Занятие № 3. «Принятие решения командиром роты на макете местности на переход в наступление из положения непосредственного соприкосновения с противником»

Учебные и воспитательные цели:

4. Изучить порядок работы командира роты по принятию решения на наступление.

5. Совершенствовать практические навыки обучаемых в производстве расчетов на наступление.

6. Формировать у студентов высокие профессиональные навыки, ответственность и самостоятельность в принятии решения.

Время: 4 часа

Место: класс тактической подготовки

Вид занятия: практическое занятие

Материальное обеспечение: макет местности, тактические условные знаки, учебные карты (схемы) с нанесенной обстановкой, офицерские линейки, цветные карандаши, видеопроектор, указка.

Учебные пособия и литература: правила боевого применения СВ ВС РК ч.2., Тактика ч.2, Тактическое задание.

4. Учебные вопросы и расчет времени

№№ пп Учебные вопросы Время (минуты)
    Организация занятия Учебные вопросы: 1. Оформление решения командира 2. Производство расчетов соотношения сил и средств. 3. Определение направления главного удара. Заключительная часть    

1.

Методические указания к занятию

1. Данное занятие основывается на умениях и навыках приобретенных студентами в первом году обучения, изучения теоретического курса по организации наступления, а также при решении тактических задач. В результате отработки учебных вопросов занятия студенты должны УМЕТЬ:

- принимать решение на наступление;

- глубоко и полно оценивать обстановку по карте и макету местности, на которой предстоит действовать и делать обоснованные подкрепленные расчетами выводы;

- оформлять решение командира роты на рабочей карте;

2. Основной объем работы по организации наступления в должности командира роты студенты проделывают в часы самостоятельной работы. Организует и проводит самостоятельную подготовку ответственный офицер за взвод.

3. На занятии во время отработки первого и второго вопроса основное внимание уделяется обоснованию решения и оформлению решения командира роты на рабочей карте. При этом студенты действуют в должности командира роты, преподаватель – в должности командира батальона.

4. В разборе занятии преподаватель должен особое внимание обратить на тактическую сторону работы студентов, то есть, как может повлиять работа по организации боя на его исход.

Порядок отработки учебных вопросов

Действия руководителя Действия обучаемых
Организация занятия
Принимает доклад командира взвода, проверяет наличие личного состава, средства материального обеспечения занятия. Объявляет тему, учебные, воспитательные цели занятия. Командир взвода докладывает о прибытии студентов на занятие. Необходимый материал записывают в рабочие тетради.
1-ый учебный вопрос: «Оформление решения командира роты на рабочей карте»
Объявляет тактическую обстановку и назначает на должность командира роты. Приказывает доложить свое решение, используя макет местности 2-3 студентами. Обсуждает со студентами полноту и правильность докладов. Вырабатывается оптимальный вариант решения. Проводит частный разбор. Назначенные студенты докладывают свои варианты решения. Остальные слушают и анализируют. Высказывают свои мнения о предложенных мнениях.  
2-ой учебный вопрос: «Производство расчетов соотношения сил и средств»
Дает указание о составе противника и назначает на должность командира роты. Дает время на производство расчетов. Приказывает доложить свои расчеты. Обсуждает со студентами полноту, обоснованность и правильность расчетов. Вырабатывается оптимальный вариант расчетов. Проводит частный разбор. Назначенные студенты докладывают свои варианты расчетов. Остальные слушают и анализируют. Высказывают свои мнения о предложенных мнениях.  
3-ий учебный вопрос: «Определение направления главного удара»
Объявляет оперативное время и вводит обучаемых в тактическую обстановку. Назначает 1-2 студентов командиром роты. Назначенные студенты докладывают свои варианты. Обращает внимание назначенных командиров на полноту и качество ответов. Сменяя студентов отрабатывает весь порядок работы командира роты. После чего проводит частный разбор, указывая на отработку каких вопросов следует обратить внимание. Назначенные студенты докладывают свои варианты. Остальные слушают и анализируют в готовности изложить свои варианты. Высказывают свои мнения о предложенных вариантахх.    

