Становление и развитие теории правового государства
Идеи о правовом государстве возникли в связи с пониманием необходимости более совершенной государственной организации.
Правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется.
Государственная власть, как и любая другая, стремится к неограниченному расширению своих полномочий, что ведет к ущемлению прав и свобод личности. Такое стремление обусловлено как объективными факторами, так и субъективными, самой природой власти и биосоциальной сущностью властвующих. Ограничить власть может только другая власть – власть права, власть общества.
Правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Именно через право, имеющее всеобщий, формально определенный характер, предоставляется возможность выразить и защитить интересы различных индивидов.
Смысл идеи правового государства состоит в создании такой системы государственно-правовых отношений, которая обеспечивала бы примат права во всех сферах общественной жизни, приоритет личности над государством, постоянный контроль граждан за деятельностью государственного аппарата и его властных органов, их ответственности перед обществом.
В идее правового государства можно выделить два главных аспекта:
- обеспечение прав и свобод человека;
- ограничение правом государственной власти.
Свобода человека может быть определена как его способность действовать в соответствии со своими интересами, исходя из объективной необходимости. Таково может быть понимание свободы в философском смысле.
Переводя же понятие «свобода» в плоскость государственно-правовой действительности, необходимо уточнить, что свобода каждой общественной личности может простираться до тех пределов, пока она не ограничивает свободы других. Эти пределы и устанавливаются правом, которое является мерой свободы, и обеспечиваются государством. К сожалению для России, в отличии от западных стран более привычно понятие не «свобода», а «воля». А воля понимается как безграничное удовлетворение индивидуальных интересов. Понятие «воля» не ассоциируется ни с какими ограничениями. Это понятие распространяется и на деятельность государственных органов и должностных лиц. Поэтому именно в связанности, ограниченности правом государственных органов и должностных лиц и заключается сущность правового государства. Право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути.
Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не трансформировались в пороки государственной власти. Поэтому правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан.[106]
Древнейшим из известных источников, регламентирующих функционирование государства, является вавилонский свод законов Хаммурапи. Этот свод основан на правилах, которые чиновники должны были исполнять, а обязанность толковать эти правила возлагалась на судей.
В Древних Афинах законы служили одним из инструментов борьбы с тиранией. Чтобы не допустить концентрации власти в руках одного человека, собрание издавало нормативные акты, обязательные ко всеобщему исполнению. Судьи избирались по жребию. Все граждане имели равное право на рассмотрение дела в суде. Вместе с тем, власть народных собраний была формально неограниченной, поэтому афинская демократия была подвержена произволу толпы. [107]
В то же время древнегреческий философ Аристотель последовательно отстаивал мысль о том, что государство должно быть «правлением законов, а не людей»: Правильное законодательство должно быть верховной властью, а должностные лица — будь это одно или несколько — должны иметь решающее значение только в тех случаях, когда законы не в состоянии дать точный ответ.[108]
В Римском право идея ограничения произвола исполнительной и законодательной власти была более выраженной. В период республики была создана сильная и независимая судебная власть, и обеспечивалось равенство граждан перед законом. После перехода от республики к империи, главой государства стал император с фактически неограниченной властью. В то же время свод законов Юстиниана отражал взгляд, что именно право, а не произвольная воля императора, является должным способом разрешения конфликтов.
После падения Византии римское право было реципировано и частично вошло в законодательство Священной Римской империи.
Примером правового регулирования функционирования власти стала английская Великая хартия вольностей 1215 года. Этот закон впервые установил пределы власти короля по отношению к его подданным. Спустя четыре столетия, петиция 1610 года Палаты Общин королю Якову I отзывалась о верховенстве закона (англ. rule of law) уже как о традиционном праве английских подданных.
Отдельные принципы правового государства имели место в Статуте Великого княжества Литовского (1588 год). Автор Статута канцлер Лев Сапега считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статут также разделял государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную.
К периоду абсолютизма, в государственном управлении стран Западной Европы преобладали правовые методы. Этим западные абсолютные монархии существенно отличались от феодальных режимов в других странах, в частности, от российского самодержавия.[109]
Концепция правового государства основывается на ряде основополагающих принципов:
- обеспечение баланса прав и интересов личности и общества;
- народ является единственным источником государственной власти;
- верховенство Конституции и законов во всех сферах общественной жизни;
- единство государственной власти и её разделение на законодательную, исполнительную и судебную;
- взаимная ответственность государства и личности, государства и общества.
Из вышеназванных принципов вытекает ряд обязательных требований.
