Тема 11. Административно-правонаделительный процесс

Вопросы:

1. Особенности административно-правондели­тельного процесса.

2. Содержание отдельных видов производств и процедуры администра­тивно-правонаделительного процесса.

3. Проблемы административно-правонаделительного процесса.

1. Особенности административно-правондели­тельного процесса.

Получив представление о понятии, общих чертах, видах производств и стадиях административно-правонаделительного процесса (темы 2 и 3), мы можем перейти к более детальному ознакомлению с этим видом администра­тивно-процессуальной деятельности.

Самый широкий перечень процедур применяется в сфере эко­номики, где действует много субъектов права и требуется четкий по­рядок их согласо­ванных действий. В бюджетной сфере (процедуры составления бюджетов, контроля за их исполнением, оказания госу­дарственной поддержки регионам, отраслям экономики, и отдельным видам про­изводства, целевой финансовой по­мощи, введения режима времен­ной финансовой администрации, раз­ра­ботки, принятия и выполнения федеральных и региональных про­грамм). В сфере управления госу­дарственной собственностью (разграниче­ния и пере­дачи объектов госсобственности, проведения конкурсов и аукционов, оказа­ния пуб­личных услуг государственными органами). В сфере образования (процедуры аттестации и аккредитации обра­зовательных учрежде­ний). Во всех сферах применяются регистрационные процедуры, лицен­зирование, процедуры кадрового обеспечения.

Среди этих процессов, так называемые «встроенные» или специализиро­ванные (регулятивные) административные процессы (бюджетный, налого­вый, таможенный, в сфере земельных отношений, например, процедура пе­ревода земель из одной категорию в другую) и др.

В каждом из представленных видов деятельности выделяются свои осо­бенности, отражающие специфику конкретных административно-процедур­ных действий.

Главной особенностью административно-процедурного про­изводства является то обстоятельство, что его предметом выступает индивидуальное административное дело бесспорного характера. Из чего следует и то, что правовая оценка поведе­ния того или иного лица не обязательна или воз­можна в каче­стве одного из усло­вий удовлетворения тех или иных хода­тайств (ре­гистрации, выдачи разрешения и др.).

Предметом правовой оценки чаще всего выступают соответ­ствующие документы (учредительные, регистрационные и др.).

В рамках административно-процедурного производства со­вершаются правоохранительные действия, обеспечивающие реали­зацию права обратив­шегося лица, приводящие к наделению его ис­комым правом и гарантирую­щие соответствие требованиям законно­сти оснований предстоящей деятель­ности заявителя.

Результат правонаделительной процедуры – удовлетворение законных интересов обращающихся лиц (как внешняя цель) и обес­печение эффектив­ной работы управленческого аппарата (внутренняя цель).

Результатом процедурного производства не может стать при­менение принудительных мер.

По своему целевому назначению правонаделительный про­цесс является организационно-процедурным, т.к. направлен именно на организацию повсе­дневной работы исполнительного аппарата. Однако такая характеристика имеет самое общее значение в административно-процессуальной деятельно­сти, практически полностью состоящей из различных процедур. Не меньшее значение имеют отличительные признаки видов административно-процессу­альной деятельности. Поэтому отметим еще раз необходимость научных исследований в сфере процессуальной дея­тельность субъектов права.

2. Содержание отдельных видов производств и процедуры

администра­тивно-правонаделительного процесса.

Системный характер задач по формированию правового государства диктует необходимость повышения ответственности должностных лиц и ре­зультативности работы органов государственной власти, местного само­управления по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, и формирует требования по совершенствованию порядка организации рас­смотрения письменных и устных обращений граждан, как важнейшего спо­соба обеспечения обратной связи в практике общественно-политических и социально-экономических преобразований.

Обращения граждан являются одним из источников информации о соци­ально-экономическом положении различных групп населения или их месте проживания (район, город, село), об их настроениях и потребностях. Свое­временное и качественное разрешение проблем, содержащихся в обраще­ниях, в значительной мере способствует удовлетворению нужд и запросов граждан, снятию напряженности в обществе, повышению авторитета органов власти и управления, укреплению их связи с населением.

