Конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа
В развитие концепции конфликта большую роль сыграл значительный вклад немецкого социолога Р. Дарендорфа, активного сторонника и пропагандиста концепции «посткапиталистического» и «индустриального общества». Фундаментальной работой Р. Дарендорфа является труд под названием «Классовая структура и классовый конфликт», опубликованный в Германии в 1965 году. Работа немецкого социолога заключалась в описании концепции «конфликтной модели общества», которая строилась на «антиутопическом» образе мира — мира власти, конфликта и динамики. Если Л. Козер как бы достраивал равновесную теорию общества до признания позитивной роли конфликтов в упрочении социального единства, то Дарендорф считал конфликт перманентным состоянием социального организма. «Не наличие, а отсутствие конфликта, — утверждал Дарендорф, — является чем-то удивительным и ненормальным. Повод к подозрительности возникает тогда, когда обнаруживается общество или организация, в которых не видно проявлений конфликта». Для него в каждом обществе всегда присутствует дезинтеграция и конфликт. «Вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку она изменчива. Поэтому именно в конфликте находится творческое ядро всяких сообществ и возможность свободы, а также вызов рациональному овладению и контролю над социальными проблемами».
Социолог считал, что в человеческом обществе не существует постоянства, поскольку нет в нем ничего устойчивого. В другой книге «Социальный конфликт в современности» Дарендорф в центр анализа общественного конфликта ставит структурную гипотезу о том, что ныне поле конфликта совпадает с проблемой права каждого гражданина на доступ к благам и с моделью отторжения от этого права. После того как были исчерпаны причины для соперничества «по вертикали», ликвидированы ресурсы классовой борьбы, современность предлагает новую схему конфликта вокруг самого статуса гражданина, который из предварительного условия и движущей силы «старого» классового конфликта (за право обладать вещами и благами) становится «новым» орудием политического удара и социального отторжения от определенных обществом возможностей доступа к вещам и благам. Происходит изменение соотношения между равным правом на обладание благами и неравной возможностью доступа к ним. Критиком этой теории выступил В. Джаконини, который считал, что, таким образом, социальный конфликт у Дарендорфа не совпадает с внутренней динамикой социальной сферы, а выявляется через феномены «маргинализации», «разделения», «исключения». Иллюзия, что капитализм гарантирует благосостояние для всех, рушится, и географическая дистанция между «нами» и остальным миром становится все менее обнадеживающей. Возник новый источник конфликта: между «нами», т.е. большинством, устремленным в будущее, пользующимся все более изощренными товарами и благами, и «не нами», т.е. меньшинством (которому тем не менее суждено постоянно увеличиваться), все громче (хотя и не всегда внятно) заявляющем о приоритетной для себя проблеме обладания хоть какими-то товарами и благами, о том, что он нуждается в «помощи посреди изобилия».
ВОПРОС 22
Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей, целей и взглядов.
Основным объектом политического конфликта выступает политическая власть как способ и средство господства одного социального слоя (класса) над другим. Интересы же людей, принадлежащих к этим группам, не только различны, но и противоположны: те группы, которые обладают властью, заинтересованы в ее удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют к ней доступа, заинтересованы, чтобы изменить существующее положение, добиться перераспределения власти. Именно поэтому они и вступают в конкурентные взаимодействия, осознанным воплощением которых выступает политический конфликт.
Причины политических конфликтов.
В качестве основной, универсальной причины конфликта можно назвать несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения.
Причинами конфликтов также являются:
· Вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Может сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение).
· Нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе.
· Следствие непродуманной политики. Принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта.
· Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.
· Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий.
· Зависть.
· Ненависть.
· Расовая, национальная и религиозная неприязнь и др.
Существуют разные теоретические подходы, объясняющие причины возникновения политических конфликтов:
1. С позиции ресурсного подхода источник конфликтов кроется в неравном распределении средств жизнедеятельности: территории, сырьевых и энергетических ресурсов, материальных и духовных благ, ресурсов власти, привилегий. Неравный доступ людей и групп к общественным благам есть проявление социального неравенства. Поэтому этот подход часто конкретизируется в рассмотрении проблемы причин социального неравенства. Согласно марксистской теории, источник социального неравенства следует искать в сфере экономических отношений: владение или невладение собственностью. Но существует и другая точка зрения, согласно которой неравный доступ к благам формируется в сфере политической власти. Господствующие социальные группы монополизируют право на нормополагание, истолкование законов и применение санкций; именно эти группы и распоряжаются ресурсами. Так, например, Р. Дарендорф видит причину конфликтов в различиях статусов социальных групп и соответственно в неравном доступе к шансам развития. Статус группы определяется положением в системе отношений "управляющие - управляемые".
