Тема 11. Административно-правонаделительный процесс
Вопросы:
1. Особенности административно-правонделительного процесса.
2. Содержание отдельных видов производств и процедуры административно-правонаделительного процесса.
3. Проблемы административно-правонаделительного процесса.
1. Особенности административно-правонделительного процесса.
Получив представление о понятии, общих чертах, видах производств и стадиях административно-правонаделительного процесса (темы 2 и 3), мы можем перейти к более детальному ознакомлению с этим видом административно-процессуальной деятельности.
Самый широкий перечень процедур применяется в сфере экономики, где действует много субъектов права и требуется четкий порядок их согласованных действий. В бюджетной сфере (процедуры составления бюджетов, контроля за их исполнением, оказания государственной поддержки регионам, отраслям экономики, и отдельным видам производства, целевой финансовой помощи, введения режима временной финансовой администрации, разработки, принятия и выполнения федеральных и региональных программ). В сфере управления государственной собственностью (разграничения и передачи объектов госсобственности, проведения конкурсов и аукционов, оказания публичных услуг государственными органами). В сфере образования (процедуры аттестации и аккредитации образовательных учреждений). Во всех сферах применяются регистрационные процедуры, лицензирование, процедуры кадрового обеспечения.
Среди этих процессов, так называемые «встроенные» или специализированные (регулятивные) административные процессы (бюджетный, налоговый, таможенный, в сфере земельных отношений, например, процедура перевода земель из одной категорию в другую) и др.
В каждом из представленных видов деятельности выделяются свои особенности, отражающие специфику конкретных административно-процедурных действий.
Главной особенностью административно-процедурного производства является то обстоятельство, что его предметом выступает индивидуальное административное дело бесспорного характера. Из чего следует и то, что правовая оценка поведения того или иного лица не обязательна или возможна в качестве одного из условий удовлетворения тех или иных ходатайств (регистрации, выдачи разрешения и др.).
Предметом правовой оценки чаще всего выступают соответствующие документы (учредительные, регистрационные и др.).
В рамках административно-процедурного производства совершаются правоохранительные действия, обеспечивающие реализацию права обратившегося лица, приводящие к наделению его искомым правом и гарантирующие соответствие требованиям законности оснований предстоящей деятельности заявителя.
Результат правонаделительной процедуры – удовлетворение законных интересов обращающихся лиц (как внешняя цель) и обеспечение эффективной работы управленческого аппарата (внутренняя цель).
Результатом процедурного производства не может стать применение принудительных мер.
По своему целевому назначению правонаделительный процесс является организационно-процедурным, т.к. направлен именно на организацию повседневной работы исполнительного аппарата. Однако такая характеристика имеет самое общее значение в административно-процессуальной деятельности, практически полностью состоящей из различных процедур. Не меньшее значение имеют отличительные признаки видов административно-процессуальной деятельности. Поэтому отметим еще раз необходимость научных исследований в сфере процессуальной деятельность субъектов права.
2. Содержание отдельных видов производств и процедуры
административно-правонаделительного процесса.
Системный характер задач по формированию правового государства диктует необходимость повышения ответственности должностных лиц и результативности работы органов государственной власти, местного самоуправления по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, и формирует требования по совершенствованию порядка организации рассмотрения письменных и устных обращений граждан, как важнейшего способа обеспечения обратной связи в практике общественно-политических и социально-экономических преобразований.
Обращения граждан являются одним из источников информации о социально-экономическом положении различных групп населения или их месте проживания (район, город, село), об их настроениях и потребностях. Своевременное и качественное разрешение проблем, содержащихся в обращениях, в значительной мере способствует удовлетворению нужд и запросов граждан, снятию напряженности в обществе, повышению авторитета органов власти и управления, укреплению их связи с населением.
Многообразие процедур рассмотрения обращений, конечно, нельзя нивелировать. Во-первых, индивидуальность содержания некоторых обращений, исключительность решений, принимаемых по просьбе заявителя, и специфичность процедур рассмотрения обращений такого рода не позволяют унифицировать реализацию права на обращение во всех сферах общественных отношений. Во-вторых, в законодательстве и на практике выделяются различные обращения, рассмотрение которых, очевидно, должно основываться на разных подходах к правовому регулированию.