Многообразие процедур рассмотрения обращений, конечно, нельзя ни­велировать. Во-первых, индивидуальность содержания некоторых обраще­ний, исключительность решений, принимаемых по просьбе заявителя, и спе­цифичность процедур рассмотрения обращений такого рода не позволяют унифицировать реализацию права на обращение во всех сферах обществен­ных отношений. Во-вторых, в законодательстве и на практике выделяются различные обращения, рассмотрение которых, очевидно, должно основы­ваться на разных подходах к правовому регулированию.

По характеру со­держания и направленности итогового ответа обращения классифицируются на заявления, предложения, жалобы, ходатайства, коллек­тивные обращения, петиции. Практическое значение такой классификации видится в выделении особенностей рассмотрения обращений в зависимости от отнесения послед­них к тому или иному виду*.

Устанавливая одинаковый порядок рассмотрения обращений граждан, комментируемый Федеральный закон от 2.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон об обращениях) делает исключе­ние в отношении обращений, которые должны быть рассмотрены в порядке, установленном федеральными конституцион­ными и иными федеральными законами*. Особенности рассмотрения обра­щений в сфере изменения кон­ституционно-правового статуса лиц содержатся в Федеральных законах «О гражданстве Российской Федерации», «О бежен­цах», «О вынужденных пере­селенцах», в сфере административного об­жало­вания решений и действий (бездействия) субъектов избирательного процесса – в законодательстве о выборах, «Об об­щественных объединениях», «О ли­цензировании отдельных видов деятель­ности».

_________________________

* Например, жалобы, петиции, заявления приме­нительно к определенным сферам обще­ственных отношений (в отличие от других видов обращений) нуждаются в более длитель­ной и не­сколько ус­ложненной процедуре рассмотрения. В рамках админист­ративно-пра­вонаделительного процесса речь идет о таких обращениях как предложения и заявления, т.к. жалобы рассматриваются в рамках административно-юрисдикционного процесса.

* К ним можно отнести Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», относящий к исключительной компетенции данного суда разре­шение дел, связанных с жалобами на нарушение консти­туционных прав и свобод граждан, Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Уголовно-процессуальный кодекс, рассматри­вающий в качестве поводов и ос­нований к возбуждению уголовного дела заявления и иные сообщения граждан, Трудовой кодекс в части рассмотрения обращений работников в Федеральную инспекцию труда в связи с нарушением их трудовых прав, а также в ко­миссию по трудовым спорам, Кодекс РФ об административных пра­вонарушениях, Таможенный, Налоговый кодексы, в которых устанавливается порядок рассмотрения так называемых специальных жалоб.

Устанавливая пределы действия законов, регулирующих обращения граждан, зако­нодательство субъектов РФ, как правило, не распространяет их положения на следующие обращения (кроме вышеуказанных):

обращения, связанные с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предло­жениями, порядок рассмотрения которых регламентируется федеральным законодатель­ством;

обращения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции конституционного (уставного) суда того или иного субъекта Федерации;

обращения, направляемые Уполномоченному по правам человека в Российской Фе­дерации и Уполномоченному по правам человека субъектов Федерации;

обращения, вытекающие из отношений, складывающихся внутри коллективов орга­низаций и общественных объединений, регулируемых федеральным законодательством, их уставами и положениями;

запросы в архивы;

иные обращения, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен специальный порядок рассмотрения.

В сферах общественных отношений, в которых федеральными законами не установлены специальные правила рассмотрения обращений граждан, правовое регулирование (детализация) осуществляется подзаконными актами конкретных органов публичной власти*.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами РФ обладают правом на обращение в органы публичной власти, когда в со­держании этого права выделяется административный ас­пект**.

Обращения граждан – это важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти и местного самоуправления с населением, которые являются, с одной стороны, сущест­венным источником информации, необходимой для решения вопросов госу­дарственного и общественного значения, с другой – одной из важнейших форм гарантий участия граждан в управлении делами общества и государ­ства. Поэтому обращения граждан должны рассматриваться с соблюдением следую­щих основных принципов: гласности, законности, равенства граждан, дос­тупности, беспристрастности.