Связанность государства правом в реальной жизни означает, что деятельность государства, государственных органов и его должностных лиц должна осуществляться в рамках права.
Разделение властей означает, что законодательная, исполнительная и судебная власть действуют независимо друг от друга в соответствии с их правовым статусом, сдерживают друг друга. Смысл этого принципа состоит в том, чтобы не допустить узурпации властных полномочий отдельной ветвью власти в ущерб интересам общества и личности.
Приоритет прав человека над интересами государства немыслим без взаимной ответственности государства и личности. Личность и государство в лице его органов и должностных лиц должны выступать в качестве равноправных партнеров. Реальное обеспечение прав и свобод личности зависит не только от их законодательного закрепления, но и от системы гарантий их реализации.
Система гарантий:
- социально-экономические гарантии (обладание собственностью, выбор рода занятий, право на труд, право заниматься предпринимательской деятельностью и т. д.);
- политические гарантии (проведение референдумов и выборов и учет их результатов в деятельности власти, система разделения властей, реальная многопартийность, участие граждан в управлении обществом);
- юридические гарантии (наличие правового законодательства, реальная судебная защита интересов граждан, процессуальное право, право граждан обращаться в международные организации);
- административные гарантии (планирование и координация экономической деятельности в стране, охрана природной и культурной среды, социальное обеспечение граждан, запреты, касающиеся определенной деятельности, ущемляющей права и свободы граждан).
Российская действительность характеризуется тем, что, признавая широкий объем прав и свобод граждан, государственная власть не создает систему гарантий их реализации.
Верховенство Конституции означает её приоритет над всем действующим законодательством. Отсюда же вытекает требование высокого уровня правосознания и правовой культуры.
Вместе с тем, в условиях преобладания сепаратистских настроений, федеративные отношения могут создать опасность для ущемления прав личности, как со стороны центра, так и со стороны субъектов федерации. Это убедительно проявилось в горячих регионах.
Из принципов правового государства вытекает и такое требование, как наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны во всех сферах общественной жизни, прежде всего в политической, экономической, социальной.
Основоположниками данной теории можно считать Аристотеля, Платона, Сократа, Цицерона. Однако в более-менее стройном виде эта теория сформировалась в эпоху буржуазных революций XVII–XIX вв. Наиболее известные её сторонники Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Н. Радищев и др.
Дж. Локк и Ш. Монтескье обосновали необходимость разделения властей в государстве. Также Дж. Локк выдвинул идею о том, что пределами власти государства являются естественные права граждан.
Философское обоснование идеи правового государства, так же как и гражданского общества можно найти в трудах И. Канта и Г. Гегеля. Они видели смысл идеи правового государства в создании такой системы государственно-правовых отношений, которая обеспечивала бы примат права во всех сферах общественной жизни, приоритет личности над государством, постоянный контроль граждан за деятельностью государственного аппарата и его властных органов. Речь идет о государстве, ограниченном в своих действиях правом и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.
Кант разработал философско-этическую основу правового государства, центральное место в которой занимает личность. Он обосновал принцип, согласно которому источником власти выступает народ, конкретные граждане. Государство рассматривалось им как объединение людей, подчиненных правовым законам.
Идеи правового государства у Монтескье органически соединялись с теорией разделения властей, предусматривающей существование независимой законодательной, исполнительной и судебной властей.
Термин «правовое государство» появился впервые в книге немецкого ученого К. Т. Велькера «Конечные основания права, государства и наказания» в 1813 г.
Окончательное становление теории правового государства как целостной политико-юридической концепции завершилось к началу XX в.
Во второй половине XX в. теория правового государства была реализована и юридически закреплена конституционным законодательством демократических государств. Хотя прямые упоминания о правовом характере в конституциях ряда государств и отсутствуют, а они определяются как социальные, демократические, светские, по уровню гарантий соблюдения прав и свобод граждан эти государства можно вполне назвать правовыми.
Конституционное законодательство современных развитых демократических государств закрепляет три фундаментальных принципа правового государства:
- народный суверенитет;
- разделение властей;
- обеспечение прав и свобод граждан.
Принцип народного суверенитета означает, что государство, обладая реальной властью, выступает как официальный представитель не только правящей элиты, но и всех слоёв общества. При этом народ является главным источником всей власти и политики. В то же время необходимо формировать механизм, позволяющий народу воздействовать на власть.
Конституционные нормы о правах и свободах должны дополняться статьями, предусматривающими гарантии реализации основных прав и свобод граждан.
Теория правового государства – не застывшая догма. Она постоянно развивается, наполняясь новым содержанием.
Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений с её стороны. |