2. Согласно другому подходу, в основе конфликтов лежит неудовлетворенность универсальных человеческих потребностей. Подобный подход разделял известный русско-американский социолог П. Сорокин. "Непосредственной предпосылкой всякой революции, - писал он,- всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения..."2. К числу базовых инстинктов ученый отнес потребность в жилище, пище, одежде, коллективного самосохранения, потребность в самовыражении, творческой работе и свободе. Современные ученые, продолжая это направление, к числу базовых относят также и потребность экономической безопасности (желание сохранить свою работу и заинтересованность в увеличении заработной платы), а также потребность в идентичности, иными словами - принадлежности к определенной группе. Но конфликты порождаются не самими потребностями, а неадекватностью средств их удовлетворения, что вновь позволяет поставить вопрос о социальной организации общества и отношениях неравенства.
3. Согласно ценностному подходу природу конфликта следует искать во взаимоисключающих системах верований, убеждений, культурных стереотипах и несовпадениях представлений о справедливости, присущих разным социальным группам. Источником конфликтов могут быть процессы самоидентификации людей, т.е. осознания ими своей принадлежности к социальным, религиозным, этническим, идеологическим и прочим группам, со стремлением защитить культурную целостность и самобытность.
4. Существует подход, объясняющий конфликты природой политики. Эта точка зрения была обоснована немецким политологом и юристом К. Шмиттом и получила дальнейшее развитие в работах французского конфликтолога Ж. Фрёнда. Согласно этой позиции, смыслом существования политики являются взаимоотношения субъектов по схеме "друг" - "враг". Поэтому все политические отношения конфликтны по своей природе. Сама же политика формируется из экономических, нравственных и социальных отношений именно тогда, когда общественные противоречия осознаются как отношения "друзей" и "врагов".
5. Существуют биологические подходы в объяснении конфликтов. Сторонники этого подхода видят в конфликтах проявление присущего человеку инстинкта агрессивности, аналогичного инстинкту животных. Так, К. Лоренц рассматривал агрессивность как постоянное внутреннее напряжение, которое требует разрядки и всегда находит внешнее выражение невзирая на то, есть для этого подходящий раздражитель или нет. Еще ранее итальянский врач Ч. Ломброзо вывел склонность отдельных людей к насилию из их физиологических особенностей.
6. Социо-биологический подход при рассмотрении конфликтов опирается на дарвинистскую теорию естественного отбора. Войны, конфликты есть проявление закона борьбы за выживание в обществе. Так, для социал-дарвиниста Л. Гумпловича причина конфликтов кроется в природной враждебности людей друг к другу, к другим расам и в несовместимости культур этих народов.
7. Психологические подходы видят причины агрессивности в свойствах психики личности. Согласно психоаналитической трактовке З. Фрейда, насильственные формы проявления конфликтов в обществе неизбежны. С одной стороны, человеку изначально присущ инстинкт агрессивности, с другой - человек вынужден следовать социальным нормам. Это создает внутреннее напряжение, которое может разрядиться в форме насилия либо по отношению к себе, либо по отношению к другим.
8. Согласно другим психологическим подходам, конфликтное поведение следует рассматривать как реакцию на фрустрацию. Под фрустрацией понимается психологическое напряжение, вызванное неудачей в неудовлетворении каких-либо потребностей и желаний. Причем одни психологи утверждают, что любая фрустрация приводит к разным формам насилия, другие допускают множество реакцией на нее, в том числе апатию, которую можно понимать как паралич любой мотивации.
Краткий обзор существующих подходов позволяет сделать вывод, что в объяснении источников общественных конфликтов существуют два основных направления: ведущая роль отводится либо социальным, либо внесоциальным факторам. Но в конечном итоге конфликты порождаются объективно существующими социальными противоречиями. Психологические же трактовки раскрывают субъективные аспекты формирования мотивации на конфликт и его эмоциональную составляющую.
