Исторические этапы становления социальной работы за рубежом

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Проблемы периодизации социальной работы. Периодизация социальной работы за рубежом: Архаический период благотворительности (до образования в конце III – начале II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств). Филантропический период (до IV–V вв. н.э.). Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до XVI в.). Период государственной благотворительности (до рубежа XIX–XX вв.). Период социальной работы (продолжающийся по настоящее время).

Ответ:

Архаический период (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IX-X вв.).

Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в помощь членам своей общины. Самыми распространенными формами помощи бедным односельчанам являлось кормление по домам (призреваемые находились целые сутки в одном доме, переходя на следующие в другой) и подаяние милостыни (но в деревнях денег было мало и подавали чаше всего едой и одеждой).

Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (Х - начало XVI вв.). Характеризуется отсутствием государственной систему социальной помощи населению. Преобладание церковной благотворительности. Самая распространенная форма помощи подача милостыни. Бесконтрольное подаяние приводит к формированию профессионального нищенства.

Период церковно-государственной благотворительности (ХVI – XVII вв.). Постепенно начинает формироваться первые закрытые учреждения, закладывается регламентация работы с нищим.

Период государственной благотворительности (ХVIII - начало XX вв.). Формирование системы государственной социальной помощи населению. Система государственной благотворительности закладывается в период царствования Петра 1. Во второй половине 18 века забота о социально незащищенных категориях населения была признана непременной обязанностью государства. Повышению общественной активности граждан способствовало также принятое в 1785 году « Городовое положение». Оно учреждало такие сословия как духовенство, купечество, мещанство и крестьянство, которые должны были проявить заботу о нетрудоспособных представителях своего класса. бурный рост капитализма обуславливает развитие благотворительности купцов и предпринимателей. Бурный рост благотворительных побуждений. В это время также оформляется переход от добровольной помощи к профессиональной. Открываются первые курсы по общественной благотворительности, налаживаются международные связи.

Период социального планирования (1917—1991). Происходит реформирование системы призрения. Одни формы частной и общественной благотворительности взяла на себя система социального обеспечения, другие были прочно забыты (совсем не велась социальная работа с заключенными). Министерство социального обеспечения проводило централизованную политику в области пенсионного обеспечения, поддержки инвалидов, одиноких и многодетных матерей, детей, не имеющих родителей. В этот период считалось, что в стране не ни тунеядцев, ни нищих.

Период социальной работы (с 1990-х гг.). Разрушение устоявшихся социально - экономических связей, либерализация цен, безработица приводят к обострению социальных проблем. Появляются краткосрочные программы: денежные дотации малоимущим, гуманитарная помощь. Формируется система помощи нуждающимся, но ее работа не отлажена и многим не ясна. Поэтому важно изучать как решались эти проблемы у нас, а также в других странах.

Христианизация Руси в 988г. (Владимир Святой).

Иногда говорят, что крещение произошло в 980г. из-за летоисчисления.

Особенности:

1) христианство пришло позднее, чем в др. странах. Произошло столкновение двух верований, взаимопроникновение христианства в язычество. Русское православие содержит две основы: вера в Бога и суеверия.

До начала реформ Петра 1, человек без бороды дьявол. Борис Годунов и Лжедмитрий 1 были без бороды.

В 18в исчезают суеверия и система покачнулась, но на смену приходит государственная власть – синод. Православие перерождается.

2) новая вера воспринимается на уровне эмоций, а не на уровне разума. Привлекает красивостью, а не особенностью мировоззрения. Пышные убранства, красота богоудействий, подача милостыни.

Нищенство становится профессиональным занятием.

996г выходит закон - 1 документ, отражающий идеи социальной помощи «Устав князя Владимира 1». Где выделяются 4 категории нуждающихся: вдовы, нищие, странники (странствующие монахи), калеки (душевно больные).

Обязанность им помогать возложена на церковь, содержание нуждающихся часть десятины. К общественной благотворительности можно отнести особую систему княжеской власти, в ее основе нищелюбие: милостыня, кормление на княжеском дворе, развоз продовольствия.

Особенности: не государственная, а частная (личные желания) помощь; отсутствие государственной помощи. Владимир Мономах попытался превратить право помогать нуждающимся в обязанность князя. Он создает образ идеального правителя, как защитника слабых и убогих.

Введены обязанности князя: покаяние, слезы, сострадание, раздача милостыни. 2 и 3 должны быть объединены.

Т.О. системы государственной помощи/ благотворительности создано не было.

В 1132г. Русь вступила в феодальную раздробленность.

Феномен русского подвижничества.

В 11-12в особая система социальной помощи включала 2 компонента: подвижничество и нищенство.

Подвижничество от слова подвиг, подвиг к ближнему. Любовь к ближнему обращается в подвиг любви к ближнему. Все или ничего - максималистская формула.

Нищенство создало благополучную почву для развития слоя профессионального нищих. В Европе нищие божьи люди, живут близ монастырей. Нищий лучший богомолец (церковные братья, богомольцы за мир). У них особая форма одежды, рубаха оголявшая горло как у Иисуса. Жили ватагами (артелями).

Можно выделить категории нищих, их материальное положение резко отличается друг от друга:

1. Дворцовые (почет среди князей),

2. Дворовые, монастырские (стабильный доход),

3. Кладбищенские, гулящие (нет постоянного места),

4. Лежанки (валяющиеся в общественных местах).

Нищих становится много, отношение к ним меняется. Происходит формализация милостыни, в 2х проявлениях:

1. копеечная подача (лишь бы кинуть);

2. церковная милостыня.

