Вопрос Общественные центры поселений . Их размещение
Общественные центры, включающие объекты общественного назначения (управление, торговля, культура, развлечения и другие), являются фокусами социальной активности населения. В больших и крупных городах формируется система общественных центров, включающая: общегородской центр, центры планировочных образований (планировочных и жилых районов, микрорайонов, производственных и рекреационных зон), а также специализированные центры (медицинские, учебные, спортивные и другие). При этом элементы общегородского центра как и специализированные центры могут размещаться не только в самом городе, но и за его пределами. Чем меньше поселение, тем более ограниченным является набор предоставляемых населению услуг и тем уже состав общественных центров. В малых поселениях объекты общественного обслуживания чаще всего сосредоточиваются в едином центре. Особый случай представляет двухцентровая система, когда наряду с традиционным центром в старой части поселения создается новый центр во вновь формируемой планировочной зоне. В больших и крупных городах, а также в городских поселениях со сложной планировочной структурой (расчлененной, рассредоточенной) общегородской центр представляет собой полицентрическую систему, в состав которой входит главный центр и его ядро (часто историческое ядро города), а также полифункциональные и (или) монофункциональные (специализированные) центры, которые могут размещаться как в границах города, так и в пригороде. Эти центры формируются на основе функций, восполняющих недостающие в главном центре или дублирующих их (подцентры). В больших и крупных городах особая роль в функционировании системы центров принадлежит общественно-транспортным центрам, которые формируются на базе узлов внешнего транспорта (железнодорожный, автобусный вокзалы, аэропорт) Здесь создаются своеобразные «центры-ловушки», позволяющие маятниковым мигрантам и другим пассажирам попутно получить необходимые услуги, что способствует разгрузке ядра общегородского центра.
Одним из современных видов специализированных центров является деловой (финансово-деловой) центр, где преобладают офисные объекты с различной степенью кооперации зданий и сооружений, средств связи и информации.
исторические центры, которые могут входить в планировочную структуру общегородского центра в роли его ядра или в силу особенностей развития города быть пространственно обособленными. Центры планировочных образований (структурные центры) - это центры составляющих элементов селитебной и производственной зон больших, крупных и крупнейших городов. Оптимальный радиус доступности центров микрорайонов составляет 400-500 м (в усадебной застройке - 800-1000 м). При этом на передвижение к объектам обслуживания повседневного спроса обеспечивается пешеходная доступность без пересечения улиц с затратами времени 7-15 минут.
Посещение центров жилых районов, комплекс услуг которых обеспечивает периодический спрос населения, может обеспечиваться как на транспорте, так и пешком при оптимальном радиусе доступности 800-1200 м Посещение центров планировочных районов, центров городского значения, а также главного общественного центра города, предусматривается с помощью транспортных средств. При этом для жителей больших и крупных городов оптимальной является временная доступность общегородского центра до 40 минут.
С учетом значительного влияния общественного транспорта на пространственную организацию жизни горожан формируется фокусированная система центров обслуживания, пространственно привязанная к остановкам и пересадочным узлам массового пассажирского транспорта. \
44) вопрос Общегородской центр , требования к его планировочной и пространственной организации
По мере территориального расширения и внутренней реорганизации города функции его центра могут сосредоточиваться на отдельных подходящих для этого участках далеко за пределами исторической части города. Общественные здания на территории общегородских центров объединяются в группы на основе их социальной и композиционной значимости, общности функционального назначения, требований к транспортным коммуникациям, взаимному положению, благоустройству территории и т.д. Основными функциональными зонами общегородских центров являются: зона административно-деловых учреждений и общественных организаций, зона культурно- просветительных учреждений, объектов отдыха и развлечений, зона торговых и бытовых предприятий. Каждая из них, помимо основных объектов, имеет сопутствующие— небольшие предприятия общественного питания, торговли, информации, благоустроенные места отдыха и т. п.
В общественных центрах сложившихся городов практически невозможно выделить специализированные функциональные зоны. Здесь административно-общественные учреждения могут соседствовать с объектами культуры или торговыми предприятиями, жилыми зданиями, научно-исследовательскими, учебными, проектными институтами, небольшими производственными предприятиями. Одни из них не мешают друг другу, и при реконструкции центров достаточно лишь упорядочить территорию. Но такие объекты, как промышленные предприятия и больницы, следует постепенно выносить за пределы центральной зоны.
Центры новых городов отличаются компактным размещением общественных учреждений и предприятий, отсутствием чуждых для них функций. При функционально-пространственной организации городских центров необходимо обеспечивать удобное использование открытых пространств для проведения народных празднеств и демонстраций. Общая площадь городского центра определяется исходя из расчетного показателя территории, приходящейся на одного жителя. В малых городских поселениях этот показатель составляет 10-20 кв.м, в больших и крупных 2-5 кв.м на человека.
Архитектурно-художественный облик общественных центров. Первоосновой архитектурно-художественного облика городского центра является его композиционное построение, в котором важнейшую роль играют ландшафт и историко-культурное наследие Архитектурная композиция центра должна вытекать из общей композиции города, Особую роль играет ансамблевость застройки как гармоничное единство зданий.
Важнейшими приемами являются: структурность (функционально обоснованная система доминант, акцентов, открытых пространств и визуальных осей); соразмерность (соотнесенность пропорций и масштаба пространственных элементов с человеком и с основными характеристиками города); гибкость композиционных систем (поэтапное формирование и преобразование пространственных структур при сохранении определенной степени завершенности); целостность (обеспечение возможности обобщенно представить композицию пространства); разнообразие.
Разнообразие среды центров - важный принцип композиционного решенияВ состав городских центров, как правило, входят парки, а в крупных городах - их системы
Показатели плотности общественных функций в городских центрах |
Важную роль играет цвет. Он способен в значительной степени объединить композицию, подчеркнуть форму, ритм, акценты застройки, организовать эмоциональную среду. Особое место в процессе достижения композиционной целостности застройки занимает формирование силуэта общегородского Если в небольших городах силуэт центра решается в ядре, то в больших и крупных создается система силуэтных акцентов, играющих организующую роль в композиции городского плана. В центрах городов, в которых имеются памятники истории и культуры, формируются культурно-туристские зоны. Транспортное обслуживание городского центра.
Наиболее общими требованиями организации транспортного обслуживания центра являются:
- удобная связь центра со всеми структурно-планировочными составляющими города и особенно с узлами внешнего транспорта;
- изоляция территории центрального ядра от транзитных транспортных потоков;
- наличие в центре пешеходных зон и пешеходных путей, полностью освобожденных от наземного транспорта;
- размещение остановок массового пассажирского транспорта на расстоянии не более 150-200 м (3-5 мин. ходьбы) от объектов массового посещения (торговля, театры и т. п.);
- отделение (пространственное или временное) пешеходных путей от подъездов грузового транспорта к объектам центра;
- достаточная вместимость автостоянок и удобное их размещение с учетом посетителей центра и работников учреждений и организаций.
В больших и крупных городах особое внимание уделяется использованию подземного пространства для устройства автостоянок, размещения торгово- бытовых и других функций.