Для рассматривающих обращения установлен ряд ограничений и запре­тов, в частности запрещается преследовать гражданина в связи с его обраще­нием (ч. 1 ст. 6 Закона об обращениях), не допускается разглашение сведе­ний, содержащихся в обращении (ч. 2 ст. 6), запрещается направлять жалобу на рассмотрение тем лицам, решение или действие (бездействие) которых обжа­луется (ч. 6 ст. 8). Предусмотрены ответственность за нарушение Закона об обращениях (ст. 15), а также возмещение причиненных убытков и взыска­ние понесенных расходов при рассмотрении обращений (ст. 16).

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должност­ному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обра­щении вопросов. В соответствии со ст. 5 «Права гражданина при рассмотре­нии обраще­ния» Закона об обращениях, лицо, направившее обращение имеет право:

_________________________

* Например, Администрации Президента РФ, Министерства иностранных дел, Федераль­ной таможенной службы, Федерального агентства по ры­боловству и др., Судебного де­партамен­та при Верховном Суде РФ, Генеральной прокура­туры. В ка­честве примера можно привести также Постановление Правитель­ства РФ от 28.12.2004 г. № 862, которым утверждены особые Правила обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вслед­ствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испыта­ний на Семи­палатинском по­лигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предос­тавлением со­циальных услуг.

** Правовая основа – ст.ст. 52 и 53 Конституции РФ о возможности каждого обжаловать решения и действия (бездействие) орга­нов публичной власти. Дейст­вующее законода­тельство предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства право направ­лять обращения в российские органы власти и по­лучать ответы по установленной проце­дуре, например, в Федеральных законах «О граж­дан­стве Российской Федерации» в части обращений о приобретении гра­ждан­ства, «О бе­женцах» – о приобретении статуса бе­женца, «О правовом положении иностранных граж­дан в Рос­сийской Федерации» – о по­лучении разрешительных доку­ментов на проживание, пребывание, работу на территории России, регистра­ции по месту жительства и месту пре­бывания.

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обра­щаться с просьбой об их истребовании;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотре­ния обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся све­дения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 Закона об обращениях, уве­домление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию ко­торых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в администра­тивном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Кроме того, в соответствии с ч. 7. ст. 11 в случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

Действия уполномоченного органа (должностного лица) регламентиро­ваны правовыми нормами (табл. 11), в т.ч. при рассмотрении обращения, по­ступившего по информационным системам общего пользования.

Отметим, что, как правило, только зарегистрированные обращения получают юридическую силу и течение сроков рассмотрения начинается с момента их регистрации, которая осуществляется следующим образом:

сотрудник изучает текст (первичное рассмотрение);

заносит в особую форму (регистрационную карточку) личные данные заявителя (имя, фамилию, адрес), дату отправки и поступления обращения, повторность, тематику обращения, а также сведения о том, что обращение поступило из Федерального Собрания, Генеральной прокуратуры, Админи­страции Президента и Аппарата Правительства России (в дальнейшем все «перемещения» обращения фиксируются в регистрационной карточке, что позволяет отслеживать его движение, выявлять многократность и в любой момент дать гражданину справку о ходе рассмотрения его обращения).

Следующий этап процедуры рассмотрения обращения – его направление в соответствии с компетенцией (руководителю подразделения – руководи­телю органа – руководителю подразделения-исполнителю либо должност­ному лицу; иному государственному органу, органу местного само­управле­ния или должностному лицу с уведомлением обратившегося).

В настоящее время во многих властных структурах получает распро­странение электронная регистрация обращений, что облегчает доступ граж­дан к органам власти и должностным лицам, делает открытым их для «элек­тронного диалога» по поводу обращения, и в целом упрощает всю работу по обращениям.

Таблица 11. Порядок действий уполномоченного органа (должностного лица) при рассмотрении письменных обращений

