Законность: понятие, принципы, гарантии
Законность– это требование общества и государства, состоящее в полном, точном и неуклонном осуществлении правовых норм всеми субъектами права.
Выполнение этого требования заключается в добросовестном, ответственном соблюдении, исполнении и применении правовых норм.
Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения.
Понятие «режим законности» означает определенное состояние соответствия общественных отношений законам и подзаконным нормативным правовым актам. Режим законности есть состояние правомерности общественных отношений.
Предпосылки режима законности:
1) наличие правовых законов и соответствующих им подзаконным нормативных правовых актов;
2) их реализация всеми субъектами права.
Принципы законности:
1. Всеобщность законности.
Она заключается во всеобщей обязательности ее требований, обращенных ко всем субъектам права.
2. Единство законности.
Она заключается в единообразном понимании и реализации правовых норм на всей территории их действия. Местные особенности должны учитываться, но только в рамках закона и на его основе.
3. Верховенство закона.
Все иные правовые акты должны соответствовать закону. Издание правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности.
4. Равенство всех перед законом.
Перед законом все равны и должны ему следовать. Все граждане должны иметь равную возможность пользоваться защитой закона и равную обязанность соблюдать и исполнять его.
5. Неотвратимость юридической ответственности за совершение правонарушения.
Любое правонарушение должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении лица должны быть привлечены к юридической ответственности.
6. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина должны быть не только провозглашены, но и гарантированы, то есть должны быть созданы объективные условия и специальные юридические средства, обеспечивающие реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина.
7. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности.
Никакие отступления от закона не могут быть оправданы тем, что его соблюдение в данном случае нецелесообразно. Целесообразность – это деятельность в пределах закона, так как именно в нем должны быть закреплены наиболее целесообразные и справедливые предписания. Если закон устарел, стал нецелесообразным, его нужно изменить или отменить, но только в соответствии с установленной процедурой, которая определена законом. До тех пор, пока закон не изменен или не отменен в установленном порядке, его предписания обязательны для всех субъектов права.
8. Неразрывная связь законности и культуры.
От культурного уровня личности и общества зависит состояние законности. И наоборот, состояние законности является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества.
Для реализации требований законности большое значение имеют ее гарантии.
Гарантии законности - это совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию законов и подзаконных нормативных правовых актов, беспрепятственное осуществление прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.
Под гарантиями законности понимаются объективные условия существования общества и специально выработанные государством и обществом средства, обеспечивающие точную реализацию норм права всеми субъектами.
Виды гарантий законности:
1) экономические (уровень экономического развития общества, уровень жизни населения);
2) политические (это демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании политической системы общества в целом с присущими демократическому обществу политическим плюрализмом, многопартийностью, разделением властей, правовым государством);
3) организационные (это деятельность специальных органов, осуществляющих контроль и надзор за реализацией законов и подзаконных нормативных правовых актов, эффективность деятельности государственного аппарата в целом);
4) общественные (это комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с правонарушениями, нарушениями законности);
5) идеологические (это уровень развития правосознания и правовой культуры личности и общества, уровень идейного, нравственного воспитания в обществе);
6) юридические гарантии (это система специальных юридических средств и способов укрепления законности). К ним относятся:
а) нормы права, в которых выражены требования законности;
б) контрольно-надзорная деятельность государственных органов;
в) меры государственного принуждения (меры защиты, меры предупредительного воздействия, меры пресечения, меры юридической ответственности).
Действенность гарантий законности достигается только в их взаимосвязи, единстве, в системе.
Обеспечение законности представляет собой систему мер, направленных на профилактику нарушений законности и упрочение законности.
Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий, ликвидацию негативных факторов, явлений, процессов, которые ведут к нарушениям законности.
Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантий законности в деятельности государственных органов и должностных лиц.
Организация системы обеспечения законности в деятельности государственных органов включает:
а) анализ допущенных нарушений законности, причин и условий их совершения;
б) разработку мер по профилактике правонарушений;
в) совершенствование мер защиты законности в деятельности государственных органов;
г) разработку мер по укреплению законности;
д) совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности;
е) формирование практических умений и навыков осуществления служебных обязанностей.
Обеспечение законности связано с общей задачей укрепления российской государственности.
Создание гарантий законности является одной из задач правовой реформы.
Правовая реформа предполагает использование таких методов обеспечения законностикак:
- законодательное обеспечение системы прав и свобод человека и гражданина;
- упрочение и защита конституционного строя;
- реформирование системы государственного управления;
- координация нормотворческой деятельности Российской Федерации и ее субъектов;
- реформа местного самоуправления;
- развитие системы правового воспитания, образования и юридической науки и другие.