Занятие № 3. «Принятие решения командиром роты на макете местности на переход в наступление из положения непосредственного соприкосновения с противником»
Учебные и воспитательные цели:
4. Изучить порядок работы командира роты по принятию решения на наступление.
5. Совершенствовать практические навыки обучаемых в производстве расчетов на наступление.
6. Формировать у студентов высокие профессиональные навыки, ответственность и самостоятельность в принятии решения.
Время: 4 часа
Место: класс тактической подготовки
Вид занятия: практическое занятие
Материальное обеспечение: макет местности, тактические условные знаки, учебные карты (схемы) с нанесенной обстановкой, офицерские линейки, цветные карандаши, видеопроектор, указка.
Учебные пособия и литература: правила боевого применения СВ ВС РК ч.2., Тактика ч.2, Тактическое задание.
4. Учебные вопросы и расчет времени
№№ пп | Учебные вопросы | Время (минуты) |
Организация занятия Учебные вопросы: 1. Оформление решения командира 2. Производство расчетов соотношения сил и средств. 3. Определение направления главного удара. Заключительная часть |
1.
Методические указания к занятию
1. Данное занятие основывается на умениях и навыках приобретенных студентами в первом году обучения, изучения теоретического курса по организации наступления, а также при решении тактических задач. В результате отработки учебных вопросов занятия студенты должны УМЕТЬ:
- принимать решение на наступление;
- глубоко и полно оценивать обстановку по карте и макету местности, на которой предстоит действовать и делать обоснованные подкрепленные расчетами выводы;
- оформлять решение командира роты на рабочей карте;
2. Основной объем работы по организации наступления в должности командира роты студенты проделывают в часы самостоятельной работы. Организует и проводит самостоятельную подготовку ответственный офицер за взвод.
3. На занятии во время отработки первого и второго вопроса основное внимание уделяется обоснованию решения и оформлению решения командира роты на рабочей карте. При этом студенты действуют в должности командира роты, преподаватель – в должности командира батальона.
4. В разборе занятии преподаватель должен особое внимание обратить на тактическую сторону работы студентов, то есть, как может повлиять работа по организации боя на его исход.
Порядок отработки учебных вопросов
Действия руководителя | Действия обучаемых |
Организация занятия | |
Принимает доклад командира взвода, проверяет наличие личного состава, средства материального обеспечения занятия. Объявляет тему, учебные, воспитательные цели занятия. | Командир взвода докладывает о прибытии студентов на занятие. Необходимый материал записывают в рабочие тетради. |
1-ый учебный вопрос: «Оформление решения командира роты на рабочей карте» | |
Объявляет тактическую обстановку и назначает на должность командира роты. Приказывает доложить свое решение, используя макет местности 2-3 студентами. Обсуждает со студентами полноту и правильность докладов. Вырабатывается оптимальный вариант решения. Проводит частный разбор. | Назначенные студенты докладывают свои варианты решения. Остальные слушают и анализируют. Высказывают свои мнения о предложенных мнениях. |
2-ой учебный вопрос: «Производство расчетов соотношения сил и средств» | |
Дает указание о составе противника и назначает на должность командира роты. Дает время на производство расчетов. Приказывает доложить свои расчеты. Обсуждает со студентами полноту, обоснованность и правильность расчетов. Вырабатывается оптимальный вариант расчетов. Проводит частный разбор. | Назначенные студенты докладывают свои варианты расчетов. Остальные слушают и анализируют. Высказывают свои мнения о предложенных мнениях. |
3-ий учебный вопрос: «Определение направления главного удара» | |
Объявляет оперативное время и вводит обучаемых в тактическую обстановку. Назначает 1-2 студентов командиром роты. Назначенные студенты докладывают свои варианты. Обращает внимание назначенных командиров на полноту и качество ответов. Сменяя студентов отрабатывает весь порядок работы командира роты. После чего проводит частный разбор, указывая на отработку каких вопросов следует обратить внимание. | Назначенные студенты докладывают свои варианты. Остальные слушают и анализируют в готовности изложить свои варианты. Высказывают свои мнения о предложенных вариантахх. |
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
к занятию № 3
1. При наступлении из положения непосредственного соприкосновения с противником командир роты большую часть работы по организации боя (принятие решения, рекогносцировку, постановку боевых задач, организацию взаимодействия и огневого поражения) проводит на местности. С занятием исходного района (исходной позиции) или с выходом танков на выжидательные позиции командир роты организует наблюдение и охранение, ставит задачи взводам и огневым средствам по отражению возможной атаки противника, а также ударов его авиации и аэромобильных групп, дает указания по инженерному дооборудованию исходного района (исходной, выжидательной позиций), обращая особое внимание на тщательную маскировку инженерных сооружений и выполнение мероприятий по защите от оружия массового поражения и высокоточного оружия.