Норма Содержание действия Сроки
ч. 2 ст. 8 обязательно регистрирует письменное обращение в течение 3 дней с момента поступления
ч. 3, 4 ст. 8 если решение вопроса не входит в компетенцию или от­носится к компетенции иных органов (должностных лиц), на­правляет им письменное обращение в течение 7 дней со дня регистрации
п. 5 ч. 1 ст. 10 уведомляет гражданина об отправке его обращения на рассмотрение лицам в соответствии с компетен­цией в установленные для рассмотрения сроки
ч. 5 ст. 8 при направлении письменного обращения в другой госу­дарственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может запрашивать впослед­ствии материалы о результатах его рассмотре­ния   как правило, по необходимости
ч. 7 ст. 8 возвращает письменное обращение с разъяснением имеющихся прав, если направление его в компетентные инстанции запрещено в силу ч. 6 ст. 8 в установленные для рассмотрения сроки
ч. 2 ст. 9 в случае необходимости организует выезд на место     в установленные для рассмотрения сроки
п. 1 ч. 1 ст. 10 в случае необходимости обеспечивает участие гражда­нина, направившего обращение в его рассмотрении
п. 2 ч. 1 ст. 10 запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других органах и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов доз­нания и органов предварительного следствия
п. 3 ч. 1 ст. 10 принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина
ч. 2 ст. 10 по запросу органов или должностных лиц, рассматри­вающих обращение, предоставляет документы и мате­риалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением тех, в которых содержатся сведения, со­ставляющие охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления     в течение 15 дней
ст. 11 учитывает требования ст. 11 Закона об обращениях  
ч. 1 ст. 12 рассматривает письменное обращение в соответствии с компетенцией   в те­чение 30 дней со дня его регистрации
п. 4 ч. 1 ст. 10 дает письменный ответ по существу поставленных в об­ращении вопросов, за исключением случаев, указан­ных в статье 11 Закона об обращениях
ч. 3 ст. 10 ответ на обращение подписывается руководителем уполномоченного органа или должностным лицом   в установленные для рассмотрения сроки
ч. 4 ст. 10 ответ на обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, направляется по почто­вому адресу, указанному в обращении
ч. 2 ст. 12 в исключительных случаях, а также в случае направле­ния запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10, продляет срок рассмотрения письменного обращения не более чем на 30 дней
там же уведомляет гражданина о продлении срока рассмотрения письменного обращения в установленные для рассмотрения сроки

Обращая внимание на ст. 11 Закона об обращениях заметим, что испол­нитель:

вправе не давать ответ на обращение, если в нем не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому дол­жен быть направлен ответ (ч. 1);

направляет обращение в государственный орган в соответствии с его компетенцией, если в указанном обращении содержатся сведения о подго­тавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем (ч. 1);

возвращает обращение, в котором обжалуется судебное решение, с разъ­яснением порядка обжалования данного судебного решения (ч. 2);

вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов при получении письменного обращения, в котором содержатся не­цензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, но при этом сооб­щает гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотреб­ления правом (ч. 3);

сообщает лицу, направившему обращение, текст которого не поддается прочтению о невозможности дать на него ответ или направить обращение на рассмотрение в соответствии с компетенцией, если фамилия и почтовый ад­рес обративше­гося поддаются прочтению (ч. 4);

принимает решение о безосновательности очередного обращения и пре­кращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, если в письменном обращении содержится вопрос, на который многократно дава­лись письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обра­щениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоя­тельства, и что указанное обращение и ранее направляемые обращения на­правлялись в один и тот же государственный орган, орган местного само­управления или одному и тому же должностному лицу (ч. 5);

уведомляет обратившегося о принятом решении (ч. 5);

сообщает о невозможности дать ответ по существу поставленного в об­ращении вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведе­ний, если ответ не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (ч. 6);

принять к рассмотрению обращение, если гражданин вновь обратился в случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных вопросов ранее не мог быть дан, в последующем были устранены (ч. 7).

Касаясь времени рассмотрения обращений, можно заключить, что обыч­ный срок рассмотрения обращения должен составлять не более 33 дней (ре­гистрация + рассмотрение), но если обращение пересылается в соответствии с колмпетенцией, то срок рассмотрения увеличивается минимум на 10 дней (7 дней для анализа текста обращения в первоначальном субъекте рассмотре­ния + 3 дня – период последующей регистрации) плюс время для прохожде­ния обращения через систему почтовой связи. В исключительных случаях срок может быть увеличен на 30 дней.

Как правило, во всех органах государственной власти и местного само­управления заведены журналы регистрации письменных обращений, ответ­ственность за правильное ведение которых вменена в обязанность конкрет­ного должностного или специально уполномоченного лица. На основании записей в данном журнале и определяется своевременность рассмотрения обращений. Дата поступления обращения определяется по почто­вому штем­пелю, проставленному на конверте, содержащем текст обращения. Именно с этой даты и исчисляются сроки, закрепленные в Законе об обраще­ниях.

