Пути решения проблем преподавания русского языка и литературы

Среди проблем преподавания русского языка и литературы есть проблемы общие и специфические для каждого из этих предметов. Поскольку «русский язык» и «литература» ‒ связанные, но все же отдельные дисциплины, целесообразно сначала наметить пути решения специфических проблем.

4.1.Русский язык

1. Теоретическое изучение языка и формирование практических речевых навыков должно быть сбалансировано с учетом состава обучающихся и опираться на разные методические подходы.

2. Освоение школьной дисциплины «Русский язык» должно предусматривать:

· усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

· овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение использовать речевые навыки в соответствующих сферах и ситуациях общения;

· формирование нормативной грамотности устной и письменной речи.

3. Должны быть заново продуманы как внутрипредметные, так и межпреметные связи русского языка с другими предметами, прежде всего с курсом иностранного языка (например, такой связующей областью может быть практика перевода) и литературы (например, при изучении литературных произведений разных эпох желательно обсуждать и комментировать исторические изменения русского языка).

4. Изучение русского языка должно охватывать все разнообразие текстов художественной литературы (классической и современной) и нехудожественные тексты разных функциональных типов. Корпус текстов должен формироваться с учётом возрастных, гендерных, этнокультурных особенностей восприятия школьников.

5. Необходимо формировать культуру использования информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов (включая бумажные словари, электронные словари, переводчики, программы орфографического контроля, поисковые системы, системы распознавания текста и устного ввода, транскрибирования. Навыки такого рода следует развивать на всех этапах образования (при изучении русского языка и других предметов).

6. Итоговая аттестация (ОГЭ и ЕГЭ) должна включать контроль уровня владения не только письменной, но и устной речью, что требует разработки на основе современных отечественных и зарубежных методик критериев оценки говорения как речевой способности.

7. Необходимо ввести два уровня ЕГЭ по русскому языку – базовый и профильный. На базовом уровне проверяется степень владения устной и письменной речью. Базовый ЕГЭ может сдаваться уже по завершению основного уровня образования (в качестве ОГЭ за 9-ый класс). Профильный уровень ЕГЭ по русскому языку предназначается для учащихся, которые планируют продолжить обучение в высших учебных заведениях филологической и лингвистической направленности.

8. Наряду с учебниками и учебными пособиями при изучении русского языка необходимо использовать интерактивные программы, направленные на развитие навыков устной и письменной речи, пополнения словарного запаса, перифразирования, редактирования и саморедактирования и т.п.

9. Необходимо создать единую государственную систему обучения русскому языку в условиях ограниченной русскоязычной среды, предполагающую обязательное обучение основным предметам на русском языке в сочетании с углубленным изучением родных языков и культур.

10. Необходимо создать, апробировать и внедрить в практику работы образовательных организаций с ограниченной русскоязычной средой модель билингвального образования, предполагающую: предметный компонент (знания, умения и навыки по учебным дисциплинам, в том числе по русскому и родному языкам); языковой компонент (умения и навыки по всех видах речевой деятельности на русском и родном языках); межкультурный компонент (умения и навыки в сфере межкультурной коммуникации, в том числе этнической и религиозной толерантности).

11. Для обеспечения эффективности модели билингвального образования необходимо разработать примерную общеобразовательную программу по русскому языку в условиях ограниченной русскоязычной среды, государственный профессиональный стандарт преподавателя русского языка в условиях ограниченной русскоязычной среды; развивать открытые электронные образовательные среды как ядро системы непрерывного повышения квалификации педагогических работников в области методики преподавания русского языка в условиях ограниченной русскоязычной среды.

12. В целях повышения качества обучения русскому языку как иностранному необходимо разработать профессиональный стандарт преподавателя русского языка как иностранного; развивать открытые электронные обучающие среды, позволяющие изучать русский язык с любого уровня владения и из любой точки земного шара, получать основное и дополнительное образование на русском языке, оказывать непрерывную профессиональную поддержку преподавателям русского языка как иностранного.

Литература

1. Количество произведений в программах по литературе необходимо привести в соответствие с реально существующим временем на их изучение, прежде всего - на полноценное чтение. Иные формы освоения произведения, в частности (например, обзорное изучения произведений, позволяющее ученику приобщиться к произведению, которое может стать в будущем заметным событием его эстетической духовной работы) целесообразно применять главным образом в качестве дополнительного методического приема, расширяющего спектр стратегий освоения литературных произведений.

