История как наука. Предмет, метод, функции истории

Вопросы к экзамену по истории России для студентов-заочников

1. История как наука. Предмет, метод, функции истории.

2. Самобытность России как научная проблема.

3. Восточные славяне в VI — IX вв. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория.

4. Принятие Русью христианства и его значение.

5. Раздробленность Руси XII — XIII вв. Русь в борьбе против шведской и немецкой агрессии.

6. Монгольское нашествие. Проблема зависимости Руси от Золотой Орды. Влияние монголо-татарского ига на политическое, экономическое и культурное развитие Руси.

7. Формирование Московского государства в начале XIV — XV вв.
Усиление Московского княжества. Иван III.

8. Московское государство в XVI в. Экономическое и социально-политическое развитие. Иван IV Грозный. Опричнина.

9. Русская Смута начала XVII в. Воцарение династии Романовых.

10. Социальные движения в России XVII века. Церковная реформа
Никона. Воссоединение Украины с Россией.

11. Правление Петра Великого. Утверждение абсолютизма. Внешняя политика России. Реформы в экономике и административно-государственной сфере.

12. Российская империя в середине и второй половине XVIII века.

13. Россия в первой половине XIX века. Отечественная война 1812
года и заграничный поход. Образование Священного союза.

14. Движение декабристов.

15. Правление Николая I. Политическая реакция и и гонение на свободомыслие. Западники и славянофилы. Кавказская и Крымская войны.

16. Эпоха великих реформ Александра II. Причины и последствия отмены крепостного права. Революционно-демократическое движение.

17. Причины усиления самодержавного строя в начале 80-х годов.
Контрреформы Александра III. Развитие капитализма

18. Россия в начале XX в. Война с Японией. Первая русская революция 1905-1907 гг., её итоги.

19. Реформы П.А. Столыпина.

20. Первая мировая война и участие в ней России.

21. Общенациональный кризис. Февральская революция и ее итоги.
Россия от февраля к октябрю 1917 г.

22. Октябрьская революция 1917 г. Первые мероприятия большевиков. Гражданская война и её итоги.

23. СССР в 20 — 30-с годы. Итоги НЭПа, индустриализации и коллективизации.

24. Великая Отечественная война и ее основные этапы. Причины
и цена победы. Влияние СССР на мировую политику. Мир после Потсдамской конференции. Начало «холодной войны».

25. Восстановление разрушенного хозяйства. Реформы Н. С. Хрущев «Оттепель». Внешнеполитический курс. Годы «застоя».

26. Перестройка в СССР. Новое политическое мышление.

27. Образование и распад СССР. Последствия распада.

28. Изменение экономического и политического строя в стране. Либеральные реформы в России. «Шоковая терапия». Конституционный кризис октября 1993 года.

29. Социальные последствия реформ. Чеченкая война. Внешняя политика России на рубеже веков.

30. Россия в XXI веке. Россия и СНГ. Место новой России в международных отношениях. Перспективы дальнейшего социально-экономического
развития страны.

История как наука. Предмет, метод, функции истории.

Прежде всего, что такое история? История – это одна из наиболее древних наук. История в античной традиции воспринималась как занимательное повествование о жизни великих людей: правителей, полководцев, философов. В таких жизнеописаниях реальность нередко переплеталась с вымыслом, события излагались без учета хронологии и вне связи друг с другом.

В средневековье было чрезвычайно распространено летописание. Сформировался определенный стереотип восприятия прошлого. История того или иного народа трактовалась как история его правителей, при этом сам народ выступал в качестве безликой массы. Как наука история сформировалась в эпоху Возрождения и Нового времени. История – это наука о развитии человеческого общества во всем его многообразии. Предметом изучения истории являются действия людей и вся совокупность отношений в обществе как в прошлом, так и в настоящем.

История (от греч. historia) означает повествование, рассказ о прошедшем, узнанном, исследованном. Интерес к истории, исстари существовавший у всех народов, объясняется потребностью человека знать прошлое своей семьи, рода, страны, человечества. Давно признано, что без знания истории невозможно понять настоящее и предвидеть будущее.

Первоначально предметом истории являлись прославленные герои, правители государств, история царских династий и войн. По мере обогащения исторических знаний изменялись и представления о задачах и предмете науки. История, формируясь как наука, стремится всесторонне отражать прошлое. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь. История, которую мы сейчас изучаем, является историей людей и идей. Жизнь и развитие идеологии неотделимы от истории человечества.

Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы:

1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;

2) статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;

3) структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;

4) ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных.

Изучение курса «История России» определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенные из них: познавательная, или интеллектуально-развивающая; воспитательная; политическая, или практически-политическая; мировоззренческая.

Познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XX в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

Воспитательная функция изучения прошлого выражена в афоризме древних: «История — наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.

Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

Современная историческая наука органически связана с такими специальными историческими науками, как археология, палеография, геральдика, нумизматика и т.д. Исторические разделы включают все другие науки и виды искусства. Их развитие делает совокупное историческое знание более полным и объективным.

Наши рекомендации