Глава 2. Конфликт как социальное явление: общая характеристика понятия
Исходные представления о социальном конфликте. Понимание социального конфликта в исторической ретроспективе. Функции социального конфликта. Конфликт и псевдоконфликт.
1. Исходные представления о социальном конфликте
Конфликтология является социальной наукой и изучает конфликты в социальной среде. Следовательно, в качестве участников (субъектов) конфликта могут рассматриваться только люди (индивиды и коллективы), а это, в свою очередь означает, что не являются социальными конфликтами отношения между людьми и техникой, природой, животными, либо внутренние противоречивые чувства переживаемые индивидом («конфликт самого с собой»). Конфликтом может быть только фактическое поведение, мысли, чувства, эмоции не получившие своего внешнего проявления и поведенческого оформления не могут повлечь за собой начала конфликта и, тем более не могут рассматриваться в качестве конфликта как такового.
Следующим условием с наличием которого связан конфликт является противоречие, т.е. противопоставление интересов сторон-участников конфликта. Далее, конфликт – это фактическое поведение сторон-участников формой которого является открытое противостояние сторон, предполагающее в качестве основной целевой установки удовлетворение интересов одного из участников, за счет ущемления интересов другого (контрсубъекта).
Итак, основные признаки конфликта обозначены, это:
- социальный характер;
- фактический характер;
- противоречивость интересов участников (для отношения конфликтного характера характерно противопоставление «своих и чужих», «друзей и врагов», «цивилизованных и варваров» и т.п.);
- открытое столкновение противоречивых субъективных интересов;
- удовлетворение интересов одного субъекта за счет ущемления (ограничения) интересов контрсубъекта.
Ранее было сформулировано определение конфликта как специфического социального взаимодействия выраженного в форме открытого противоборства сторон (субъектов), в рамках которого удовлетворение интересов одной из участвующих сторон (субъекта) осуществляется за счет ущемления и причинения ущерба интересам другой стороны (контрсубъекта).
Конфликт в подобном понимании следует отличать от сходных по форме и содержанию, однако качественно отличных по сущности социальных состояний: спора, одностороннего властного решения предполагающего ущемление интересов стороны которой это решение адресовано, нахождения в оппозиции и т.п. В этих и других формах социального поведения имеет место такая важнейшая составляющая конфликта как противоречие субъективных интересов участников тех или иных общественных отношений. Вместе с тем, выступая в качестве предконфликтных и «конфликтопорождающих» ситуаций, перечисленные состояния собственно конфликтами являются далеко не всегда. К примеру, имели и имеют место многочисленные противоречия депутатского корпуса и президента России, которые вплоть до настоящего времени лишь однажды вылились в открытый конфликт (октябрьский политический кризис 1993 г.).
Определив для себя понятие конфликта, следует сразу оговориться, что данное понятие дается на современном этапе социального развития в соответствие с современными представлениями о сущности и содержании феномена «конфликт». Конечно, подобное понимание существовало не всегда, поэтому представляется целесообразным в рамках данной работы проанализировать особенности исторического генезиса представлений о данном социальном явлении.
2. Понимание социального конфликта в исторической ретроспективе
Конфликт как открытая форма социального противоборства предполагающая достижение интересов одних за счет ущемления интересов других сопровождает человеческое общество с момента его образования. Первые упоминания о конфликтах встречаются уже в Древнем Египте. Так в речениях Ипусера описываются бедствия постигшие страну в результате совершенного государственного переворота: «Лучшая земля в руках банд. Человек поэтому идет пахать со своим щитом. Воистину: кроткие говорят: «(Человек свирепый) лицом стал повсюду. Нет нигде человека вчерашнего дня». Воистину: грабитель повсюду. Раб с похищенным будет находить их. Тот, который не мог изготовить себе (даже сандалии), стал теперь собственником богатств. Воистину: сердце людей жестоко. Мор по всей стране. Кровь повсюду. Не удаляется смерть. Воистину: благородные в горе, простолюдины же в радости. Каждый город говорит: «Да будем мы бить сильных (имущих) среди нас. Воистину: право в стране (существует лишь) по званию своему. Воистину: воины бегут к мешкам (купца), подобно грабителям; расхищается имущество того»[9].