Хотя конфликты вытекают из противоречий, эти явления не совпадают полностью. Противоречия указывают на противоположность интересов между различными группами. Они могут существовать длительное время, но не перерастать в конфликт. Однако накопление противоречий в экономической, политической и социальной сферах общества может привести к подъему социальной напряженности. Если вовремя не принять меры по смягчению этой ситуации, социальная напряженность может перерасти в конфликт.
2. Типология политических конфликтов и кризисов. Обычно выделяются горизонтальные и вертикальные политические конфликты.
Горизонтальные конфликты. Предметом спора в горизонтальных конфликтах являются распределение властных полномочий между различными политико-государственными институтами, между разными сегментами правящей элиты, противоречия внутри самих политических институтов. Результатом этих конфликтов могут быть кадровые перестановки в органах власти и управления, корректировка политического курса, принятие новых нормативных актов, увеличивающих или сокращающих объем полномочий отдельных субъектов власти. Большинство конфликтов этого типа затрагивает правовые взаимоотношения сторон:
1. Конфликты между основными ветвями власти. Принцип разделения властей закладывает потенциальную возможность коллизий между законодательной, исполнительной и судебной властью. В демократических странах эти конфликты нормативно регламентированы. Так, конституции многих стран предусматривают такие способы их легального разрешения, как роспуск парламента, вотум недоверия правительству, право на процедуру импичмента в отношении президента. Но возможны ситуации перерастания конфликтов в более острую форму - политический кризис. История стран с неразвитыми демократическими традициями знает примеры, когда конфликт ветвей власти развивался в направлении их прямого столкновения. Следствием подобных кризисов является дестабилизация всей политической системы. Некоторые кризисы были настолько сильны, что теряли возможность конституционного разрешения (Россия, в октябре 1993 г.).
2. Конфликты внутри институтов власти. В тех странах, где кабинет министров формируется с участием парламента и на коалиционной основе, нередко возникают правительственные кризисы. Формирование правительства на многопартийной основе создает большую вероятность появления разногласий с последующей отставкой отдельных его членов. Парламентское большинство также может высказывать вотум недоверия правительственному курсу и сформировать новый кабинет министров. Примером подобной правительственной нестабильности является Италия, в которой практически каждый год меняется кабинет министров. Внутрипарламентские конфликты проявляются в форме политической борьбы разных фракций или в противостоянии палат парламента. Парламент представляет собой непосредственную институциональную арену, на которой в мирных формах выясняется соотношение интересов и сил разных социальных групп. Не исключено проявление и острой политической конфронтации: особенно это касается тех парламентов, в которых оппозиция представлена значительным количеством мест, либо многочисленные фракции ориентируется на прямо противоположные подходы в принятии законов и в оценке деятельности правительства. Это делает невозможным принятие каких-либо общих решений, что приводит к параличу законодательной деятельности парламента. Такая ситуация позволяет говорить о парламентском кризисе.
3. Конфликты между партиями и общественными движениями с разными идеологическими ориентациями.
4. Конфликты между разными звеньями управленческого аппарата.
Вертикальные политические конфликты развиваются по линии "власть - общество". В их основе лежит разный доступ социальных групп к управлению, разные возможности влияния на принятие решений. Власть как предмет конфликта выступает средством доступа этих групп к экономическим и социальным благам. Выделяют несколько подвидов вертикальных конфликтов.
Статусно-ролевые конфликты . Их источником является неравенство политических статусов, неравный объем политических и гражданских прав, дискриминация по признаку расы, этноса, пола, вероисповедания. Эти конфликты могут подпитываться ощущением какой-либо группой недостатка социального признания и власти. Примером этого может служить роль третьего сословия в буржуазных революциях XVIII-XIX вв. либо этнические конфликты, предметом которых являются вопросы повышения автономии или политического суверенитета какого-либо народа.
Как статусно-ролевые можно рассмотреть и конфликты, возникающие между различными уровнями власти. Так, конфликты между центральной и региональной властью вызваны стремлением последней приобрести больше суверенитета. Известно, что распаду СССР предшествовала "война законов", выраженная в принятии отдельными союзными республиками законов, которые противоречили общесоюзному законодательству и Конституции. В 90-х гг. "волна суверенизации" в России привела к утверждению конфликтной модели взаимоотношений между общефедеральным центром и отдельными республиками.