По характеру содержания и направленности итогового ответа обращения классифицируются на заявления, предложения, жалобы, ходатайства, коллективные обращения, петиции. Практическое значение такой классификации видится в выделении особенностей рассмотрения обращений в зависимости от отнесения последних к тому или иному виду*.
Устанавливая одинаковый порядок рассмотрения обращений граждан, комментируемый Федеральный закон от 2.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон об обращениях) делает исключение в отношении обращений, которые должны быть рассмотрены в порядке, установленном федеральными конституционными и иными федеральными законами*. Особенности рассмотрения обращений в сфере изменения конституционно-правового статуса лиц содержатся в Федеральных законах «О гражданстве Российской Федерации», «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», в сфере административного обжалования решений и действий (бездействия) субъектов избирательного процесса – в законодательстве о выборах, «Об общественных объединениях», «О лицензировании отдельных видов деятельности».
_________________________
* Например, жалобы, петиции, заявления применительно к определенным сферам общественных отношений (в отличие от других видов обращений) нуждаются в более длительной и несколько усложненной процедуре рассмотрения. В рамках административно-правонаделительного процесса речь идет о таких обращениях как предложения и заявления, т.к. жалобы рассматриваются в рамках административно-юрисдикционного процесса.
* К ним можно отнести Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», относящий к исключительной компетенции данного суда разрешение дел, связанных с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод граждан, Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Уголовно-процессуальный кодекс, рассматривающий в качестве поводов и оснований к возбуждению уголовного дела заявления и иные сообщения граждан, Трудовой кодекс в части рассмотрения обращений работников в Федеральную инспекцию труда в связи с нарушением их трудовых прав, а также в комиссию по трудовым спорам, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Таможенный, Налоговый кодексы, в которых устанавливается порядок рассмотрения так называемых специальных жалоб.
Устанавливая пределы действия законов, регулирующих обращения граждан, законодательство субъектов РФ, как правило, не распространяет их положения на следующие обращения (кроме вышеуказанных):
обращения, связанные с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядок рассмотрения которых регламентируется федеральным законодательством;
обращения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции конституционного (уставного) суда того или иного субъекта Федерации;
обращения, направляемые Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченному по правам человека субъектов Федерации;
обращения, вытекающие из отношений, складывающихся внутри коллективов организаций и общественных объединений, регулируемых федеральным законодательством, их уставами и положениями;
запросы в архивы;
иные обращения, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен специальный порядок рассмотрения.
В сферах общественных отношений, в которых федеральными законами не установлены специальные правила рассмотрения обращений граждан, правовое регулирование (детализация) осуществляется подзаконными актами конкретных органов публичной власти*.
Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами РФ обладают правом на обращение в органы публичной власти, когда в содержании этого права выделяется административный аспект**.
Обращения граждан – это важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти и местного самоуправления с населением, которые являются, с одной стороны, существенным источником информации, необходимой для решения вопросов государственного и общественного значения, с другой – одной из важнейших форм гарантий участия граждан в управлении делами общества и государства. Поэтому обращения граждан должны рассматриваться с соблюдением следующих основных принципов: гласности, законности, равенства граждан, доступности, беспристрастности.
Для рассматривающих обращения установлен ряд ограничений и запретов, в частности запрещается преследовать гражданина в связи с его обращением (ч. 1 ст. 6 Закона об обращениях), не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении (ч. 2 ст. 6), запрещается направлять жалобу на рассмотрение тем лицам, решение или действие (бездействие) которых обжалуется (ч. 6 ст. 8). Предусмотрены ответственность за нарушение Закона об обращениях (ст. 15), а также возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений (ст. 16).
Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. В соответствии со ст. 5 «Права гражданина при рассмотрении обращения» Закона об обращениях, лицо, направившее обращение имеет право:
_________________________
* Например, Администрации Президента РФ, Министерства иностранных дел, Федеральной таможенной службы, Федерального агентства по рыболовству и др., Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Генеральной прокуратуры. В качестве примера можно привести также Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 г. № 862, которым утверждены особые Правила обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг.
** Правовая основа – ст.ст. 52 и 53 Конституции РФ о возможности каждого обжаловать решения и действия (бездействие) органов публичной власти. Действующее законодательство предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства право направлять обращения в российские органы власти и получать ответы по установленной процедуре, например, в Федеральных законах «О гражданстве Российской Федерации» в части обращений о приобретении гражданства, «О беженцах» – о приобретении статуса беженца, «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» – о получении разрешительных документов на проживание, пребывание, работу на территории России, регистрации по месту жительства и месту пребывания.
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 Закона об обращениях, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Кроме того, в соответствии с ч. 7. ст. 11 в случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.
Действия уполномоченного органа (должностного лица) регламентированы правовыми нормами (табл. 11), в т.ч. при рассмотрении обращения, поступившего по информационным системам общего пользования.
Отметим, что, как правило, только зарегистрированные обращения получают юридическую силу и течение сроков рассмотрения начинается с момента их регистрации, которая осуществляется следующим образом:
сотрудник изучает текст (первичное рассмотрение);
заносит в особую форму (регистрационную карточку) личные данные заявителя (имя, фамилию, адрес), дату отправки и поступления обращения, повторность, тематику обращения, а также сведения о том, что обращение поступило из Федерального Собрания, Генеральной прокуратуры, Администрации Президента и Аппарата Правительства России (в дальнейшем все «перемещения» обращения фиксируются в регистрационной карточке, что позволяет отслеживать его движение, выявлять многократность и в любой момент дать гражданину справку о ходе рассмотрения его обращения).
Следующий этап процедуры рассмотрения обращения – его направление в соответствии с компетенцией (руководителю подразделения – руководителю органа – руководителю подразделения-исполнителю либо должностному лицу; иному государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу с уведомлением обратившегося).
В настоящее время во многих властных структурах получает распространение электронная регистрация обращений, что облегчает доступ граждан к органам власти и должностным лицам, делает открытым их для «электронного диалога» по поводу обращения, и в целом упрощает всю работу по обращениям.
Таблица 11. Порядок действий уполномоченного органа (должностного лица) при рассмотрении письменных обращений
Норма | Содержание действия | Сроки |
ч. 2 ст. 8 | обязательно регистрирует письменное обращение | в течение 3 дней с момента поступления |
ч. 3, 4 ст. 8 | если решение вопроса не входит в компетенцию или относится к компетенции иных органов (должностных лиц), направляет им письменное обращение | в течение 7 дней со дня регистрации |
п. 5 ч. 1 ст. 10 | уведомляет гражданина об отправке его обращения на рассмотрение лицам в соответствии с компетенцией | в установленные для рассмотрения сроки |
ч. 5 ст. 8 | при направлении письменного обращения в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может запрашивать впоследствии материалы о результатах его рассмотрения | как правило, по необходимости |
ч. 7 ст. 8 | возвращает письменное обращение с разъяснением имеющихся прав, если направление его в компетентные инстанции запрещено в силу ч. 6 ст. 8 | в установленные для рассмотрения сроки |
ч. 2 ст. 9 | в случае необходимости организует выезд на место | в установленные для рассмотрения сроки |
п. 1 ч. 1 ст. 10 | в случае необходимости обеспечивает участие гражданина, направившего обращение в его рассмотрении | |
п. 2 ч. 1 ст. 10 | запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других органах и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия | |
п. 3 ч. 1 ст. 10 | принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина | |
ч. 2 ст. 10 | по запросу органов или должностных лиц, рассматривающих обращение, предоставляет документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением тех, в которых содержатся сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления | в течение 15 дней |