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

к занятию № 3

1. При наступлении из положения непосредственного соприкосновения с противником командир роты большую часть работы по организации боя (принятие решения, рекогносцировку, постановку боевых задач, организацию взаимодействия и огневого поражения) проводит на местности. С занятием исходного района (исходной позиции) или с выходом танков на выжидательные позиции командир роты организует наблюдение и охранение, ставит задачи взводам и огневым средствам по отражению возможной атаки противника, а также ударов его авиации и аэромобильных групп, дает указания по инженерному дооборудованию исходного района (исходной, выжидательной позиций), обращая особое внимание на тщательную маскировку инженерных сооружений и выполнение мероприятий по защите от оружия массового поражения и высокоточного оружия.

В замысле боя командир роты определяет:

направление сосредоточения основных усилий;

способы разгрома противника (какого противника, где, в какой последовательности и как разгромить с указанием порядка его поражения огнем танков, боевых машин пехоты, других штатных и приданных огневых средств, мер по введению его в заблуждение, а также порядка действий подразделений);

боевой порядок роты.

Кроме того, в зависимости от условий перехода в наступление командир роты определяет (если они не указаны старшим командиром) исходные и выжидательные районы (позиции), исходный рубеж, рубежи развертывания и безопасного удаления, рубеж перехода в атаку и маршруты выдвижения.

Решение командира мотострелковой роты:

Основные усилия целесообразно сосредоточить в направлении ___________.

Атаку осуществить в пешем порядке, имея на правом фланге 2 мсв, в центре 1 мсв и на левом фланге 3 мсв, го иметь за 1 мсв. Пулв придать по отделениям 1 и 3 мсв.

Боевые задачи подразделениям целесообразно определить:

2 мсв во взаимодействии со 2 тв рубежа _________________________атаковать и уничтожить _противника, продолжить наступление в направлении ___.

1 мсв с пулв (без пуло) во взаимодействии с танками 301 и 302 с рубежа _____________ атаковать и уничтожить ПТУР, пулемет и живую силу противника, продолжить наступлении в направлении ____________________________.

3 мсв с пуло во взаимодействии с танками 303 и 304 с рубежа _____________ атаковать и уничтожить _____________ и живую силу противника, продолжить наступление в направлении __________________________.

1 го подавить живую силу _______. Огневая позиция ____________________. В ходе атаки 1 го подавлять живую силу и огневые средства противника перед фронтом 1 и 3 мсв, перемещаться за 1 мсв.

КНП роты иметь за 1 мсв и перемещать его в направлении _____.

На основе уяснения задачи, выводов из оценки обстановки, произведенных тактических расчетов командир роты принимает решение. Основу решения составляет замысел боя, в котором определяются: направление сосредоточения основных усилий;

- какого противника, каким способом и в какой последовательности разгромить;

- порядок его поражения огнем танков, БМП (БТР), других штатных и приданных средств;

- построение боевого порядка.

Затем командир роты докладывает решение командиру батальона, доводит до командиров подразделений. Отдает указания по организации боевого обеспечения боя и управления.

Указания командира 1 мср по разведке (вариант)

В исходном районе организовать наблюдение за местностью и воздушным противником, имея в каждом взводе наблюдателей. При выдвижении на рубеж перехода в атаку наблюдение вести в каждой БМП.

В ходе наступления основные усилия разведки сосредоточить в направлении ________________________________и на выполнении следующих задач:

— установить наличие ПТУР, танков, артиллерии и боевых вертолетов противника;

— выявить состав и направление выдвижения резерва для контратаки.

С овладением рубежа __________________________3 мсв быть в готовности к действию в составе БРД в направлении _____________________________.

Данные о противнике в ходе боя докладывать мне по радио.

Указания командира 1 мср по защите от оружия массового поражения (вариант)

В исходном районе оборудовать окопы для БМП и щели для личного состава.

Сигналы:

— предупреждения о непосредственной угрозе применения противником ОМП — голосом «Гром», по радио— «999»;

оповещения:

- о радиоактивном заражении голосом «Радиационная опасность»,

по радио — «777»,

- о химическом и бактериологическом (биологическом) заражении — голосом «Химическая тревога», по радио — «666».

- С получением сигнала о непосредственной угрозе и начале применения противником ОМП быть готовым выйти в район ______________ по моей команде.

К 14.00 выдать личному составу средства профилактики и подготовить к применению противорадиационные препараты и антидоты.