Все вертикальные конфликты возникают как результат социального сравнения. Группа может сравнивать свое положение с более благополучной позицией в прошлом или с уровнем более высокой статусной группы. Группа может надеяться на более высокое положение в будущем. Нелестные для нее сравнения рождают чувства неудовольства и фрустрацию. В первой половине 90-х гг. напряженность, присутствующая в российском обществе, была связана с тем, что фрустрация приобрела массовый характер. Она стала психологической реакцией на чрезмерно завышенные ожидания: в начале реформ общество надеялось на возможность очень быстрого перехода к модернизированной экономической и политической системе.
Режимные политические конфликты, преследующие цели изменения политического строя или радикального изменения политического курса. Неэффективность проводимой политики может привести к полной утрате населением доверия к власти. Например, в конце 80-х гг. проявлением конфликта между обществом и властью стало движение за отмену 6-й статьи Конституции СССР, которая приписывала к КПСС статус руководящей силы общества. Конституционным способом разрешения подобных конфликтов является голосование за кандидатов оппозиции на следующих выборах. В такой форме может быть выражен протест и желание населения на радикальное изменения политического и экономического курса.
Резонируя и накладываясь друг на друга, конфликты проявляют себя в форме политического кризиса. Можно говорить как о кризисах отдельных институтов власти, так и о режимных кризисах, которые проявляются в разрыве между правящей элитой и обществом, в утрате властью легитимности, в дезинтеграции государственного управления, в резкой активизации оппозиционных сил (например, режимный кризис СССР в конце 80-х гг.). Эти кризисы сопровождаются массовыми акциями гражданского неповиновения, митингами и демонстрациями либо проявляются в форме бунтов (массовых стихийных выступлений) и революций, направленных на изменение существующей политической системы.
Конфликт потребностей, конфликт интересов и конфликт ценностей.
Конфликт потребностей в сфере политики определяется проблемой самоорганизации власти - демократия, авторитаризм или тоталитаризм. Он может проявляться и в форме конфликта между политической практикой и нравственностью.
Конфликт интересов ориентируется не на само благо как таковое, а на изменение социальной позиции, которая обеспечивает возможность получения этого блага. Поскольку именно система власти с помощью законодательства регулирует и закрепляет систему распределения ценностей, различие социальных интересов может трансформироваться во взаимоисключающие политические интересы.
Конфликт ценностей вызван несовпадением системы верований и убеждений. Источники этих коллизий коренятся в социальных идеалах, религиозных и идеологических ценностях. Он может выступать в форме конфликта политических культур, т.е. как разных политических ценностей и представлений о целях развития. Ценностный компонент является важнейшей составной частью межэтнических и конфессиональных конфликтов современного мира.
По характеру нормативного регулирования выделяют институционализированные и неинституционализированные конфликты. Первые подчиняются установленным правилам игры, нормативно регулируются, протекают открыто и в мирных формах, вторые - тяготеют к стихийности.
По степени публичности конфликты могут быть открытыми и скрытыми (латентными). Как правило, теневые способы отстаивания своих полномочий характерны для взаимоотношений разных сегментов политической элиты.
Реальные (действительные) и иллюзорные конфликты. В зависимости от того, какие причины порождают коллизии, можно выделить реальные (действительные) конфликты, вызванные объективными причинами, и иллюзорные конфликты, детерминированные кажущимися обстоятельствами, неверным пониманием их, искаженным представлением группы о своем положении, неадекватностью предъявляемых претензий, ложными стереотипами. Последний тип конфликтов часто можно наблюдать в условиях социально-экономического кризиса. Поскольку истинные причины бедственного положения для людей недосягаемы, в силу сознательной дезинформации, распространяемой заинтересованной стороной, гнев социальных групп может быть направлен на "мнимых" виновников. Ими могут быть другие народы, представители других классов, другие партии. Наконец, источником иррациональных конфликтов может быть амбициозность политического лидера, использующего любой повод для обострения взаимоотношений с другими политическими акторами.
Насильственные или мирные, позитивные или деструктивные конфликты. В зависимости от форм, в которых развиваются конфликты, они могут быть насильственными или мирными, а по своим последствиям - позитивными или деструктивными.
