Что такое инновационное образование?

Суть инновационного образования можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее».

В лучших своих образцах оно ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем – по мере необходимости – приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное.

Объем информации, которой владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет. Поэтому помимо освоения знаний не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Знания при этом осваиваются применительно к тем умениям, которыми овладевают учащиеся в рамках инновационных образовательных программ.

Снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования, а также недостаточная интеграция науки и производства свидетельствуют о необходимости создания принципиально новых учреждений высшего образования. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства.

Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний – за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства.

Какой вуз можно считать инновационным?

Система образования в инновационном вузе должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике. В учебном плане такого вуза должны присутствовать такие формы обучения, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях. Технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню передовой науки.

В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов:

• разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики;

• проведение исследований фундаментального и прикладного характера;

• использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.

Как скажется реализация первоочередных мер на фундаментальности российского образования?

Инновационная деятельность в сфере высоких технологий невозможна без фундаментальной естественнонаучной и математической подготовки, поэтому в инновационных вузах внимание к дисциплинам естественнонаучного цикла будет только усилено.

Неоднократно подчеркивалась необходимость существенно поднять уровень вузовской науки, обеспечив ее связь с экономикой за счет развития инновационной инфраструктуры.

Что подразумевается под инновационной инфраструктурой? Идет ли речь о специальных подразделениях в вузе или о создании самостоятельных структур?

Формирование инфраструктуры инновационного образования предусматривает следующее:

• разработку порядка получения вузами средств, аккумулированных в результате участия государства в региональных и отраслевых венчурных фондах;

• развитие центров трансфера технологий, создаваемых на базе государственных научных центров Российской Федерации, высших учебных заведений, институтов Российской академии наук и отраслевых институтов;

• реализацию многоуровневой системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования специалистов для инновационной деятельности в сфере образования, науки и промышленности;

• создание системы внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти для поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

При этом элементы инновационной структуры могут создаваться и как специальные подразделения вуза, и в форме самостоятельного юридического лица.

В чем заключается государственная поддержка инновационного образования?

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 года № 89 в 2006 году был проведен конкурсный отбор учреждений высшего образования, внедряющих инновационные образовательные программы, победителями которого стали 17 вузов. Они получили право на государственную поддержку в 2006 и 2007 годах. Общий бюджет конкурса составил 10 млрд руб.

В 2007 году бюджет второго конкурса инновационных вузов был удвоен, а его победителями стали 40 высших учебных заведений, которые в течение 2007–2008 годов получат в общей сложности 20 млрд руб.

Таким образом, в рамках данного направления государственную поддержку получат 57 высших учебных заведений, а ее общий объем за 2006–2008 годы составит 30 млрд руб.

Порядок конкурсного отбора вузов утвержден Министерством образования и науки РФ.

Наши рекомендации