Тема 4. Формы прямого волеизъявления граждан при осуществлении местного самоуправления
1. Виды форм прямого волеизъявления.
2. Местный референдум.
3. Муниципальные выборы.
4. Сходы граждан.
5. Собрания граждан.
6. Правотворческая инициатива.
7. Обращения граждан.
8. Территориальное общественное самоуправление.
9. Иные формы прямого волеизъявления граждан.
№1.
В зависимости от преобладания той или иной формы участия населения в управлении делами общества выделяют:
1. Консультативная демократия (население имеет широкие возможности участвовать в обсуждении решений, но решающего значения принятое решение не имеет (юр-ой силой не обладает)).
2. Представительная демократия (население выбирает своих представителей).
3. Прямая демократия (у населения существуют значительные возможности для решения вопросов об управлении делами общества).
Фз №131 определяет различные формы непосредственной демократии. При этом их можно разделить сразу на 2 группы:
1. Формы непосредственного принятия населением решений по местным вопросам (местный референдум, муниципальные выборы, сход граждан, выполняющий функции представительного органа).
2. Формы участия населения в решении местных вопросов (население выступает с инициативой, а окончательное решение принимают омс): собрания, конференции, правотворческая инициатива, публичные слушанья и т.д.
Закон не запрещает гражданам участвовать в осуществлении мс в иных формах, прямо не предусмотренных в данном законе. Основные принципы, которые должны при этом соблюдаться – это законность и добровольность.
№2.
Местный референдум – это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого путем голосования по вопросам местного значения гражданами и иными лицами, место жительство которых расположено в границах муниципального образования.
Нормативная база: фз №131 «об общих принципах организации мс» и фз «об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме в рф».
Ст. 13 фз «об основных гарантиях…» устанавливает общие требования к вопросам, которые могут выноситься на местный референдум:
1. Это должны быть вопросы местного значения
2. Вопросы не должны быть направлены на ущемление или ущемление прав и свобод граждан.
3. Вопрос должен быть сформулирован так, чтобы не было двузначного толкования.
Также устанавливается список вопросов, которые не могут быть вынесены на местный референдум.
Принципы проведения местного референдума и муниципальных выборов:
1. Всеобщего волеизъявления (каждый имеет право голосовать).
2. Равного волеизъявления (у всех равное количество голосов).
3. Прямого волеизъявления (каждый голосует лично).
4. Тайное голосование (отсутствие контроля за волеизъявлением лица).
5. Добровольное участие (никто не может заставить или препятствовать волеизъявлению).
6. Свободное волеизъявление (голосование по своему усмотрению).
7. Гласности при подготовке и проведении референдума.
8. Законности (вся процедура, которая проводится в рамках референдума, должно соответствовать установленным процедурам).
Механизм проведения референдумов.
инициаторы:
1. Граждане, имеющие право участвовать в местном референдуме.
2. общественные объединения, имеющие право участвовать в местном референдуме.
3. Представительный орган местного самоуправления совместно с главой местной администрации.
Право участвовать в местном референдуме имеют лица, непризнанные судом недееспособными, достигшие 18 летнего возраста, не находящиеся в местах лишения свободы по решению суда, зарегистрированные на территории мун-го образования, являющиеся гражданами рф, а также иностранные граждане в случаях, предусмотренных законом.
Выдвижение самой инициативы:
Граждане создают группу в составе не менее 10 человек, обладающих правом участия в местном референдуме. Далее они составляют ходатайство о выдвижении инициативы проведения местного референдума (в нем формулируется вопрос проведения референдума, и перечисляются члены инициативной группы). Далее избирательная комиссия рассматривает ходатайство. По результатам рассмотрения ик вместе с представительным органом дает ответ о регистрации инициативной группы или об отказе регистрации. В случае регистрации инициативной группы начинается сбор подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума (принимается закон и устанавливаются сроки сбора (мин – 20 дней), количество подписей (5% от жителей, обладающих избирательным правом)). Финансирование местного референдума происходит из средств местного бюджета и фонда инициативной группы (счёт в банке). Закон устанавливает ограничения на пожертвования в фонд инициативной группы.
Референдум назначается представительными органами.