В Российской Федерации отдельные виды деятельности осуще­ствляются предприятиями, организациями и учреждениями незави­симо от организаци­онно-правовой формы, а также физическими ли­цами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании лицензии – специаль­ного разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирова­ния. Основылицензирования установлены Феде­раль­ным законом от 8.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных ви­дов деятельности» (ред. от 6.12.2007 г.).

К лицензионным (разрешительным, контрольным и уведомительным) процедурам от­носятся:

а) уведомительно-распорядительные:

- представление документов заявителем;

- регистрация представленных документов уполномоченным органом;

- рассмотрение заявления о выдаче лицензии (при этом эта процедура может включать проведение экспертиз специальной экспертной комиссией или независимой при возникновении спорных вопросов, которые также носят процедурный харак­тер);

- принятие решения о выдаче лицензии или отказе в выдаче ли­цензии;

- уведомление об отказе в выдаче лицензии;

- продление срока действия лицензии (в порядке, установлен­ном для ее получения);

б) контрольные:

- контроль установленного порядка лицензирования;

- контроль соблюдения лицензионных условий;

в) пресекательно-разрешительные:

- приостановление действия лицензии (срок – не более 6 мес.) и возоб­новление действия лицензии;

- аннулирование лицензии.

Содержанием указанных процедур являются последовательные соответ­ствующие действия уполномоченных органов и лиц. В част­ности, для полу­чения лицензии заявитель должен представить в уполномоченный орган ряд документов (первая процедура):

_________________________

* Лицензия является официальным документом, который разре­шает осу­ществление указанного в нем вида деятельности (выдается от­дельно на каж­дый вид деятельности) в течение уста­новленного срока (срок действия – не менее 5 лет или бессрочная), а также определяет условия его осуществле­ния. Передача лицензии другому лицу запрещается

заявление о выдаче лицензии с указанием данных о заявителе (для юри­дических лиц – наименование и организационно-правовая форма, но­мер рас­чет­ного счета и соответствующего банка), вид деятельности, срок действия лицен­зии;

копии учредительных документов;

свидетельство о государственной регистрации (для юридических лиц);

документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;

справку налогового органа о постановке на учет или свидетель­ство о го­сударственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа.

В зависимости от специфики деятельности может быть преду­смотрено представление иных документов*.

В уполномоченном органе ответственное должностное лицо проверяет наличие требуемых документов, правильность их оформ­ления и регистри­рует указанные документы (вторая процедура).

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принима­ется в срок, не пре­вышающий 60 дней со дня получения заявления со всеми необходи­мыми до­кументами. Причем, уведомле­ние об отказе в вы­даче лицензии пред­ставляется зая­вителю в пись­менном виде в указанный срок с указанием при­чин отказа. Основа­нием для отказа является: наличие в документах, пред­ставленных заявите­лем, недос­товерной или иска­женной инфор­мации; отри­цательное экспертное заключе­ние, устано­вившее несоот­ветствие условиям, необходимым для осу­ществления соответствую­щего вида деятельности, и усло­виям безо­пасности.

В ряде субъектов РФ установлены сокращенные сроки приня­тия реше­ния о выдаче лицензии по принципу «одного окна», т.е. гра­жданин подает все необходимые документы в одно окно (одному должностному лицу) и че­рез него получает ответ на свое заявление.

Лицензирование в настоящее время является одной из самых распро­странен­ных форм разрешительной системы, которая имеет и другие формы выраже­ния. Так, разрешительная сис­тема широко ис­пользуется органами МВД РФ. Объясняется это тем, что в данном случае регламентируется дея­тельность, непосред­ственно связанная с обеспечением охраны обществен­ного порядка и безопасности. МВД России в числе иных функций имеет сле­дующую: организация деятельности по вы­даче (аннулиро­ванию) специаль­ных разрешений (лицензий) на заня­тие видами дея­тельности, производст­вами, работами (оказание ус­луг), подлежащих лицензированию в системе МВД, а также по кон­тролю за осуществ­лением этих видов деятельности, производств, ра­бот (услуг). В частности, регулирование в этой области осу­ществляется на основе зако­нов РФ «О милиции» и «Об оружии».