Конфликты демократического, тоталитарного, авторитарного или переходного обществ. Конфликты демократического общества, как правило, открыты и институционализированы. Разнообразие институтов представительства групповых интересов и учета мнений открывает возможности широкой общественной дискуссии. В недемократических обществах главной детерминантой выступает силовое разрешение властью возникших коллизий. Особой конфликтностью характеризуется общество, осуществляющее переход к модернизированной экономической и политической системе. С одной стороны, процесс модернизации порожден кризисами старой общественной системы, но с другой - сам несет в себе новые кризисы. Конфликты переходного общества обусловлены целым рядом причин: нарушением баланса интересов различных групп, расколом правящей элиты и поляризацией ценностей в самом обществе. Так, например, в России различия в идеологических и культурных ценностях проявляются в форме острой борьбы относительно перспектив ее конечного развития: демократия или авторитаризм, рынок или государственное планирование, вестернизация (полное копирование западной общественной модели) или использование национальных традиций, элитарность или социальность. Население ориентируется на противоположные общественные модели: то, что признается одними группами, отрицается другими, при этом отсутствует центристская культура, синтезирующая крайности. Ситуация осложняется тем, что в обществах переходного типа, как правило, отсутствует опыт консенсусного разрешения конфликтов.
В политической науке описаны наиболее типичные для переходного общества кризисы. В частности выделяются следующие кризисы:
1. кризис идентичности, который вызван противоречиями, связанными с отказом от старых и поиском новых систем ценностей, идей и символов. Во многих странах наиболее типичным способом разрешения кризиса идентичности стала апелляция правящих элит к популизму, национализму, обращение к истории этого народа или призыв к модернизационному рывку в будущее;
2. кризис распределения материальных и духовных благ. Начало перехода к рынку не гарантирует одновременного роста благосостояния всех слоев населения. Ресурсы для осуществления экономической модернизации ищут внутри общества, а это требует изменения стандартов и способов распределения. Например, политика, направленная на стабилизацию экономики и на борьбу с инфляцией, требует упорядочивания социальных расходов государства и сокращения нерентабельного сектора экономики, что не может не сказаться на жизненном уровне населения;
3. кризис легитимности, порождаемый разочарованием части населения "курсом реформ". Это снижает социальную базу поддержки политической элиты, с которой ассоциируются реформы;
4. кризис участия, обусловленный тем, что процессы либерализации способствуют расширению вовлеченности граждан в политические процессы и легальному проявлению различных идеологических течений. Нарождающиеся новые политические институты (законодательные органы, партии, местное самоуправление) не всегда бывают подготовленными к тому, чтобы выразить разнообразие этих интересов. В ряде случав институциональные способы выражения запросов населения подменяются митинговой стихией. Другим проявлением кризиса участия, напротив, является политическая пассивность населения;
5. кризис "проникновения", который проявляется в нескольких аспектах:
- в рассогласовании темпов изменений в разных общественных сферах, например: общественная нестабильность усиливается, если политические реформы не подкреплены положительными результатами экономических реформ;
- в понижении эффективности решений центральной власти в силу расхождения реальной политики и провозглашенных целей;
- в расхождении процессов преобразований в разных регионах страны.
Кризис проникновения можно наблюдать и в современной России. Регионализация страны, которая стала состоявшимся фактом в 90-х гг., привела к атомизации единого экономического и политического пространства, что затруднило распространение единых демократических механизмов и ценностей. Есть мнение, что в современной России не существует единого политического режима, так как в каждом регионе реализован собственный режим, предполагающий в себе разное сочетание элементов демократичности и авторитарности.
Стадии развития политических конфликтов и пути их решения . Как и у любого другого конфликта, в его динамике можно выделить универсальные стадии.
Первая стадия - предконфликтная ситуация, которая представляет собой процесс возникновения общественных противоречий, появление взаимоисключающих интересов и тенденций в каких-либо явлениях. Предконфликт протекает в латентных и открытых формах.
