Нормирование скоростей движения автобусов на маршруте
Выбор автобуса существенно влияет на уровень транспортного обслуживания населения и эффективность использования автобусов, обеспечивающее обслуживание населения с наименьшими транспортными издержками, может быть обеспечено в том случае, если подвижной состав по типу и вместимости максимально соответствует мощности и характеру пассажиропотока, а также условиям перевозки пассажиров.
Автобусы большой вместимости не целесообразно использовать на маршрутах с малым пассажиропотоком и в течение всего дня на маршрутах с высокой неравномерностью пассажиропотока, т.к. это приведет либо к высоким интервалам движения и соответственно увеличению времени ожидания на остановках, либо к значительному удорожанию себестоимости перевозок. Эксплуатация автобусов малой вместимости на маршрутах с мощным пассажиропотоком уменьшает интервалы движения, но увеличивает потребность в подвижном составе, повышает загрузку улиц и магистралей, снижает производительность работы.
При выборе автобусов малой вместимости, прежде всего, учитывают:
Ø Мощность пассажиропотока в одном направлении на наиболее загруженном участке в часы «пик»
Ø Неравномерность распределения пассажиропотоков по часам суток и участкам маршрута
Ø Целесообразный интервал следования автобусов по часам суток
Ø Дорожные условия движения автобусов и пропускную способность улиц
Ø Провозную способность, т.е. максимальное количество пассажиров, которое может быть перевезено автобусами за 1 час в одном направлении
Ø Себестоимость автобусных перевозок.
Таблица Соответствие типа автобуса и его рациональной вместимости
№ | Наполнение на наиболее загруженных участках маршрута в час «пик», пасс. | Общая вместимость автобуса с учетом сидящих и стоящих мест, пасс. |
До 350 | 30 - 35 | |
350 - 700 | 50 - 60 | |
701 - 1000 | 80 - 85 | |
Более 1000 | 110 - 120 |
Правильный выбор маршрутов следования автобусов оказывает решающее влияние на общую величину времени населения на передвижение и эффективность использования подвижного состава.
При выборе и обосновании маршрутов руководствуются следующими требованиями:
Ø Основные пункты транспортного тяготения и массового скопления пассажиров связываются между собой по кратчайшим направлениям
Ø Маршруты должны обеспечивать беспересадочные поездки пассажиров по основным направлениям следования
Ø Маршруты городских сообщений должны обеспечивать удобство пересадки пассажирам пригородных и междугородных сообщений на транспортные средства других видов городского транспорта
Ø Протяженность автобусных маршрутов определяют в зависимости от размеров и планировки города с учетом равномерного наполнения транспортных средств по всей протяженности в различные периоды суток
Ø Автобусные маршруты устанавливаются при наличии достаточно благоустроенного дорожного полотна, с учетом ширины и продольного профиля улиц, а также эксплуатационно-технической характеристики автобуса
Ø Автобусные маршруты городских сообщений должны быть согласованны между собой и с маршрутами других видов пассажирского транспорта, а также железнодорожным, воздушным, водным транспортом.
Маршрут большой протяженности имеет следующие преимущества:
Ø Обеспечивает беспересадочное сообщение между периферийными пунктами города
Ø Не требует организации конечных пунктов в центральной части города
Ø Обеспечивает более высокую эксплуатационную скорость за счет уменьшения времени простоя на конечных пунктах
Короткий маршрут имеет следующие преимущества:
Ø Облегчает достижение более равномерной загрузки автобусов на всем протяжении маршрута
Ø Обеспечивает более высокую регулярность движения
Оптимальный перегон городских маршрутов 300-500 метров, пригородных маршрутов 800-1200 метров.
Городские автобусные маршруты открываются (и закрываются) по согласованию с органами местной власти. По результатам работы их комиссии, в состав которой входят представители ГИБДД дорожных служб и пассажирского автопредприятия составляется акт с мероприятиями необходимыми для обеспечения безопасности движения и нормальных условий движения автобусов на маршруте. Только после этого открывается маршрут.
На каждый автобусный маршрут (до открытия движения) составляют паспорт, который содержит:
Ø Схему с характеристикой трассы – план и профиль пути состояние дорожного покрытия количество пересечений мест повышенной опасности и др.
Ø Тарифы на проезд
Ø Характеристика остановочных пунктов и линейных сооружений
Ø Расстояние между остановочными пунктами
Ø Систематически записывают итоговые показатели работы автобусов за каждый год и др.
Виды маршрутов: Г – городской, П – пригородный, М – междугородный.
Автобусные маршруты (до открытия) оборудуются:
Ø Средствами связи и сигнализации для контроля и регулирования движения автобусов
Ø Штамп – часами
Ø Указателями остановочных пунктов, посадочных площадок
Ø Стационарными сооружениями для обслуживания и отдыха водителей
Ø Площадки для разворота и отстоя
Ø Павильонами для пассажиров и др.
Об открытии или изменении маршрута население оповещают через СМИ, объявлениями в автобусах, на АВ и АС, не позднее, чем за 5 дней до изменения условий перевозок и за 10 дней до открытия или закрытия движения.
Правильно установленное время рейса определяет минимально допустимые затраты времени пассажиров на поездки.
Необоснованно принятое время рейса приводит либо к неоправданно низким скоростям движения, большим простоям автобусов на конечных и промежуточных остановках из-за имеющегося резерва времени, либо к нарушению установленных правил движения автобусов, несоблюдению безопасности движения, нарушению правил посадки-высадки пассажиров из-за недостатка времени.
Время рейса (t р) включает в себя:
Ø Время движения
Ø Время стоянки автобусов на промежуточных пунктах для посадки-высадки пассажиров
Ø Время простоя из-за задержки автобусов по причинам уличного движения
Время движения (t дв) зависит: от благоустройства улиц, планировки города, конструктивных и динамических особенностей автобусов, интенсивности уличного движения и характера его регулирования, от степени загрузки автобусов. Величина его складывается из времени, необходимого на разгон автобуса при трогании с остановки, на движение с установившейся допустимой скоростью, на торможение при подъезде к остановкам и времени, расходуемому на задержки по причинам уличного движения. Оно составляет примерно 80-85% общего времени рейса. В практических условиях нормативное время движения, а также общую продолжительность рейса определяют хронометражными наблюдениями, которые проводятся систематически техниками отдела эксплуатации в случаях: открытии новых маршрутов, изменений условий движения, замены типа автобусов, сезоны года и т.д.
На скорость движения автобусов влияют следующие показатели:
Ø Категория автомобильной дороги, ее параметры и состояние по участкам
Ø Интенсивность движения подвижного состава на отдельных участках дороги
Ø Вместимость автобуса и его эксплуатационно-техническая характеристика
Ø Время года и климатические условия
Ø Время суток, в течение которого осуществляется рейс
Нормирование скоростей сводится к выполнению следующих операций:
Ø Уточнение схемы маршрута, остановочных пунктов, изучение трассы, условий движения автобусов, посадки-высадки пассажиров на остановках
Ø Подготовка необходимой документации (хронокарта), часов
Ø Целодневные хронометражные наблюдения за движением автобуса, управляемого опытным водителем
Ø Расчет «допустимого» времени движения по каждому перегону в течении всего дня по результатам поездки
Ø Проведение хронометражных наблюдений на нескольких автобусах в каждый из периодов суток
Ø Обработка и анализ материалов наблюдения, расчет нормативов времени в целом за рейс и по контрольным участкам по периодам дня
Ø Проведение пробных рейсов
Ø Составление акта и утверждение нормативов времени.