Невозможно как игнорировать проблему нечтения в школе, так и перекладывать ответственность за (не)чтение на плечи детей и их родителей, сводить к минимуму адресованную тем и другим специальную психолого-педагогическую поддержку. Необходимо осознанно и целенаправленно формировать гармоничное соотношение между воспитанием навыков чтения и понимания, с одной стороны, и усвоением историко-литературного материала, содержания художественных произведений, в том и в другом случае следует акцентировать важность освоения целостной, синтетической природы художественного текста как произведения искусства.

2. Необходим сбалансированный подход к формированию программ по литературе. Современные программы должны как в обязательном порядке включать произведения из «национального канона» («золотого списка») русской классики в качестве базы для литературного образования, так и создавать условия для индивидуализации программ. Необходимо учитывать накопленный позитивный опыт составления нормативных и рекомендательных списков литературных произведений с опорой на «Концепцию филологического образования. Русский язык и литература», разработанную по инициативе Ассоциации учителей литературы и русского языка, а также действующих Примерных основных образовательных программ.

Предметом регламентации необходимо сделать также результаты образования, что позволит сохранить различные позитивно зарекомендовавшие себя методические подходы и стимулировать педагогов к использованию новых эффективных методик. Провести указанную работу целесообразно на уровне ПООП, которая, в соответствии с образовательным законодательством, дополняет и содержательно расширяет Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и должна учитываться при составлении рабочих программ.

3. Содержание программ должно учитывать различие уровней подготовки обучающихся, их читательского опыта. Важное место в программах должно занять развитие навыков самостоятельного чтения, анализа и понимания литературных произведений. Программы должны строиться с учетом существования разных читательских групп среди учащихся, предлагать посильные для каждой группы объемы чтения.

4. При формировании содержания программ необходимо учитывать психологические и социальные особенности современных школьников, существенно изменившиеся за то время, которое отделяет нас от периода создания большинства классических литературных произведений. Наряду с произведениями, рассчитанными на взрослых, подобающее внимание должно быть обращено на детскую и подростковую литературу, в том числе современную.

5. Необходимо стремиться к устранению из практики школьного преподавания литературы имитационного чтения, различных варианты пассивного реферирования текстов. Важно соотносить возможности различных групп учащихся с глубиной и сложностью поставленных перед ними учебных задач.

6. Целесообразно продолжить совершенствование контрольно-измерительных материалов (КИМов) с точки зрения усиления их творческой составляющей, устранения механического заучивания материала. а также - противопоставления учебной деятельности на уроке и подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

7. Серьезного профессионального обсуждения требует проблема результатов литературного образования с учетом разных факторов. С одной стороны, следует исходить из возможности проверить объем и качество усвоения материала, с другой стороны, необходимо учитывать наличие ближайших и долговременных, «отложенных» результатов школьного обучения русскому языку и литературе, которые формируют основу для творческого развития личности человека в различные периоды жизни.

Общие проблемы

1. Необходимо исходить из необходимости полноценной реализации творческого потенциала учителя-словесника, наделенного должной степенью общественного доверия, обладающего всеми возможностями для творческой работы в школе. В этих целях следует оптимизировать нормативные требования к структуре рабочих программ учебных курсов, устранить избыточные параметры контроля за перспективным планированием учебной работы учителя.

2. Необходимо осуществить комплекс мер по созданию учебников русского языка и литературы нового поколения, построенных на основе принципов дифференциации и индивидуализации, ориентированные на оптимальное сочетание обязательного и вариативного компонентов учебных программ, предполагающие приоритетное развитие самостоятельной творческой работы учащихся при минимизации всех разновидностей репродуктивной деятельности при освоении языкового и литературного материала. При этом необходимо учитывать тот факт, что школьники в окружающей их действительности чаще имеют дело с материалами, состоящими из частей с разнообразным представлением информации (текст, звук, графика, трехмерные объекты и т. д.), а не просто с линейным текстом. Это необходимо учитывать при разработке современных курсов.