Латентная фаза характеризуется повышенным эмоциональным фоном и социальным напряжением. Социальная напряженность представляет собой социально-психологическую реакцию населения на объективные экономические, социальные и политические условия жизнедеятельности. Массовые настроения определяются ощущением неудовлетворенности (фрустрации), тревожности, поиском виновников ухудшения положения, закреплением за ними "образа врага", оптимистическими или пессимистическими прогнозами о дальнейшем развитии ситуации, появлением многочисленных слухов. Социальная напряженность проявляется и на уровне массового поведения: обращения граждан в органы власти, радикальных выступлений в СМИ. Противоречия могут быть осмыслены и разрешены уже на этой фазе, если этого не происходит, предконфликтная ситуация переходит в открытую фазу. Возможность дальнейшего развития ситуации зависит от такого психологического фактора, как терпение. Это своеобразный "порог чувствительности", "порог" восприятия неблагоприятных условий, пройдя который люди воспринимают ситуацию как конфликтную и начинают действовать. Открытая фаза - это пик социальной напряженности, когда люди осознают свои интересы, происходит размежевание участников конфликта и осознание себя единой группой, чьи действия блокируются другой стороной, появляются лидеры, формируются программы требований и стратегия действий, идеология, позволяющая мобилизовать сторонников каждого лагеря.
Вторая стадия - непосредственное конфликтное взаимодействие. Ему, как правило, предшествует повод (инцидент) - любая ситуация, которая легализует переход к действиям. Состоявшийся конфликт имеет свою логику развития. Он может развиваться по спирали, чередуя в себе периоды подъема и спада. Об эскалации конфликта говорит динамика перерастания мирных митингов и демонстраций в акции протеста с проявлением насилия, вовлечение в конфликт новых участников, нарастание эмоциональной напряженности, расширение взаимных претензий и появление новых предметов спора. Интенсивность конфликта определяется и конечными целями его участников.
Они могут быть следующие:
- "победа любой ценой" - полностью ликвидировать или поставить под свой контроль другую сторону;
- "преобладание" - стремление одной из сторон обеспечить для себя доминирующую позицию;
- "мир" - маневрирование, позволяющее надеяться на достижение компромисса.
Первые две программы поведения продуцируют конфликты более высокой степени напряженности и затрудняют возможности его полного разрешения. Конфликтное взаимодействие может быть физическим, в том числе с использованием насилия, идеологическим (доминируют методы убеждения) или носить юридический характер.
Третьей стадией является завершение конфликта.
Возможно несколько альтернатив выхода из конфликта:
- Самоугасание конфликта. Это ситуации, когда длительные конфликты теряют свою актуальность и затухают сами по себе;
- Урегулирование конфликта. Урегулирование лишь частично снимает проблему, но при этом сам предмет спора не исчерпан. Соглашение было навязано сильным противником более слабому либо соглашение стало результатом вмешательства внешней третьей стороны. Наиболее активная часть сторонников конфликта может выражать свое неудовлетворение достигнутыми соглашениями, поэтому не исключена опасность нового возникновения конфликта;
- Разрешение конфликта, т.е. заключение соглашения на основе найденного компромисса. При этом преодолеваются те условия, которые привели к конфликту, восстанавливается равновесие во взаимоотношениях участников, установка на борьбу заменяется установкой на партнерство.
Возможность разрешения конфликтов определяется рядом условий:
1. Конфликт должен перейти из латентной в открытую форму, что позволяет поставить более точный диагноз самой проблеме и одновременно ограничить неконтролируемые процессы.
2. Признание каждой стороной своего оппонента и наличия противостояния.
3. Четкое представление о предмете спора. Принятие взаимоприемлемых решений возможно только при условии четкого представления о сущности взаимных притязаний участников конфликта.
4. Нормативное регулирование конфликта. Оппоненты должны согласиться о соблюдении определенных правил игры, выполнение которых помогает снизить уровень противостояния и начать процедуру переговоров.
5. Готовность сторон к взаимным уступкам.
6. Ослабление конфликта за счет перевода его на другой уровень. Так, например, накал митинговой стихии может быть снят борьбой сторон в парламенте, в Конституционном суде, в согласительных комиссиях и других организациях, берущих на себя выражение и отстаивание сторон. Подобный способ регулирования конфликта получил название метода институционализации.
Инструментом разрешения конфликтов являются переговоры (прямой диалог сторон или с использованием посредников), арбитраж (в этой роли может выступать институт власти, Конституционный суд, международные организации), посредничество (конфликтные или согласительные комиссии, известные политики), разъединение сторон, использование силы (принудительных санкций, закона, в том числе норм международного права) и традиций.
ВОПРОС 23
Наиболее обширной, рассматривающей причины, остроту, длительность и функции конфликтаявляется теория конфликтного функционализма Козера. Он рассматривает конфликт, как процесс сохранения «социального организма».