В замысле боя командир роты определяет:
направление сосредоточения основных усилий;
способы разгрома противника (какого противника, где, в какой последовательности и как разгромить с указанием порядка его поражения огнем танков, боевых машин пехоты, других штатных и приданных огневых средств, мер по введению его в заблуждение, а также порядка действий подразделений);
боевой порядок роты.
Кроме того, в зависимости от условий перехода в наступление командир роты определяет (если они не указаны старшим командиром) исходные и выжидательные районы (позиции), исходный рубеж, рубежи развертывания и безопасного удаления, рубеж перехода в атаку и маршруты выдвижения.
Решение командира мотострелковой роты:
Основные усилия целесообразно сосредоточить в направлении ___________.
Атаку осуществить в пешем порядке, имея на правом фланге 2 мсв, в центре 1 мсв и на левом фланге 3 мсв, го иметь за 1 мсв. Пулв придать по отделениям 1 и 3 мсв.
Боевые задачи подразделениям целесообразно определить:
2 мсв во взаимодействии со 2 тв рубежа _________________________атаковать и уничтожить _противника, продолжить наступление в направлении ___.
1 мсв с пулв (без пуло) во взаимодействии с танками 301 и 302 с рубежа _____________ атаковать и уничтожить ПТУР, пулемет и живую силу противника, продолжить наступлении в направлении ____________________________.
3 мсв с пуло во взаимодействии с танками 303 и 304 с рубежа _____________ атаковать и уничтожить _____________ и живую силу противника, продолжить наступление в направлении __________________________.
1 го подавить живую силу _______. Огневая позиция ____________________. В ходе атаки 1 го подавлять живую силу и огневые средства противника перед фронтом 1 и 3 мсв, перемещаться за 1 мсв.
КНП роты иметь за 1 мсв и перемещать его в направлении _____.
На основе уяснения задачи, выводов из оценки обстановки, произведенных тактических расчетов командир роты принимает решение. Основу решения составляет замысел боя, в котором определяются: направление сосредоточения основных усилий;
- какого противника, каким способом и в какой последовательности разгромить;
- порядок его поражения огнем танков, БМП (БТР), других штатных и приданных средств;
- построение боевого порядка.
Затем командир роты докладывает решение командиру батальона, доводит до командиров подразделений. Отдает указания по организации боевого обеспечения боя и управления.
Указания командира 1 мср по разведке (вариант)
В исходном районе организовать наблюдение за местностью и воздушным противником, имея в каждом взводе наблюдателей. При выдвижении на рубеж перехода в атаку наблюдение вести в каждой БМП.
В ходе наступления основные усилия разведки сосредоточить в направлении ________________________________и на выполнении следующих задач:
— установить наличие ПТУР, танков, артиллерии и боевых вертолетов противника;
— выявить состав и направление выдвижения резерва для контратаки.
С овладением рубежа __________________________3 мсв быть в готовности к действию в составе БРД в направлении _____________________________.
Данные о противнике в ходе боя докладывать мне по радио.
Указания командира 1 мср по защите от оружия массового поражения (вариант)
В исходном районе оборудовать окопы для БМП и щели для личного состава.
Сигналы:
— предупреждения о непосредственной угрозе применения противником ОМП — голосом «Гром», по радио— «999»;
оповещения:
- о радиоактивном заражении голосом «Радиационная опасность»,
по радио — «777»,
- о химическом и бактериологическом (биологическом) заражении — голосом «Химическая тревога», по радио — «666».
- С получением сигнала о непосредственной угрозе и начале применения противником ОМП быть готовым выйти в район ______________ по моей команде.
К 14.00 выдать личному составу средства профилактики и подготовить к применению противорадиационные препараты и антидоты.