В процитированном отрывке достаточно четко отражены основные признаки конфликта: противоположность интересов, силовое противоборство сторон, реализация интересов одних за счет ущемления интересов других.
Описания различных конфликтных ситуаций содержаться в Библии. В частности классическим примером криминального конфликта является описание убийства Авеля его братом – Каином: «И был Авель пастырь овец; а Каин был земледелец. Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего… И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился и поникло лицо его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лицо твое. Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего и убил его. И сказал господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал (Господь – прим. Р.Р.): что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». [10] Приведенный пример интересен тем, что в нем представлены, по сути, все стадии конфликтной ситуации: возникновение, развитие, прекращение и разрешение. При этом Господь, выступает в качестве правоприменителя, устанавливая вину, Каина в содеянном, осуществляя правосудие и назначая наказание.
Знаменитые десять заповедей включают в себя нравственно-правовые запреты «не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего своего и др.»,[11] целью установления которых являлось предотвращение соответствующих конфликтов. Кроме того, в Библии закрепляются меры ответственности за ущерб, нанесенный инициатором конфликта пострадавшей стороне. «Когда деруться люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб».[12]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что интерес к конфликту как к поведенческой форме, в которой наиболее отчетливо проявляются межличностные и групповые противоречия сопровождает человечество с момента возникновения первичных политико-правовых институтов. При этом уже на самых ранних стадиях социального развития складываются два диаметрально противоположных подхода к оценке социальной значимости конфликта. Конфликты, направленные на нарушение общезначимых правил поведения объявляются социально-опасными и, следовательно, функционально-деструктивными. В свою очередь конфликты, возникающие в процессе защиты установленных в обществе правил и осуществления мер ответственности в отношении нарушителей признаются целесообразными, а значит и функционально-конструктивными.
Отмечая, внимание, уделяемое рассмотрению конфликтов, следует иметь в виду, что первоначальные исследования носили сугубо описательный характер. Вопросы, связанные с мотивацией поведения субъектов конфликтных отношений, динамикой возникновения, развития, прекращения и разрешения конфликтов, а также с их профилактикой стали предметом научных исследований гораздо позже.
3. Функции социального конфликта
Прежде чем приступить к рассмотрению функций конфликта, следует определиться со смыслом понятия «функция». Термин «функция» (от лат. function – отправление, деятельность)[13] несет в себе многосмысловую нагрузку. В философии функция – это явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления; в математике –это зависимая переменная величина, изменяющаяся по мере изменения другой величины, называемой аргументом; в медицине (биологии) – это работа производимая органом (организмом); в экономике (политике) – это роль, значение чего либо; в управлении – круг обязанностей[14]. Применительно к юриспруденции функция означает направление деятельности (воздействия).
Говоря о функциях конфликта как правило имеют в виду характеристику данного явления с точки зрения его места и роли в системе социальных отношений. Как уже отмечалось ранее оценка социальной значимости конфликта неоднозначна, соответственно можно говорить и о разнонаправленности представлений о содержании функций конфликта. На наш взгляд все имеющиеся точки зрения с определенной долей условности могут быть сведены к двум основным подходам: деструктивному (анормальному) и конструктивному (нормальному)
Характеристика конфликта в качестве социальной аномалии, фактора обусловливающего наступление деструктивных последствий позволяет говорить о том, что в качестве основной функции конфликта выступает разрушение сложившегося в той или иной социальной сфере порядка. К примеру, представляя собой глобальный международный конфликт Вторая мировая война своей функцией имела разрушение сложившегося мирового правопорядка, уничтожение «социально вредных представителей социума», ликвидацию наций, государств, режимов признанных сторонами-участниками вредными либо бесполезными. Конфликт в сфере бракоразводного процесса направлен на разрушение семейного союза и решение связанных с этим задач (раздел имущества, взыскание алиментов, лишение родительских прав и т.д.). Революция как конфликт в политической сфере направлена на разрушение сложившегося государственного строя и формирование качественно новой политико-правовой системы. Криминальный (уголовно-правовой) конфликт, а также конфликты административно-правового характера касаются посягательства на общезначимые правила поведения и субъективные права, получившие законодательное закрепление. Исследователи, признающие конфликт нежелательным явлением, считают его инструментом нарушения (разрушения) нормально функционирующей социальной системы. По их мнению, в своей изначальной основе конфликт не присущ системе и обычно возникает тогда, когда по каким либо причинам снижается эффективность сил обеспечивающих баланс и стабильность данной системы[15]. Но отсюда следует, что уже в самой возможности конфликта заложен стимул к появлению институтов для поддержания системы в устойчивом состоянии.