Основными подходами к конфликту,Козер выделил следующие факторы:
1. в каждой социальной системе отсутствует равновесие между конфликтными отношениями;
2. многие конфликтные процессы в определённых условиях укрепляют социальную систему, адаптируют и приспособляют её к новым условиям.
Понятие конфликта и определение его функций Козером много в чём схожи с теорией конфликта Зиммеля. На основе нового понимания конфликтологии, Козер развил теорию о многофункциональности конфликта и даже подвергнул критике Ральфа Дарендорфа. По мнению Козера, Дарендорф не оценил положительной стороны влияния конфликта на социум.
По теории Козера, конфликт несёт изменения в социальной системе и приводит в действие приспособительные механизмы общества. Подобно Зиммелю, Козер пришёл к выводу, что конфликт не только сохраняет устойчивость в обществе, но и влияет на будущие отношения. Конфликт чётко разграничивает различные группы и их интересы, усиливает социальный контроль, ведёт к объединению сил для принятия решений.
Козер выделил причины, по которым, конфликт восстанавливает и сохраняет социальную систему, усиливает её приспособляемость:
1. при нарушении интеграции составных частей социума;
2. при активных конфликтах между составными частями социума;
3. при временной дезинтеграции социума;
4. конфликт делает социум более гибким;
5. через конфликт социум сохраняет равновесие;
6. социум приспособляется к новым условиям.
Изучая функции конфликтаКозер,так же как и его предшественники не обращал внимания на возможные разрушительные последствия насильственного конфликта. Более того, он пришёл к выводу, что причины конфликта заложены в системе распределения дефицитных ресурсов.
Причины конфликта
1. Сомнения неимущих групп по поводу законности распределения дефицитных ресурсов ведёт к созданию конфликтной ситуации. (Чем меньше способов, возможностей и каналов по которым группы могут излить свое недовольство, тем более вероятное, что они должны усомниться в законности распределения дефицитных ресурсов. Чем больше желание членов неимущих групп перейти в привилегированные группы, тем вероятнее, что они не станут придерживаться норм, правил и законов.)
2 . Социальное обнищание групп из абсолютного превращается в относительное, поэтому более вероятно, что эти группы станут зачинщиками конфликтов.
Острота конфликтазависит от причин возникновения конфликта, эмоций, интересов, условий и т.д.
1. Осуществление большинства условий, которые вызвали конфликт, ведут к его обострению.
2. Конфликт, становится острее, когда вызывает больше эмоций и переживаний. Когда в конфликте принимают участие люди связанные тесными отношениями, тогда конфликт протекает более остро и эмоционально. Чем меньше людей принимает участие в конфликте, тем сильнее его эмоциональный накал, открытое выражение враждебности. Если же в конфликте принимают участие люди не связанные первичными (тесными отношениями) тем меньше они зависят от эмоциональных проявлений. Чем больше вторичных (менее тесных) связей между участниками конфликта, тем фрагментарнее их участие в нем, тем меньше они вовлечены в него эмоционально.
3. Когда группы, вовлеченные в конфликт, преследуют свои реалистические интересы, конфликт проходит более мягко. Конфликтующие стороны попробуют найти компромиссные способы реализовать свои интересы. Диспропорция в распределении власти между конфликтующими сторонами (группами) приведёт к меньшей вероятности того, что они попробуют найти альтернативные средства для решения конфликта.
4. Когда группы, вовлеченные в конфликт, преследуют ложные интересы, конфликт проходит острее. Чем дольше длится реалистический конфликт, тем больше возникает нереалистических спорных проблем.
5. Конфликты, происходящие за пределами личных интересов и на более высоком уровне, проходят наиболее остро. Идеологические принципы группы выходят за границы личных интересов. 6. Когда конфликт в группе связан с насущными проблемами и ценностями тем он острее. Высокая эмоциональность конфликта говорит о том, что задеты самые существенные ценности и проблемы.
Длительность конфликта зависит от ясности поставленных целей конфликтующих групп, степени их понимания смысла победы или поражения, способности реально оценивать свои действий и прогнозировать возможные результаты и последствия. Факторы, от которых зависит длительность конфликта были введены Козером впервые
ВОПРОС 24
Межличностный конфликт. Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимод