарты поведения, в соответствии с которыми субъекты должны сообразовывать свои поступки. Особенно тесным является взаимодействие правосознания и нравственного сознания. Нравственные ориентиры, представления о добре, зле и справедливости, пронизывая содержание правовых взглядов, во многих случаях лежат в основе их формирования. Падение уровня нравственности крайне отрицательно сказывается на правосознании: формируется пренебрежительное отношение к праву, моральные факторы перестают работать в качестве средства предупреждения правонарушений.
Содержание правосознания всегда имеет оценочный характер. Оно определяет, прежде всего, какими должны быть действующие нормы права, и с этой целью соотносит их с реально существующими общественными отношениями, интересами конкретной социальной группы или личности.
Основными структурными частями правосознания являются правовая психология и правовая идеология.
Правовая психология – это совокупность чувств, настроений, ощущений, представлений и иллюзий, связанных с правовыми явлениями, существующими в обществе. Она формулируется на основе практического жизненного опыта и характеризует стихийно складывающееся отношение к праву, когда в сфере права человек руководствуется в основном эмоциями, психологическим состоянием.
Правовая идеология – это осмысленная система взглядов и теорий в области права, которая выражает понимание роли и значения права, других правовых явлений в обществе. Идеология обычно выражает взгляды определенного слоя или класса людей, либо всего общества.
Сущностная характеристика правосознания должна быть дополнена функциональной.
Функции правосознания – это основные направления его влияния на общественные отношения и поведение человека.
Основными функциями правосознания являются: познавательная, оценочная и регулятивная. Выделяют также функцию моделирования и функцию прогнозирования.
Познавательная функция выражается в приобретении человеком определенных юридических знаний в процессе его интеллектуальной, мыслительной деятельности. Данная функция способствует расширению знаний человека, повышению его уровня юридической подготовки.
Оценочная функция позволяет человеку составить представления об основных сторонах правовых явлений в обществе, а именно: а) о характере состояния, направленности, обоснованности законодательства; б) об уровне выполнения законов и подзаконных актов гражданами, должностными лицами, органами и организациями; в) о деятельности правоохранительных органов по защите прав гражданина, борьбе с правонарушениями; г) о своем собственном правовом положении и поведении в области права.
Регулятивная функция выражается в оказании влияния правосознания на поведение человека. Она представляет собой сложное явление, которое включает в себя интеллектуальное, эмоциональное и волевое содержание и характеризуется как правовая установка.
Правовая установка - это предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию, явления, происходящие в сфере правовых отношений и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.
Функция моделирования выражается в том, что правосознание, как творческая умственная деятельность, предоставляет возможные конструкции вновь создаваемого права, совершенствование действующего и тем самым моделирует правовую систему. На основании этой модели в последующем законодатель создает реальное право, принимая разработанные и предложенные учеными, юристами-практиками проекты законодательных и иных нормативных правовых актов.
Функция прогнозирования тесно связана с функцией моделирования. Она заключается в определении возможных последствий принятия тех или иных правовых норм, выделяя положительное и отрицательное их влияние на общественные, отношения и определяя наиболее оптимальную модель правового регулирования.
Правосознание делится на видыпо различным основаниям.
1. По субъектам правосознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное.
Индивидуальное – это правосознание отдельного человека, групповое – определенной группы людей и общественное – всего общества. Эти виды правосознания не изолированы друг от друга. Они тесно связаны, хотя имеют определенные особенности. Так, индивидуальное и групповое правосознание может быть социальным и антисоциальным. Оно может соответствовать, а может и не соответствовать реальным правовым явлениям в обществе, то есть быть правильным или ошибочным.
2. По глубине познания правовых явлений правосознание делится на обыденное, научное и профессиональное.
Обыденное правосознание складывается стихийно под влиянием конкретных условий, личного опыта и практических знаний.
Научное или теоретическое правосознание формируется на основе широких научных исследований и обобщений правовых явлений, изучения юридической практики. Оно свойственно, в основном, ученым-юристам.
Профессиональное правосознание представляет собой правовые знания практических юристов. Оно включает в себя не только глубокое знание тех или иных отраслей права, но и имеет характер правовой идеологии. Это означает что профессиональное правосознание оценивает право как необходимое и полезное для общества явление, а его нормы как целесообразные и справедливые правила, признает право как фактор, обеспечивающий стабильность в обществе.
Профессиональное правосознание выражает согласие с существующим в обществе правовым регулированием и поддерживает его.
Правовая культура – одна из форм человеческой культуры. В переводе с лат. слово cultura означает «возделывание», «воспитание». Более полно культуру можно определить как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.
Культура может быть материальной и духовной. Правовая культура, будучи частью культуры в целом, не имеет однозначного понимания.
В отечественной юриспруденции существует понимание правовой культуры в широком и узком смыслах. В широком смысле правовая культура включает в себя все правовые явления и институты; законодательство, юридические учреждения, деятельность органов государства (юридическую практику), правовое поведение граждан, правовое сознание, тем самым правовая культура отождествляется с правовой системой.
Понимание правовой культуры в узком смысле связано с характеристикой правовой деятельности, ее уровня, направленности, форм и способов, что и обусловливает качество правовой жизни.
В целом правовую культуру можно определить как совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере.