Проверить готовность системы защиты экипажей БМП, наличие и исправность средств специальной обработки.

Во взводах провести занятие с личным составом, не имеющим опыта действий на зараженной местности.

Для ликвидации последствий применения противником ОМП назначается 3 мсо 1 мсв.

Указания командира 1 мср по маскировке (вариант)

К 10.30 в исходном районе замаскировать БМП, используя для этого укрытия, табельные средства, местные материалы и маскирующие свойства местности.

Строго соблюдать световую и звуковую маскировку, работа на радиостанциях запрещается, разведения костров не допускать. Замаскировать следы гусениц (БМП), ведущие от дороги в расположение роты.

Движение личного состава и техники в исходном районе ограничить.

Командирам взводов постоянно осуществлять контроль за соблюдением маскировочной дисциплины.

Указания командира 1 мср по инженерному обеспечению (вариант)

В исходном районе к 13.00 10.7 оборудовать окопы для боевой техники, щели для личного состава.

Подготовить средства повышения проходимости техники.

Проходы в заграждениях перед передним краем обороны проделываются с «Ч»— 0.22 до «Ч»— 0.10 силами инженерных подразделений старшего командира. На рекогносцировке уточнить на местности места проходов, порядок их обозначения и пути выхода к ним.

Командиру 1 мсв подготовить 1 мсо для проделывания проходов и преодоления минно-взрывных заграждений, устанавливаемых противником дистанционными средствами.

Указания командира 1 мСр по химическому обеспечению (вариант)

Экипажам БМП быть готовым к ведению радиационной и химической разведки. В ходе выдвижения и наступления приборы РХР иметь постоянно включенными.

К 10.00 всему личному составу выдать измерители мощностей доз. Снятие показаний осуществлять командирам взводов к исходу дня, а при преодолении зон радиоактивного заражения — после выхода из них.

Частичную специальную обработку осуществлять своими силами по моей команде. При заражении отравляющими веществами обработку проводить немедленно.

С 10.30 до 11.00 10.7 проверить исправность и подгонку средств индивидуальной защиты.

Указания командира 1 мср по охранению (вариант)

При расположении роты в исходном районе особое внимание сосредоточить на направлении _.

Во взводах организовать непосредственное охранение, личному составу 1 мсв быть в готовности к уничтожению диверсионно-разведывательных групп противника.

Командиру 2 мсв быть в готовности выставить сторожевой пост в составе отделения с 12.00 10.7 до 2.00 11.7 на ____________. За получением задачи к 11.30 прибыть к начальнику штаба батальона на КНП.

Командиру 3 мсв выслать патруль для охраны расположения роты. Маршрут патрулирования — ____________________________.

Командиру 1 мсв выставить суточный наряд.

Пропуск - "Пушка", отзыв — «Петропавловск».

Указания командира 1 мср по организации управления и связи (вариант)

В исходном районе управление и связь осуществлять через связных.

В ходе выдвижения — сигналами, радиостанции на БМП иметь на приеме. КПП роты при выдвижении в голове колонны, в ходе боя перемещается за 1 мсв.

В ходе боя управление осуществляется по радиосети, через связных и сигналами.

Работу по организации наступления командир роты (батальона) проводит обычно на местности.

Занятие № 4. «Боевой приказ командира роты»

Учебные и воспитательные цели:

1. Изучить порядок составления и отдачи командиром роты боевого приказа.

2. Совершенствовать практические навыки обучаемых в отдаче боевого приказа на наступление.

3. Формировать у студентов высокие командирские и профессиональные навыки, ответственность и самостоятельность в принятии решения.

Время: 4 часа

Место: класс тактической подготовки

Вид занятия: практическое занятие

Материальное обеспечение: макет местности, тактические условные знаки, учебные карты (схемы) с нанесенной обстановкой, офицерские линейки, цветные карандаши, видеопроектор, указка.

Учебные пособия и литература: правила боевого применения СВ ВС РК ч.2., Тактика ч.2, Тактическое задание.

5. Учебные вопросы и расчет времени

№№ пп Учебные вопросы Время (минуты)
    Организация занятия Учебные вопросы: 1.Составление и отдача боевого приказа на наступление. 2.Организация взаимодействия, управления и боевого обеспечения. Заключительная часть      

4.

Наши рекомендации