Законов об оказании социальной помощи не было.

Монгольское владычество расстроило государственное управление. Стоглавый собор 1551г конструирует систему помощи от церкви и от государства. Нищие разделены на 3 категории: нетрудоспособные, трудоспособные, здоровые. Проведена перепись нищих в городах, формируется церковный тип социальной помощи, на Стоглавом соборе обсуждаются проблемы здоровья. На первый план выдвигаются проблемы пьянства. Но решения Стоглавого собора остаются на бумаге. Впервые государство стало обращать внимание на социальную помощь в 17в.

Причины: великий мор 1601-1603, запрет свободной торговли хлебом, борьба со спекулянтством, запрет винокурения и пивоварения, организованы общественные работы. В столице появляются благотворительные заведения Скудельницы. Особое место в помощи играли приходы.

В середине 17в государство обратило внимание на проблемы социальной помощи. Годы правления Петра I ознаменованы шагом вперед в реализации идеи социального призрения, он последовательно принимал меры по повышению роли государства в этой сфере общественной жизни, стремился поставить под его контроль учреждения всех видов благотворительности. Церковью стало управлять государство. Все доходы монастырей расходовались на выдачу монахам положенных им денег и продуктов, а остаток использовали на обеспечение убогих и престарелых в богадельнях и на пособия монастырям, не имевшим вотчин и получившим субсидии от государства. Петр 1 превратил часть монастырей в богадельни и они стали составным звеном сети «закрытых» благотворительных заведений, а другие монастыри обязаны принимать на содержание определенное количество больных, престарелых и нуждающихся. Особенно монастыри активно использовались после Северной войны для призрения отставных раненых и больных офицеров и солдат.

Непосредственно же после смерти Петра наступил период законодательного затишья. Ближайшие преемники его мало заботятся о полном проведении мер по призрению во всей их совокупности и лишь повторяют и усиливают указы о жестоких наказаниях нищих.

Продолжателем реформ становится Екатерина 2, которая создает целую систему специализированных учреждений под названием «Приказы общественного призрения» в 1975 году.

Поручается попечение и надзирание об установлении и прочном основании:

1) Народных школ.

2) Установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот, оставшихся после родителей без пропитания.

3) Установление и надзирание госпиталей для излечения больных.

4) Установление и надзирание богаделен для убогих, увечных, престарелых, которые не имеют пропитания.

5) Установление и надзирание особого дома для неизлечимо больных, которые не имеют пропитания.

6) Установление и надзирание дома для сумасшедших.

7) Установление и надзирание работных домов для обоего пола.

8) Смирительные дома.

Таким образом, законодательство Екатерины 2 поворачивало дело призрения от общественного принципа, где помощь бедным оказывали земские люди на общественные средства, в сторону централизации на государственной бюрократической основе, где призрением убогих занимались чиновники полиции и приказов.

Во время правления Николая 1 – бюрократизация государственной жизни, гипертрофированный централизм управления, подавление всяких ростков общественной самодеятельности – все это не могло не сопровождаться все большим падением роли монастырей и церквей в области благотворительности. Практически до 60-х гг. 19 века церковно-монастырская отрасль призрения находилась в состоянии кризиса.

В начале 2 пол. 19 века вопрос о реорганизации дела социальной помощи нуждающимся приобрел исключительную остроту. Предшествовавший опыт организации централизованного государственного призрения продемонстрировал свою ограниченность. Церковь получила возможность развивать давнюю традицию призрения нуждающихся в монастырских и церковно-приходских богадельнях, странноприимных домах, лечебницах.

История благотворительности православной церкви неразрывно связана с функционированием церковного прихода. Церковно-приходские попечительства: социальная помощь в форме денежного пособия, на их содержании находились богадельни, приюты, др. заведения; существовали церковно-приходские школы. На их содержании были инвалиды, престарелые, дети.

Во всех крупных городах в 1915 г. Были созданы комитеты попечения о беженцах. Создание и содержание госпиталей для раненых воинов. Война – обострила проблему инвалидности их жизнеустройства и патронажа (сестринское милосердие).

После поворотных политических событий октября 1917 г., приведших к установлению советской власти, новое правительство сразу же приступило к реализации страховой программы. Она предусматривала:

1) распространение страхования на всех без исключения рабочих, а также городскую и сельскую бедноту.

2) распространение страхования на все виды потери трудоспособностей, а именно на случай болезни, увечия, инвалидности, старости, материнства, вдовства и сиротства, а также безработицы.

3) возложение всех расходов по страхованию целиком на предпринимателей.

4) возмещение по меньшей мере полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы.

5) полное самоуправление застрахованных во всех страховых организациях.

Декрет «Об увеличении пенсий» - всем пенсионерам по несчастным случаям пенсия увеличивалась на 100% за счет пенсионного фонда.

Финансировались страховые фонды страховыми взносами предприятий и лиц, использовавших наемный труд, с освобождением застрахованных от внесения каких-либо взносов.

Социальное обеспечение появилось в период гражданской войны – оно было избирательным и распространялось только на социально слабо защищенные слои населения.

О серьезной социальной напряженности в постсоветской России свидетельствуют следующие факторы:

1. высокий уровень бедности (30% - живут ниже прожиточного мин.)

2. смертность превысила рождаемость

3. увеличивается количество детей-сирот и рожденных вне брака.

4. 4 млн. абортов в год.

5. проблема детской инвалидности, проблема криминализации подростков.

В 1991 год введена должность «специалист по СР»

Наши рекомендации