Агитация:
Граждане, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию «за» или «против» проведения референдума, «за» или «против» участия в референдуме, «за» или «против» вопросов, выносимых на референдум. Агитация может проводиться на каналах телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, посредством проведения массовых мероприятий, посредством распространения в печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов и иные методы. Агитационный период заканчивается за сутки до дня голосования.
Порядок голосования: (бла бла бла бла бла мы это знаем сами).
Результаты референдума:
Референдум признаётся несостоявшимся, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки.
Решение считается не принятым на референдуме, если за него проголосовало не более ½ участников референдума, принявших участие в голосовании.
Результаты референдума признаются недействительными в случаях:
1. В случаях, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников.
2. В случае, если они признаны недействительными на части участков референдума, которые составляют ¼ часть от общего числа участков.
3. По решению суда.
Решение, принятое на местном референдуме действует на территории всего мун-го образования, являются обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Может быть отменено либо в судебном порядке, либо другим решением референдума, принятым не ранее, чем через 2 года.
№3.
Муниципальные выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с законодательством, в целях формирования омс или наделения полномочиями должностного лица.
Мун-ые выборы назначаются представительным органом в сроки, установленные законом.
Не менее ½ депутатских мандатов в представительном органе мун-го районе или городского округа, с численностью 20 и более депутатов, распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями. При этом законом субъекта ф-ии устанавливается min процент голосов избирателей, необходимый для допуска партий к распределению мандатов. При этом, указанный порог не может быть более 5% от числа лиц, принявших участие в голосовании.
Принципы проведения выборов, агитация, финансирование - см. Вопрос 2.
Выдвижение кандидатов:
В кандидаты могут быть выдвинуты лица, обладающие пассивным избирательным правом. Для политических партий устанавливаются требования, согласно которому они должны составить список кандидатов. Цензы - см. Вопрос 2. Осуществляется посредством подачи ходатайства. В поддержку выдвижения кандидата собираются подписи избирателей, количество устанавливается законом sта фед-ии, но не может быть более 2% от числа избирателей избирательного округа. Регистрация кандидатов, выдвинутых политической партией, если эта политическая партия участвовала в предыдущих выборах в распределении мандатов, осуществляется без сбора подписей.
Результаты выборов признаются недействительными: см. Вопрос 2.
Выборы признаются несостоявшимися:
1. Если голосование проводилось по одной кандидатуре, и за кандидата проголосовало менее 50% от числа участников.
2. Если менее чем 2 списка кандидатов получили право принимать участие в распределении мандатов.
3. Если за списки кандидатов было подано в сумме 50% или менее % голосов избирателей, проголосовавших по единому избирательному органу.
4. Если все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования.
5. Если при повторном голосовании ни один из двух кандидатов не получил необходимое число голосов.
Официальное опубликование итогов голосования производится не позднее, чем через месяц после даты голосования.
№4.
Сход граждан
Закон разграничивает 2 формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления:
1 сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования (статья 25 ФЗ №131)
2 сход граждан
Они отличаются объёмом полномочий и юридической силой принимаемых решений.
Сход граждан – совместное присутствие граждан поселений с численностью жителей, обладающих избирательным правом не более ста человек в целях решения вопроса местного значения.
Сход граждан действует вместо представительного органа местного самоуправления, осуществляя все его полномочия, в том числе отнесённые к исключительной компетенции органа.
Порядок проведения схода. Сход собирается главой МО или по инициативе группы граждан(не менее 10 человек). Проведение схода обеспечивается главой местной администрации, обязательно участие выборных должностных лиц. Председательствует на сходе глава МО или иное лицо, избранное населением. Сход считается правомочным при явке более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода.
Сход граждан во втором значении проводится по отдельным вопросам:
1 в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения или муниципального района, влекущего отнесение территории данного населённого пункту к территории другого поселения или муниципального района.
2 в населённом пункте, расположенном на межселенной территории в целях выдвижения инициативы населения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления.
3 поселение с численностью жителей обладающих избирательным правом более ста человек по вопросам изменения границ и преобразования поселения.
4 с численностью жителей обладающих избирательным правом не более ста человек по вопросу о введении и использовании средств самообложения граждан
5 поселение расположенном на территории с низкой плотностью населения или в труднодоступной местности, если численность жителей составляет не более ста человек об упразднении поселения
6 поселение, где функции представительного органа выполняет сход граждан, если численность жителей составит более 100 человек сход проводится по вопросу об образовании представительного органа поселения.