Вместе с тем, по мнению ряда исследователей, конфликт, являясь формой открытого противоборства сторон, вместе с тем представляет собой социализирующую силу, соединяющую, в конечном счете противоборствующие стороны и способствующую стабилизации общества[16]. Так, к примеру начало Второй мировой войны способствовало объединению перед лицом фашистской угрозы таких политических противников как СССР, США, Великобритания. В самом Советском Союзе Великая Отечественная война сыграла роль фактора способствовавшего объединению государства и общества. В своем обращении к населению страны 3. 07.1941 г. И.В. Сталин назвал граждан СССР своими «братьями и сестрами» и, тем самым поставил себя в равное с ними отношение. Таким образом, создавалась основа для социального единения представителей различных социальных групп перед лицом общего врага.
На наш взгляд, любой конфликт в функциональном аспекте одновременно является и формой проявления, и инструментом разрешения противоречий. При таком подходе к оценке функций конфликта возникает вопрос полезен или вреден конфликт для процесса поддержания социальной стабильности и социального развития? Иными словами, хорошо или плохо то, что конфликты возникают в процессе социального общения?
Из сопоставления различных точек зрения на проблему видно, что конфликт полезен тем, что, так или иначе, он разрешает возникающие противоречия. Вместе с тем, возникает вопрос, какой ценой оплачивается это разрешение? Ведь зачастую прекращение конфликта осуществляется путем разрушения или серьезного повреждения социальной системы. Поэтому о полезности конфликтов, с нашей точки зрения, можно говорить лишь в весьма конкретных случаях и притом в достаточно условном смысле.
Безусловно, разрешение возникающих противоречий - это объективная функция социального конфликта. Однако, значит ли это, что данная функция совпадает с целевыми установками участников конфликта? Нет, не значит или, во всяком случае, не всегда и не для всех. Если целью одной из сторон конфликта может быть действительно устранение противоречия (причем именно в свою пользу), то целью другой стороны вполне может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта либо разрешение противоречия без вступления в открытое противоборство. В конфликте могут быть заинтересованы даже не сами противоборствующие стороны, а третья сторона, провоцирующая конфликт[17]. Поэтому функции конфликта с позиций его участников могут быть гораздо более многообразны.
В контексте функциональной характеристики конфликта представляется целесообразным показать специфику конструктивных и деструктивных функций применительно к юридическим конфликтам. На наш взгляд деструктивная функция в правовой сфере представлена функцией противоправного воздействия конфликта на регулируемые и охраняемые правом общественные отношения. При этом сам конфликт приобретает форму правонарушения. К примеру, в функциональном смысле конфликт, связанный с совершением ограбления направлен на открытое противоправное завладение собственностью.
Конструктивная функция, в свою очередь представлена функцией правомерного воздействия. В данном случае конфликт может быть направлен на борьбу с противоправными деяниями (конфликты в сфере уголовного и административного права и процесса), преодоление конфликтной ситуации возникшей в следствие спора о праве (конфликты в сфере гражданского, трудового, семейного права, арбитражного процесса и др.), реализацию мер юридической ответственности (конфликты в сфере уголовно-исполнительного права). Функция правомерного воздействия реализуется в форме конфликтных правоотношений.
Наряду с охарактеризованными функциями конфликта представляется целесообразным также выделять информативную и коммуникативную функции.
Информативная функция характеризует конфликт в качестве источника информации. Сам факт возникновения конфликта и его социальной оценки предполагает наличие определенной информации о целевых установках и характере поведения конфликтующих сторон. Кроме того, нередко, конфликт изначально планируется с целью информирования о нем широких масс. В частности конфликты, связанные с совершением террористических актов не предполагают латентного развития и имеют одной из основных целей информирование населения о имеющих место либо ожидаемых негативных последствиях. При этом трансляция информации о конфликте рассматривается в качестве важного средства воздействия на общественное сознание, создания общественного резонанса вокруг факта конфликта, а также формирования общественного мнения по отношению к сферам социальной жизнедеятельности имеющим к конфликту опосредованное отношение (к примеру, освещение конфликта в СМИ позволяет говорить об эффективности правоохранительной системы с точки зрения ее способности осуществлять противодействие конфликтам).