_________________________

* Так, в некоторых случаях требуются сведения о технической или иной готовности к вы­полне­нию работ и профессиональной пригодности физических лиц (пер­сонала). При этом требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных в положениях о лицензировании соответст­вующих видов деятельности, запрещается.

Оборот оружия в соответствии с Федеральным законом от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (ред. от 24.07.2007 г.) состоит из следующих стадий:

- приобретение оружия;

- хранение оружия;

- использование оружия;

- продажа оружия;

- ввоз на территорию Российской Федерации оружия;

- вывоз из Российской Федерации оружия.

Разрешительная (уведомительная) система в сфере охраны об­ществен­ной безопасности представляет собой совокупность правил*, регламенти-рую­щих и регулирующих порядок производства, приоб­ретения, хранения оружия, поль­зования оружием, сбыта и перевозки оружия, взрывча­тых ве­ществ, сильнодейст­вую­щих ядов и т.п., а также порядок от­крытия и функ­циониро­вания ору­жейно-ремонтных, пиротехнических производств, стрелко­вых ти­ров. На ос­нове раз­решительной системы ведутся производство, про­дажа и приобрете­ние ору­жия. Лицензии на производство оружия выдаются орга­нами лицензи­рования, опреде­ляемыми Правительством РФ, на его про­дажу или при­об­ре­тение – органами внутренних дел, разрешения которых не­обхо­димы также для производства взрывных ра­бот, въезда в погранич­ную зону, а также в за­крытые администра­тивно-тер­рито­риальные образова­ния.

В качестве инструмента контроля за оборотом оружия законо­дательст­вом на органы внутренних дел возложены следующие функции:

- выдача лицензий на приобретение соответствующих видов оружия;

- регистрация и учет приобретаемого оружия;

- проверка условий хранения приобретенного оружия;

- изъятие оружия;

- аннулирование лицензий и разрешений.

Эти действия имеют процедурный характер и регламентированы ведом­ственными нормативными правовыми актами. Органы внутренних дел осу­ществляют лицензи­рова­ние частной детективной и охранной дея­тельности.

Разрешительная система распространяется также на проведение собра­ний, митингов, уличных шествий и демонстраций, пикетирова­ния**.

_________________________

* К нормативным актам, регулирующим эти вопросы относятся в т.ч.:

- Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814 «О мерах по регулирова­нию оборота гражданского и служебного ору­жия и патронов к нему на территории Рос­сийской Федерации»;

- Приказ МВД РФ от 12.04.1999 г. № 288 «О мерах по реа­лиза­ции По­становления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814».

** Исполни­тельные органы субъектов РФ, а также системы мест­ного самоуправления дают разрешения на основе заявлений (уве­домлений) уполномоченных тру­довых коллек­тивов предприятий и учреждений, общественных объединений и отдельных групп граж­дан, ко­торое должно быть подано не позднее чем за 10 дней до проведения соответст­вующего мероприятия. В нем указыва­ются: цель, форма, место про­ведения мероприятия или мар­шруты движе­ния, время начала и окон­чания, предполагаемое количество участни­ков и т.п

В этом случае решение сооб­щается заявителям не позднее чем за 5 дней до времени проведения мероприятия. Решение может быть по­ложительным, но с предложе­нием другого места и иного времени проведения мероприятия. Ре­шение может быть и отрицательным, если цель проведения меро­приятия противоречит закону либо угро­жает общественному порядку и безо­пасности. Отказ мо­жет быть об­жалован в судебном порядке. Несанк­ционированные мероприя­тия подлежат прекращению. Участникам мероприятий запрещается иметь оружие или специально приготов­ленные предметы, использо­вание которых может принести вред здо­ровью и жизни граждан либо причинить материаль­ный вред.

Важное значение в социально-экономических отношениях занимают от­ношения, связанные с регистрационным производством. Регистрация – акт официаль­ного признания за­конности соответствующих действий и право­вых актов, осуществляемых, как пра­вило, органами федеральных служб, подве­домственных Министерству юстиции и МВД России.