3. Целесообразно также подготовить и издать комплекс школьных хрестоматий нового поколения, расширенных за счет дополнительного (вариативного) материала, в которых кроме текстов художественных произведений будут даваться комментарии и вопросы и задания. В связи с невозможностью создания учебных книг очень большого объема необходимо создать образовательный портал, поддерживающий подобные издания. На портале могут быть размещены материалы как для школьников (тексты произведений с приложенными к ним комментариями разных типов, опытами анализа, и произведения, предлагаемые школьникам для самостоятельного анализа; задания, в том числе творческого типа; иллюстрации к анализируемым произведениям, художественная анимация; исследовательские и творческие работы школьников с комментариями профессионалов) так и для учителя (сборники упражнений для формирования той или иной компетенции; профессиональные филологические и методические статьи; фрагменты из мемуаров, писем и проч.; форумы педагогов; видеоконференции; исследовательские коллективные проекты учителей; исследовательские и публицистические статьи учителей и др.).

3. Одна из перспективных образовательных стратегий заключается в последовательном внедрении в образовательный процесс всех уровней современных словарей разных типов (как лингвистических, так и энциклопедических), прошедших обязательную профессиональную экспертизу. Активное использование лексикографических источников как в процессе обучения русскому языку и литературе, так и другим предметам, позволит повысить уровень языковой и информационной культуры школьников.

4. Современный учитель-словесник должен быть активен в отборе содержания образования, в формировании собственной программы, в выборе методик обучения и привлечения детей к чтению. Он должен ориентироваться в разнообразии классической и современной литературы, быть нацеленным на повышение профессиональной квалификации, овладение новейшими информационными технологиями. Учитель должен быть готов работать по разным программам и учебникам, интегрируя их в своей деятельности. Уровень его профессиональной подготовки должен всегда быть выше того, что требуется сегодня, это подготовка, специально нацеленная на перспективное развитие. Он должен знать психологические особенности современных детей и подростков и быть готовым работать с разными их группами (одаренными, слабо мотивированными, с детьми мигрантов, детьми с особенностями развития и т.п.) и обучающимися разных читательских потребностей. В это связи необходимо внести соответствующие коррективы в программы вузовской подготовки учителей-словесников, предполагающие усиление прикладной направленности образовательных программ.

В то же время вузовская подготовка учителей русского языка и литературы должна не сокращать, а углублять предметную подготовку в области лингвистики и литературоведения с учетом современных научных достижений и научно-педагогических требований. Курсы фольклора и истории литературы, истории языка и теоретические курсы в области литературоведения и лингвистики должны иметь оптимальные учебные объемы при сохранении фундаментального качества и не выхолащиваться за счет непредметной подготовки.

Сходным образом должно быть построено и повышение квалификации учителей. Оно должно быть непрерывным, модульным, мобильным. Стоит шире задействовать дистанционные формы работы, дающие возможность уйти десятилетиями предлагающихся учителю устаревших схем повышения квалификации. Система повышения квалификации учителя должна учитывать возможности самообразования, стажировок в учебных и научных учреждениях и организациях. Необходимо обеспечить возможность повышения квалификации с отрывом от образовательной деятельности – например, в форме написания квалификационной работы.

5. Требует внесения соответствующих времени изменений также система аттестации учителей: необходимо обозначение четких и понятных критериев их профессионального совершенствования. Необходимо ограничить увязывание учительской аттестации прежде всего с выдающимися достижениями подготовленных учащихся (победы в олимпиадах и высокие баллы ЕГЭ). Нужны новые системы педагогических измерений динамики развития школьников, в том числе и не ориентированных на высокие баллы, но сумевших добиться своих личных достижений в процессе образования. В систему критериев оценки работы учителя должны войти такие аспекты образовательной деятельности, как эффективное включение в образовательный процесс дополнительных ресурсов (библиотечных, музейных и т.п.), разработка оригинальных программ и технологий формирования культурных и информационных компетенций обучающихся, готовность к эффективному образовательному взаимодействию с немотивированными на учебу категориями обучающихся и т.п.

6. Необходимы государственные программы, способствующие объединению усилий образовательных учреждений, СМИ, музеев, библиотек, театров, системы книгоиздания и книгораспространения, направленных на поддержку чтения, развитие филологической культуры населения.

Наши рекомендации