ст. 11 | учитывает требования ст. 11 Закона об обращениях | |
ч. 1 ст. 12 | рассматривает письменное обращение в соответствии с компетенцией | в течение 30 дней со дня его регистрации |
п. 4 ч. 1 ст. 10 | дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Закона об обращениях | |
ч. 3 ст. 10 | ответ на обращение подписывается руководителем уполномоченного органа или должностным лицом | в установленные для рассмотрения сроки |
ч. 4 ст. 10 | ответ на обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении | |
ч. 2 ст. 12 | в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10, продляет срок рассмотрения письменного обращения | не более чем на 30 дней |
там же | уведомляет гражданина о продлении срока рассмотрения письменного обращения | в установленные для рассмотрения сроки |
Обращая внимание на ст. 11 Закона об обращениях заметим, что исполнитель:
вправе не давать ответ на обращение, если в нем не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ (ч. 1);
направляет обращение в государственный орган в соответствии с его компетенцией, если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем (ч. 1);
возвращает обращение, в котором обжалуется судебное решение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения (ч. 2);
вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, но при этом сообщает гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом (ч. 3);
сообщает лицу, направившему обращение, текст которого не поддается прочтению о невозможности дать на него ответ или направить обращение на рассмотрение в соответствии с компетенцией, если фамилия и почтовый адрес обратившегося поддаются прочтению (ч. 4);
принимает решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, если в письменном обращении содержится вопрос, на который многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, и что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу (ч. 5);
уведомляет обратившегося о принятом решении (ч. 5);
сообщает о невозможности дать ответ по существу поставленного в обращении вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений, если ответ не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (ч. 6);
принять к рассмотрению обращение, если гражданин вновь обратился в случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных вопросов ранее не мог быть дан, в последующем были устранены (ч. 7).
Касаясь времени рассмотрения обращений, можно заключить, что обычный срок рассмотрения обращения должен составлять не более 33 дней (регистрация + рассмотрение), но если обращение пересылается в соответствии с колмпетенцией, то срок рассмотрения увеличивается минимум на 10 дней (7 дней для анализа текста обращения в первоначальном субъекте рассмотрения + 3 дня – период последующей регистрации) плюс время для прохождения обращения через систему почтовой связи. В исключительных случаях срок может быть увеличен на 30 дней.
Как правило, во всех органах государственной власти и местного самоуправления заведены журналы регистрации письменных обращений, ответственность за правильное ведение которых вменена в обязанность конкретного должностного или специально уполномоченного лица. На основании записей в данном журнале и определяется своевременность рассмотрения обращений. Дата поступления обращения определяется по почтовому штемпелю, проставленному на конверте, содержащем текст обращения. Именно с этой даты и исчисляются сроки, закрепленные в Законе об обращениях.
В Российской Федерации отдельные виды деятельности осуществляются предприятиями, организациями и учреждениями независимо от организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании лицензии – специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Основылицензирования установлены Федеральным законом от 8.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 6.12.2007 г.).
К лицензионным (разрешительным, контрольным и уведомительным) процедурам относятся:
а) уведомительно-распорядительные:
- представление документов заявителем;
- регистрация представленных документов уполномоченным органом;
- рассмотрение заявления о выдаче лицензии (при этом эта процедура может включать проведение экспертиз специальной экспертной комиссией или независимой при возникновении спорных вопросов, которые также носят процедурный характер);
- принятие решения о выдаче лицензии или отказе в выдаче лицензии;
- уведомление об отказе в выдаче лицензии;
- продление срока действия лицензии (в порядке, установленном для ее получения);
б) контрольные:
- контроль установленного порядка лицензирования;
- контроль соблюдения лицензионных условий;
в) пресекательно-разрешительные:
- приостановление действия лицензии (срок – не более 6 мес.) и возобновление действия лицензии;
- аннулирование лицензии.