Органы Росрегистрации (Федеральная регистрационная служба) России (в со­ставе Министерства юстиции) осуществляют в т.ч. государственную ре­гист­рацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Феде­раль­ный закон от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юриди­ческих лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 1.12.2007 г.), прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государст­венной регистрации прав на недви­жи­мое имуще­ство и сделок с ним» (ред. от 23.11.2007 г.). Государственная ре­гистрация общественных объединений осуществляется в соответствии с Фе­деральным законом от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объедине­ниях» (ред от 2.02.2006 г.).

В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия с гра­ждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должно­стных лиц, ответственных за регистрацию» действует регистрационный учет граждан. В связи с узаконением свободы передвижения, выбора места пре­бывания и жительства была отменена прописка и выписка граждан и заме­нена регистрационным учетом, который осуществля­ется по месту житель­ства в органах внутренних дел или в ме­стной администрации.

Данная сфера отношений регулируется достаточно широким перечнем законодательных и подзаконных актов, в т.ч.:

Федеральный закон от 25.07.1998 г. № 128-ФЗ (ред. от 6.06.2007 г.) «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федера­ции»;

Указ Президента РФ от 20.03.2001 г. № 318 (ред. от 20.07.2005 г.) «О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фон­дом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицин­ского страхования и Фондом социального страхования Российской Федера­ции»;

Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458 (ред. от 14.12.2006 г.) «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан»;

Приказ Минюста РФ от 10.04.2002 № 99 (ред. от 27.12.2007 г.) «Об ут­верждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотари­альных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетель­ствуемых документах» и др.

Кадровое обеспечение государственного управления в настоящее время признается одной из серьезных проблем. Современному управленцу необхо­димо знание особенностей кадрового производства, в т.ч. такой его разно­видности как поощрительное (наградное) производство.

Поощрение – способ воздействия, который через интерес, сознание на­правляет волю людей на совершение определенных, полезных, с точки зре­ния поощряющего, действий. Поощрительное воздействие возбуждает также интерес к получению материального, морального или иного одобрения. По­этому регламентация поощрения имеет важное значение. Правовое поощре­ние – это форма и мера юридического одоб­рения доб­ровольного, за­служен­ного поведения, в результате чего субъект вознаграж­дается, для него насту­пают благоприятные по­следствия*. С другой стороны, правовое поощрение – это метод дея­тельности публичной исполнительной власти, регули­рования ею общественных отношений посредством стимули­рования социальной ак­тивно­сти граждан и ор­ганизаций. Развитая система правовых норм о по­ощ­рении и их ак­тивное использование (право­примене­ние) – один из показате­лей со­циальной зрелости общества и существующих в нем организаций**.

В правовой системе России существует комплекс поощритель­ных норм, образующих межотраслевой правовой институт, объединяющий большое количество норм, регулирующих вопросы по­ощрения (конституционного, административного, трудового, уголовного, ис­полни­тельно-трудового и др. отраслей права). Преобла­дают в рассматриваемом правовом институте нормы административ­ного права. Этими нормами закрепляется большое число видов поощрения, раз­нообразные основания поощрения, а также процедуры поощрения и широкий круг субъектов, участвующих в этих процедурах. Среди нормативного массива можно выделить две группы:

1. Источники, специальной темой которых является поощри­тельная дея­тельность субъектов исполнительной власти: Положение о премиях Прави­тельства РФ в области науки и техники (утверждено Прави­тельством 26 ав­густа 2004 г.); Положе­ние о Почетной грамоте Прави­тельства РФ (утвер­ждено Прави­тельством 31 мая 1995 г.), и иные акты феде­ральных ор­ганов го­сударственной вла­сти, органов государственной вла­сти субъектов РФ, и др.

2. Акты, в которых наряду со многими другими включены одна или не­сколько поощрительных норм. Это, например, Законы РФ «О государст­вен­ной гражданской службе Российской Федерации», «О милиции», Дис­ципли­нарный устав ВС РФ и др. дисциплинарные ус­тавы, КоАП РФ.

_________________________

* См.: Малько А.В. Тео­рия государства и права в вопросах и ответах. М., 1997. С. 173.

** См.: Гущина Н.А. Поощрительные нормы российского права. СПб., 2003. С. 34.

Наши рекомендации