Коммуникативная функция характеризует конфликт в качестве специфической формы социального взаимодействия. Конфликт возможен только в том случае, если носители противоречивых интересов вступают в непосредственный контакт друг с другом. Отсутствие такого взаимодействия означает принципиальную невозможность конфликта. Вместе с тем коммуникативная функция конфликта не исчерпывается взаимодействием лиц принимающих в конфликте непосредственное участие. Следует выделять также взаимодействие лиц принимающих в конфликте опосредованное участие (организаторы, пособники, лица находящиеся в зоне конфликта и т.п.), а также взаимодействие лиц деятельность которых направлена на противодействие конфликту (представители силовых структур, органов правосудия, системы исполнения наказаний и т.п.)
5. Конфликт и псевдоконфликт
В процессе исследования нередко возникают ситуации, когда внешне сходные поведенческие модели вместе с тем качественным образом отличаются друг от друга. Применительно к рассматриваемой проблематике следует различать реальный конфликт и имитацию конфликта: игры, учения, спортивные состязания и т.п. К примеру, военные учения являются имитацией межгосударственного либо локального военного конфликта; спортивные состязания имитируют межкорпоративные и межличностные конфликты и т.д. Основным отличием конфликта имитированного от конфликта реального является символический характер противоречия (противопоставление команд и индивидуальных участников как формальное условие начала соревнований (игр, учений), а также то, что стремление к первенству рассматривается как самоцель «псевдоконфликта» (в соревновании важен сам факт победы над соперником, а не материализованные результаты этой победы).
В повседневной жизни псевдоконфликт может выступать в качестве действенного средства предотвращения реального конфликта. К примеру, в древней Элладе на период проведения Олимпийских игр заключалось перемирие между воюющими сторонами; истории России сформировалась и сохранялась вплоть до относительно недавнего времени своеобразная традиция кулачных боев «стенка на стенку», являвшихся своеобразным средством релаксации позволявшим «выплеснуть» накопившуюся за определенный период агрессивную энергию и т.п.
Естественно, что отличие реального конфликта от псевдоконфликта имеет место только в тех случаях, когда имеют место вышеперечисленные признаки (символичность противоречия и самоценность победы). Если же в ситуации присутствуют признаки реального конфликта, то сфера, в которой конфликт разворачивается, уже не имеет значения. Так, реальный конфликт вполне может возникнуть, в том числе и в спортивной сфере (конфликты в профессиональном и любительском спорте связанные с подкупом судей, фальсификацией результатов соревнований, нарушениями требований к подготовке спортсменов и т.д.).
Моделирование псевдоконфликтов представляет собой важный элемент системы профессиональной подготовки специалистов деятельность которых направлена на оказание противодействия реальным конфликтам. Участие в псевдоконфликтах (тренингах, деловых играх, практических занятиях, учениях) способствует выработке у обучаемых практических умений и поведенческих стереотипов позволяющих быстро адаптироваться в реальной конфликтной ситуации и действовать в рамках данной ситуации с максимальной эффективностью.
Создание ситуации копирующей обстановку конфликта позволяет также апробировать (проверить на практике) действенность реальных механизмов противодействия конфликтов и, прежде всего механизмов взаимодействия различных сил и средств деятельность которых направлена на пресечение конфликтного взаимодействия и перевод конфликта из области противоправного поведения в область правомерного (процессуального).
Контрольные вопросы по теме:
1. Какие признаки отличают конфликт от других форм социального взаимодействия?
2. Можно ли рассматривать в качестве конфликта любую форму социального противоборства? Если нет то почему?
3. Для чего необходим ретроспективный анализ конфликтов? Возможно ли использование исторического опыта накопленного в области исследования конфликтов в современной конфликтологии?
4. Что такое функция конфликта и какие функции характеризуют конфликт?
5. Что такое псевдоконфликт? Как соотносятся понятия конфликт и псевдоконфликт? Может ли псевдоконфликт перерасти в реальный конфликт?
6. В чем заключается практическая значимость моделирования псевдоконфликтов и участия в них?