Содержанием указанных процедур являются последовательные соответствующие действия уполномоченных органов и лиц. В частности, для получения лицензии заявитель должен представить в уполномоченный орган ряд документов (первая процедура):
_________________________
* Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности (выдается отдельно на каждый вид деятельности) в течение установленного срока (срок действия – не менее 5 лет или бессрочная), а также определяет условия его осуществления. Передача лицензии другому лицу запрещается
заявление о выдаче лицензии с указанием данных о заявителе (для юридических лиц – наименование и организационно-правовая форма, номер расчетного счета и соответствующего банка), вид деятельности, срок действия лицензии;
копии учредительных документов;
свидетельство о государственной регистрации (для юридических лиц);
документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;
справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа.
В зависимости от специфики деятельности может быть предусмотрено представление иных документов*.
В уполномоченном органе ответственное должностное лицо проверяет наличие требуемых документов, правильность их оформления и регистрирует указанные документы (вторая процедура).
Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Причем, уведомление об отказе в выдаче лицензии представляется заявителю в письменном виде в указанный срок с указанием причин отказа. Основанием для отказа является: наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности.
В ряде субъектов РФ установлены сокращенные сроки принятия решения о выдаче лицензии по принципу «одного окна», т.е. гражданин подает все необходимые документы в одно окно (одному должностному лицу) и через него получает ответ на свое заявление.
Лицензирование в настоящее время является одной из самых распространенных форм разрешительной системы, которая имеет и другие формы выражения. Так, разрешительная система широко используется органами МВД РФ. Объясняется это тем, что в данном случае регламентируется деятельность, непосредственно связанная с обеспечением охраны общественного порядка и безопасности. МВД России в числе иных функций имеет следующую: организация деятельности по выдаче (аннулированию) специальных разрешений (лицензий) на занятие видами деятельности, производствами, работами (оказание услуг), подлежащих лицензированию в системе МВД, а также по контролю за осуществлением этих видов деятельности, производств, работ (услуг). В частности, регулирование в этой области осуществляется на основе законов РФ «О милиции» и «Об оружии».
_________________________
* Так, в некоторых случаях требуются сведения о технической или иной готовности к выполнению работ и профессиональной пригодности физических лиц (персонала). При этом требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных в положениях о лицензировании соответствующих видов деятельности, запрещается.
Оборот оружия в соответствии с Федеральным законом от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (ред. от 24.07.2007 г.) состоит из следующих стадий:
- приобретение оружия;
- хранение оружия;
- использование оружия;
- продажа оружия;
- ввоз на территорию Российской Федерации оружия;
- вывоз из Российской Федерации оружия.
Разрешительная (уведомительная) система в сфере охраны общественной безопасности представляет собой совокупность правил*, регламенти-рующих и регулирующих порядок производства, приобретения, хранения оружия, пользования оружием, сбыта и перевозки оружия, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п., а также порядок открытия и функционирования оружейно-ремонтных, пиротехнических производств, стрелковых тиров. На основе разрешительной системы ведутся производство, продажа и приобретение оружия. Лицензии на производство оружия выдаются органами лицензирования, определяемыми Правительством РФ, на его продажу или приобретение – органами внутренних дел, разрешения которых необходимы также для производства взрывных работ, въезда в пограничную зону, а также в закрытые административно-территориальные образования.
В качестве инструмента контроля за оборотом оружия законодательством на органы внутренних дел возложены следующие функции:
- выдача лицензий на приобретение соответствующих видов оружия;
- регистрация и учет приобретаемого оружия;
- проверка условий хранения приобретенного оружия;
- изъятие оружия;
- аннулирование лицензий и разрешений.
Эти действия имеют процедурный характер и регламентированы ведомственными нормативными правовыми актами. Органы внутренних дел осуществляют лицензирование частной детективной и охранной деятельности.
Разрешительная система распространяется также на проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, пикетирования**.
_________________________
* К нормативным актам, регулирующим эти вопросы относятся в т.ч.:
- Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»;
- Приказ МВД РФ от 12.04.1999 г. № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814».