Правовая культура отличается от правосознания тем, что последнее включает в себя лишь совокупность идей, воззрений, теорий ориентаций, выражающих отношение общества и индивида к праву, а правовая культура представляет собой положительный тип отношений к правовым явлениям, который выражается в деятельности индивида, юридических учреждений. Поэтому правовая культура – понятие более широкое, нежели правосознание. Оно характеризует уровень правосудия, включает в себя степень знания права, правовые ориентации, лежащие в основе деятельности исполнительной власти и должностных лиц.
В юридической литературе в качестве структурных элементов правовой культуры выделяют цивилизованное право, высокое правосознание, законность, правопорядок и эталонное поведение субъекта. Вместе с тем структура правовой культуры может быть представлена как системное образование, которое включает в себя культуру правового сознания, правомерного поведения и культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов (последняя неизбежно означает рассмотрение материального аспекта правовой культуры).
Правовая культура немыслима без человека и его деятельности, без прогрессивной направленности этой деятельности и передового мышления. Она выступает как социальное явление, имеющее ярко выраженную цель, охватывающее всю совокупность важнейших ценностных компонентов правовой реальности в ее фактическом функционировании и развитии.
В соответствии с этим в правовой культуре можно выделить три уровня: обыденный, профессиональный и доктринальный.
Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Обыденная правая культура имеет поверхностный и неглубокий характер.
Профессиональный уровень правовой культуры складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Юристы-практики вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере свой деятельности, качественно овладевают правовыми навыками и умеют действовать профессионально.
Доктринальный уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права.
Структура правовой культуры представляет собой взаимодействие различных компонентов позитивного правового поведения. Их можно условно сгруппировать в три блока:
1) познавательный (гносеологический);
2) ценностно-ориентационный;
3) деятельностный (поведенческий).
Познавательный блок охватывает правовую информированность людей, юридическую образованность, знание ими законов. Юридическая подготовка индивида основывается так же и на эмоциях, чувствах, стереотипах, которые формируют его уважительное отношение к праву.
Ценностно-ориентационный блок составляют правовые установки, правовые ценностные ориентации, переходящие в личностную структуру поведения, определяющие направленность правовой активности, готовность позитивно воспринимать правовую информацию, оценивать ее и действовать на основе сформулированного отношения.
Деятельностный блок содержит устойчивые формы правомерного поведения, направленные на соблюдение, исполнение, использование субъективных прав и юридических обязанностей.
Правовая культура выполняет несколько функций: познавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, коммуникативную и прогностическую.
Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Эта функция тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества.
Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка. Регулятивная функция правовой культуры осуществляется посредством реализации правовых и других социальных норм. В этом смысле правовая культура обеспечивает следование правовым предписаниям и тем самым вносит упорядоченность в общественные отношения.
Нормативно-ценностная функция правовой культуры состоит в «изменении» индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права. В результате культурно-правовой оценки одни элементы правовой действительности получают одобрение. Другие – подвергаются критическому осмыслению.
Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей. Коммуникативная функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.
Прогностическая функция правовой культуры охватывает тенденции развития правотворчества и реализации права, проблема укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.
С точки зрения носителейправовой культуры она подразделяется на правовую культуру общества, группы и личности.
Индивидуальная правовая культура проявляется в глубоком знании и понимании ценности права, юридической подготовленности личности к восприятию позитивных изменений в законодательстве, в развитии, навыках и внутренней потребности использовать право.
Будучи представителем социальной группы, слоя (рабочих, интеллигенции, юристов, студентов и т.д.), личность испытывает на себе влияние ценностных ориентаций группы, составляющих правовую субкультуру.
Правовая культура общества выражается в гарантиях объективных прав и свобод, правовой активности граждан, уважении к правосудию, их готовности соблюдать и исполнять законы, уровне совершенства законодательства, уровне правосознания должностных лиц, их убежденности следовать предписаниям норм права, в эффективности работы правоохранительных органов, наконец в уровне законности и правопорядка.
Вся в целом правовая культура взаимосвязана с политической, нравственной, этической и иными видами культуры и является выражением общественного культурного состояния общества.
Правовое воспитание является составным элементом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются более действенные способы и формы осуществления этой функции, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправления и общества в целом.
Правовое воспитание – это прежде всего целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.
Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение – на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека.
Воспитывающее обучение предполагает непрерывную связь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая правосознание, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые знания. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию – положительное отношение к праву, правовым явлениям и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний.
Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Цели получают свою конкретизацию в задачах правового воспитания, каковыми являются:
1) формирование знаний о системе основных правовых предписаний, правильном понимании и уяснении их содержания и значения;
2) формирование глубокого внутреннего уважения к праву, Конституции, правопорядку и суду;
3) формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике;
4) формирование привычки поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;
5) формирование прочного и устойчивого духовного правового иммунитета к совершению нарушений правовых норм.
Решение задач предусматривает использование определенного арсенала средств, к которым относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание.
В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации.
Важнейшим направлением правового воспитания является борьба с правовым нигилизмом.
Правовой нигилизм представляет собой отрицание социальной и личностной ценности права, отношение к нему как к малозначительному и несовершенному регулятору общественных отношений.
Наряду с правовым нигилизмом существует и другая крайняя оценка роли права в обществе. Она выражается в придании праву сверхъестественных возможностей и называется правовым фетишизмом.
Люди, придерживающиеся этой точки зрения, полагают, что достаточно принять закон по тому или иному вопросу, и все проблемы, связанные с ним, будут решены.
3. Методические рекомендациипо изучению курса и выполнению домашних заданий для студентов заочного отделения юридического факультета.