Ст. 117 Конституции РФ -Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации

законопроектов в Государственную Думу.

Между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются вертикальные связи и отношения. Они проявляются в прямом организационном подчинении органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному Правительству по отдельным вопросам, а также в координации совместных действий и принятии совместных решений.

В недавнее время произошли изменения в Конституции РФ касающиеся Правительства, а именно: Совет Федерации 26 ноября 2008 года на заседании внес поправки в Конституцию РФ, которые вводят новую обязанность правительства предоставлять Госдуме ежегодный отчет о своей работе за год.

Нижняя палата парламента наделяется правом рассмотрения ежегодных отчетов правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным депутатами.

Эти изменения в Конституцию, закрепляющие за Госдумой контрольные полномочия в отношении правительства, призваны повысить роль демократических институтов в государственной и общественной жизни страны.

Структура и система федеральных органов исполнительной власти

Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство - это не вся система исполнительной власти, а только ее вершина. Россия пошла по пути развитых государств, в которых состав правительства - малочисленный (обычно не более 20 человек). В то же время существует большое количество федеральных органов исполнительной власти, которые выполняют основной объем работы по осуществлению исполнительной власти, и деятельность которых координируется и контролируется Правительством РФ, однако сами эти органы в состав правительства не входят.

Федеральный орган исполнительной власти - это государственный орган, который осуществляет полномочия Российской Федерации в определенных специальных сферах государственного управления (например, внешняя торговля, юстиция, оборона и др.).

Федеральный орган исполнительной власти осуществляет свои функции на всей территории России и обычно имеет двухступенчатую структуру, которую образуют: центральный орган исполнительной власти (например, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ и др.); территориальные отделения федерального органа исполнительной власти (например, Министерство юстиции, Министерство внутренних дел (МВД) в краях, областях, районах и т.д.).

В 2004 г. была начата крупная реформа системы федеральных органов исполнительной власти, цель которой заключалась в повышении эффективности работы системы государственного управления, исключения дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также в централизации управления.

До реформы 2004 г. в России было шесть видов федеральных органов исполнительной власти: федеральные министерства; государственные комитеты; федеральные службы; федеральные агентства; федеральные

Коллегиальность (товарищество)- принцип управления исполнительного органа, при котором принятие решения по выполнению поставленных задач, устранению какой-либо проблемы, по организации работы и другим вопросам осуществляется на совещании группой должностных лиц.

комиссии; федеральные надзоры.

Особенности старой системы состояли в том, что: она была не упорядочена и не соответствовала мировой практике; полномочия ряда

федеральных органов государственной власти дублировались; федеральных органов было более 60, и они не были соподчинены друг другу (конкурирующие руководители большого числа органов подчинялись Председателю Правительства РФ, а некоторые - Президенту РФ). Как следствие этого система была плохо управляема.

Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314 была проведена реформа федеральных органов исполнительной власти. Ее суть заключалась в том, что: сокращено количество видов федеральных органов исполнительной власти - вместо шести их осталось три: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства; были укрупнены министерства. Так, например, в результате реформы общее количество министерств сокращено почти вдвое: с более чем 30 до 15-17. Следует отметить, что число министерств периодически меняется. Считается, что структура стала более управляемой; между федеральными органами исполнительной власти были перераспределены функции и полномочия в целях исключения их дублирования и повышения эффективности управления.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.

Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств.

Федеральное министерство РФ - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Министерство образуется на основании указа Президента РФ, возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр входит в состав Правительства.

Российская Федерация, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и положением о министерстве, утверждаемым Президентом или Правительством РФ.

Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию (в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти), то есть устанавливает правила поведения, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами и гражданами (нормативно правовые акты).

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ или Правительством РФ.

В министерстве образуется совещательный орган - коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций. Персональный состав коллегии утверждается Правительством России. Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются при необходимости приказами министра.

Структуру министерства составляют руководство (министр, его заместители, коллегия), департаменты, главные управления, управления, отделы и иные подразделения. Структура и положения о структурных подразделениях утверждаются министром, за исключением тех министерств, положение о которых утверждает Президент (например, МВД России). Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. Федеральные министерства функционируют в различных сферах жизнедеятельности. В настоящее время Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образованы следующие федеральные министерства, которые подразделены на две группы: министерства, руководство деятельностью осуществляет Президент РФ (Министерство внутренних дел РФ; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел РФ; Министерство обороны РФ; Министерство юстиции РФ);

министерства, находящиеся в ведении Правительства РФ (Министерство здравоохранения и социального развития РФ; Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ; Министерство образования и науки РФ; Министерство природных ресурсов РФ; Министерство промышленности и энергетики РФ; Министерство регионального развития РФ; Министерство сельского хозяйства РФ; Министерство транспорта РФ; Министерство информационных технологий и связи РФ; Министерство финансов РФ; Министерство экономического развития и торговли).

Президентом РФ установлено, что федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ), а федеральная служба по надзору также управление государственным имуществом и оказание платных услуг. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.

Следует отметить, что Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 определено, что, во-первых, не все федеральные службы являются самостоятельными, часть из них включена в структуры федеральных министерств, во-вторых, одними службами руководство осуществляет Президент РФ, другие - находятся в ведении Правительства РФ.

К самостоятельным федеральным службам, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, относятся: государственная фельдъегерская служба РФ, служба внешней разведки РФ, федеральная служба безопасности РФ, федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, федеральная служба охраны РФ.

В ведении Правительства РФ находятся следующие самостоятельные федеральные службы: антимонопольная; по тарифам; по финансовым рынкам; по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; государственной статистики; по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Федеральные агентства - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций контроля и надзора.

Президент определил, что на правах самостоятельных федеральных агентств действуют подчиненные непосредственно ему главное управление специальных программ Президента и Управление делами Президента.

Основная часть федеральных агентств включена в состав федеральных министерств. Так, например, Министерство природных ресурсов имеет три федеральных агентства: водных ресурсов, лесного хозяйства и по недропользованию.

И лишь два федеральных агентства: федеральное агентство по атомной энергии и федеральное космическое агентство - являются самостоятельными и находятся в ведении Правительства. Возглавляет федеральное агентство генеральный директор.

Вывод: один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Основное назначение исполнительной власти в Российской Федерации — России — организация практического исполнения Конституции России и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путём реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Состав исполнительной власти набирается на выборных началах с возможностью последующего назначения.

Заключение

Конституция РФ ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Российский Президент наделен большими реальными полномочиями, которые применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но взаимодействуя с ними. Он не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, получая свои полномочия от народа на основе Конституции РФ.

Президент РФ должен реализовывать государственную власть в соответствии с Конституцией РФ, не выходя за рамки своих полномочий, исполняя федеральные законы, в том числе и при определении им основных направлений внутренней и внешней политики государства.

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Конституцией действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трёх властей - законодательной, исполнительной или судебной. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями, но все же его основные функции и полномочия нельзя отнести к законодательной или судебной.

Другое дело - взаимоотношения главы государства с исполнительной властью. Юридическая наука и практика признают ero главой исполнительной власти - ибо никакому должностному лицу нельзя иметь основные функции и властные полномочия вне какой-либо власти. В то же время при таком положении, не отрицающем принцип разделения трёх властей, образуется особый статус главы государства, вытекающий из его собственных полномочий, обязанности выступать гарантом Конституции и осуществлять высшее представительство.

Исполнительная власть - непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судебной властями. Она выражается в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, и представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти.

Список литературы

Нормативные правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993. опубликован в "Российской газете" от 25 декабря 1993 г. N 237, Конституции с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ, опубликован в "Российской газете" от 21 января 2009 г. N 7, в "Парламентской газете" от 23 января 2009 г. N 4, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. N 4 ст. 445.

2.Конституции с учетом поправок, внесенных Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ, опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" 26 февраля 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 марта 2014 г. N 9 ст. 851

3. Распоряжение Президента Российской Федерации от 05.11.2015 № 352-рп
"О члене коллегии Министерства иностранных дел Российской Федерации"

4.Федеральный закон от 03.11.2015 № 304-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 4.5 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

5. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 30.01.2015) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"

6.Постановление Правительства Российской Федерации
от 17 февраля 2014 года N 12

6.Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 355-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

7. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2014 г. N 1590 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 12"

8. Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30
"О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" 27 августа 2015 г

Научная литература:

1. Агапов А.Б. Административное право. МОСКВА • ЮРАЙТ• 2011г.

2. Административное право. ред. Попов Л.Л. М.,2010.

3. Ашаев Д. Исполнительные полномочия Президента России и их место в системе разделения властей .2010

4. Бахрах Д.Н. Субъекты административного права. Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. М., 2008.

5.Аверченков В.И., Рытов М.Ю., Рудановский М.В., Кувыклин А.В. исполнительная власть. ФЛИНТА • 2011 год •

6. Бондаренко А.А. Указы Президента в сфере исполнительной власти Российской Федерации. История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М., 2013.

7. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс административного права Российской Федерации. М., 2009. С. 353.

8. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М., 2006.

11. Исполнительная власть: организация и взаимодействие. Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2014.

12. Козлов Ю.М. Административное право. М., 2015.

Макарова Т.Б. Об административно-правовом статусе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 5.

13. Медведев В.Н. Исполнительная власть в условиях административной реформы. М., 2009.

14. Шувалов И.И.Правительство Российской Федерации в законотворческом процессе. М., 2008. С. 87.

Наши рекомендации