** Исполнительные органы субъектов РФ, а также системы местного самоуправления дают разрешения на основе заявлений (уведомлений) уполномоченных трудовых коллективов предприятий и учреждений, общественных объединений и отдельных групп граждан, которое должно быть подано не позднее чем за 10 дней до проведения соответствующего мероприятия. В нем указываются: цель, форма, место проведения мероприятия или маршруты движения, время начала и окончания, предполагаемое количество участников и т.п
В этом случае решение сообщается заявителям не позднее чем за 5 дней до времени проведения мероприятия. Решение может быть положительным, но с предложением другого места и иного времени проведения мероприятия. Решение может быть и отрицательным, если цель проведения мероприятия противоречит закону либо угрожает общественному порядку и безопасности. Отказ может быть обжалован в судебном порядке. Несанкционированные мероприятия подлежат прекращению. Участникам мероприятий запрещается иметь оружие или специально приготовленные предметы, использование которых может принести вред здоровью и жизни граждан либо причинить материальный вред.
Важное значение в социально-экономических отношениях занимают отношения, связанные с регистрационным производством. Регистрация – акт официального признания законности соответствующих действий и правовых актов, осуществляемых, как правило, органами федеральных служб, подведомственных Министерству юстиции и МВД России.
Органы Росрегистрации (Федеральная регистрационная служба) России (в составе Министерства юстиции) осуществляют в т.ч. государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Федеральный закон от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 1.12.2007 г.), прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ред. от 23.11.2007 г.). Государственная регистрация общественных объединений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред от 2.02.2006 г.).
В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия с граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» действует регистрационный учет граждан. В связи с узаконением свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства была отменена прописка и выписка граждан и заменена регистрационным учетом, который осуществляется по месту жительства в органах внутренних дел или в местной администрации.
Данная сфера отношений регулируется достаточно широким перечнем законодательных и подзаконных актов, в т.ч.:
Федеральный закон от 25.07.1998 г. № 128-ФЗ (ред. от 6.06.2007 г.) «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»;
Указ Президента РФ от 20.03.2001 г. № 318 (ред. от 20.07.2005 г.) «О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458 (ред. от 14.12.2006 г.) «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан»;
Приказ Минюста РФ от 10.04.2002 № 99 (ред. от 27.12.2007 г.) «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах» и др.
Кадровое обеспечение государственного управления в настоящее время признается одной из серьезных проблем. Современному управленцу необходимо знание особенностей кадрового производства, в т.ч. такой его разновидности как поощрительное (наградное) производство.
Поощрение – способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение определенных, полезных, с точки зрения поощряющего, действий. Поощрительное воздействие возбуждает также интерес к получению материального, морального или иного одобрения. Поэтому регламентация поощрения имеет важное значение. Правовое поощрение – это форма и мера юридического одобрения добровольного, заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия*. С другой стороны, правовое поощрение – это метод деятельности публичной исполнительной власти, регулирования ею общественных отношений посредством стимулирования социальной активности граждан и организаций. Развитая система правовых норм о поощрении и их активное использование (правоприменение) – один из показателей социальной зрелости общества и существующих в нем организаций**.
В правовой системе России существует комплекс поощрительных норм, образующих межотраслевой правовой институт, объединяющий большое количество норм, регулирующих вопросы поощрения (конституционного, административного, трудового, уголовного, исполнительно-трудового и др. отраслей права). Преобладают в рассматриваемом правовом институте нормы административного права. Этими нормами закрепляется большое число видов поощрения, разнообразные основания поощрения, а также процедуры поощрения и широкий круг субъектов, участвующих в этих процедурах. Среди нормативного массива можно выделить две группы:
1. Источники, специальной темой которых является поощрительная деятельность субъектов исполнительной власти: Положение о премиях Правительства РФ в области науки и техники (утверждено Правительством 26 августа 2004 г.); Положение о Почетной грамоте Правительства РФ (утверждено Правительством 31 мая 1995 г.), и иные акты федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, и др.
2. Акты, в которых наряду со многими другими включены одна или несколько поощрительных норм. Это, например, Законы РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О милиции», Дисциплинарный устав ВС РФ и др. дисциплинарные уставы, КоАП РФ.
_________________________
* См.: Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 1997. С. 173.
** См.: Гущина Н.А. Поощрительные нормы российского права. СПб., 2003. С. 34.