Проверить готовность системы защиты экипажей БМП, наличие и исправность средств специальной обработки.
Во взводах провести занятие с личным составом, не имеющим опыта действий на зараженной местности.
Для ликвидации последствий применения противником ОМП назначается 3 мсо 1 мсв.
Указания командира 1 мср по маскировке (вариант)
К 10.30 в исходном районе замаскировать БМП, используя для этого укрытия, табельные средства, местные материалы и маскирующие свойства местности.
Строго соблюдать световую и звуковую маскировку, работа на радиостанциях запрещается, разведения костров не допускать. Замаскировать следы гусениц (БМП), ведущие от дороги в расположение роты.
Движение личного состава и техники в исходном районе ограничить.
Командирам взводов постоянно осуществлять контроль за соблюдением маскировочной дисциплины.
Указания командира 1 мср по инженерному обеспечению (вариант)
В исходном районе к 13.00 10.7 оборудовать окопы для боевой техники, щели для личного состава.
Подготовить средства повышения проходимости техники.
Проходы в заграждениях перед передним краем обороны проделываются с «Ч»— 0.22 до «Ч»— 0.10 силами инженерных подразделений старшего командира. На рекогносцировке уточнить на местности места проходов, порядок их обозначения и пути выхода к ним.
Командиру 1 мсв подготовить 1 мсо для проделывания проходов и преодоления минно-взрывных заграждений, устанавливаемых противником дистанционными средствами.
Указания командира 1 мСр по химическому обеспечению (вариант)
Экипажам БМП быть готовым к ведению радиационной и химической разведки. В ходе выдвижения и наступления приборы РХР иметь постоянно включенными.
К 10.00 всему личному составу выдать измерители мощностей доз. Снятие показаний осуществлять командирам взводов к исходу дня, а при преодолении зон радиоактивного заражения — после выхода из них.
Частичную специальную обработку осуществлять своими силами по моей команде. При заражении отравляющими веществами обработку проводить немедленно.
С 10.30 до 11.00 10.7 проверить исправность и подгонку средств индивидуальной защиты.
Указания командира 1 мср по охранению (вариант)
При расположении роты в исходном районе особое внимание сосредоточить на направлении _.
Во взводах организовать непосредственное охранение, личному составу 1 мсв быть в готовности к уничтожению диверсионно-разведывательных групп противника.
Командиру 2 мсв быть в готовности выставить сторожевой пост в составе отделения с 12.00 10.7 до 2.00 11.7 на ____________. За получением задачи к 11.30 прибыть к начальнику штаба батальона на КНП.
Командиру 3 мсв выслать патруль для охраны расположения роты. Маршрут патрулирования — ____________________________.
Командиру 1 мсв выставить суточный наряд.
Пропуск - "Пушка", отзыв — «Петропавловск».
Указания командира 1 мср по организации управления и связи (вариант)
В исходном районе управление и связь осуществлять через связных.
В ходе выдвижения — сигналами, радиостанции на БМП иметь на приеме. КПП роты при выдвижении в голове колонны, в ходе боя перемещается за 1 мсв.
В ходе боя управление осуществляется по радиосети, через связных и сигналами.
Работу по организации наступления командир роты (батальона) проводит обычно на местности.
Занятие № 4. «Боевой приказ командира роты»
Учебные и воспитательные цели:
1. Изучить порядок составления и отдачи командиром роты боевого приказа.
2. Совершенствовать практические навыки обучаемых в отдаче боевого приказа на наступление.
3. Формировать у студентов высокие командирские и профессиональные навыки, ответственность и самостоятельность в принятии решения.
Время: 4 часа
Место: класс тактической подготовки
Вид занятия: практическое занятие
Материальное обеспечение: макет местности, тактические условные знаки, учебные карты (схемы) с нанесенной обстановкой, офицерские линейки, цветные карандаши, видеопроектор, указка.
Учебные пособия и литература: правила боевого применения СВ ВС РК ч.2., Тактика ч.2, Тактическое задание.
5. Учебные вопросы и расчет времени
№№ пп | Учебные вопросы | Время (минуты) |
Организация занятия Учебные вопросы: 1.Составление и отдача боевого приказа на наступление. 2.Организация взаимодействия, управления и боевого обеспечения. Заключительная часть |
4.