Сход правомочен если в нём участвовало более половины жителей поселения. Решение считается принятым если за него проголосовало более половины участников схода.
5.Собрание граждан
Собрание – совместное присутствие граждан, проживающих на части территории муниципального образования а целях обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц МСУ или осуществления территориального общественного самоуправления.
Инициаторы проведения собрания:
1 население, назначает представительный орган МО в порядке, определённым уставом
2 представительный орган
3 глава муниципального образования
Полномочия собрания граждан:
1 принимать обращения к органам и должностным лицам
2 избирать лиц, уполномоченных представлять собрания перед ОМС
Обращения, принятые собранием подлежат обязательному рассмотрению соответствующему органу с направлением ответа.
Видом собрания является конференция.
6. Правотворческая инициатива
Право определённой группы граждан выступить с проектом нормативного акта по вопросам, входящим в компетенцию органов и должностных лиц данного МО.
Законом установлено, что проект нормативного акта, внесенный в порядке правотворческой инициативы должен быть поддержан определённым числом граждан, жителей МО (3%).
Стадии:
1 разработка проекта акта
2 опубликование проекта
3 сбор подписей в поддержку проекта
4 обращение в ОМС с правотворческой инициативой к должностному лицу
(финансово-экономическое обоснование, перечень актов требующих отмены или изменения, заключение администрации города)
При рассмотрении проекта коллегиальным органом представители инициативной группы могут принять участие в обсуждении , заседание должно быть открытым.
7. Обращение граждан.
Обращения бывают трёх видов:
Предложение
Заявление
Жалоба
Предложения – рекомендации гражданина по совершенствованию деятельности органов и должностных лиц ОМС.
Заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод обращающегося гражданина или иного лица или сообщение о нарушении закона, недостатков в работе ОМС или критика их деятельности
Жалоба – просьба гражданина о восстановлении и защите его нарушенных прав, свобод и интересов. Срок рассмотрения обращения 30 дней.
Переадресация обращений. В случае если обращение направлено лицу, у которого отсутствуют полномочия на его рассмотрение, последний обязан направить обращение по подведомственности в течение 7 дней, с уведомлением об этом гражданина
8. Территориальное общественное самоуправление
Самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения(многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, иная населённая территория) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
ОМС обеспечивают необходимые условия для работы ТОС, способствуют формированию их экономической основы, оказывают необходимую методическую помощь и наделяют органы ТОС отдельными муниципальными полномочиями с передачей ресурсов. ТОС считается учреждённым с момента регистрации устава соответствующим органом МСУ. ТОС может наделяться правами юридического лица в форме некоммерческой организации.
Структура:
Собрания и конференции граждан
Собрания по вопросам организации ТОС правомочны, если в нём принимают участие не менее 1\3 жителей территории достигших 16 лет.
Конференция – собрание делегатов, правомочно по вопросам ТОС, если в ней принимают участие не менее 2\3 избранных на собрании граждан делегатов, представляющих не менее 1\3 жителей соответствующей территории достигшие 16 лет.
Полномочия собрания(конференции):
1 принятие устава ТОС, установление структуры органов ТОС
2 избрание органов ТОС
3 утверждение сметы расходов\доходов
4 определение основных направлений деятельности ТОС
5 рассмотрение и утверждение отчётов о деятельности органов ТОС.
Органы ТОС обладают полномочиями:
1 представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории
2 могут вносить в ОМС проекты нормативных актов
3 право осуществлять хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан
Источники финансирования деятельности ТОС:
Добровольные пожертвования граждан и ЮЛ
Заёмные средства
Средства местного бюджета
9. Иные формы непосредственного участия граждан
Статья 28 ФЗ №131 предусматривает такую форму общественного волеизъявления как публичное слушание(цель – обсуждение проектов муниципально-правовых актов) на публичные слушания выносятся устав, проект бюджета (местного), вопрос о преобразовании МО, градостроительные вопросы
Опрос граждан. Он проводится с целью выявления мнения населения и его учета для принятия решения ОМС. Результаты опроса носят рекомендательный характер.
Статья 24 ФЗ №131: голосование по вопросу изменения границ, преобразование МО