Форма правления. Форма правления РФ
Форма правления - организация верховной власти государства, то есть устройство высших органов государственной власти, их структура, порядок образования и взаимодействия друг с другом и с населением, компетенция этих органов, а также степень участия населения в их формировании. Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осуществляет верховную власть. Форма правления зависит от многих факторов, среди которых решающее значение имеют:
· конкретные исторические условия возникновения и развития данного государства;
· уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (например, монархические традиции в Великобритании и Японии);
· территориальные размеры страны, и в определенной степени географическое положение;
· национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности);
· соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени.
Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:
• организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их образовании;
• взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;
•компетенцию этих органов.
Известны 2 формы правления: 1) Монархия 2) Республика
Монархия(в переводе с греческого - единовластие) - такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу - монарху. Ее типичные черты (характерны, главным образом, для неограниченной монархии):
1) наличие единоличного правителя;
2) династическое наследование власти;
3) пожизненность правления: законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти;
4) концентрация в руках монарха всей полноты власти;
5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной.
Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Причем их развитие и совершенствование шло неоднозначно. Так, в Риме на смену рабовладельческой республики пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монархической формы правления к республиканской. Среди монархий значительное распространение получили восточные деспотии, которые, будучи прообразом неограниченной монархии, представляли собой такую форму правления, при которой вся полнота власти принадлежала наследственному монарху, деспоту, единолично управляющему страной при опоре на сильный военно-бюрократический аппарат. Деспот приходит к власти законно.
Тирания - установленная насильственным путем форма правления, основанная на единоличном правлении и опирающаяся на мощную военную силу (имела место в Древней Греции и в ряде средневековых городах-государствах Италии).
При феодализме монархия занимала доминирующее положение. Ее основными разновидностями были:
Раннефеодальная монархия - создавалась в процессе завоевания и передела территорий, формирования крупных земельных собственников. Монархами создавались огромные раннефеодальные империи с сильной центральной властью, но неразвитыми экономическими, политическими иными связями между завоеванными территориями; У Монархия периода феодальной раздробленности - завершала процесс феодализации земель и населения.
Некоторые крупные земельные собственники приобретали значительное политическое и военное влияние.
Монарх был вынужден довольствоваться положением «первого среди равных». Его власть в отношении
крупных феодалов носила номинальный, иллюзорный характер ^ Сословно-представительная монархия - формально полновластный монарх осуществлял правление, опираясь на собрание представителей господствующих сословий (Земской собор в России Генеральные штаты во Франции);
Абсолютная монархия - отсутствие каких-либо органов, ограничивающих царскую власть.
Существуют две разновидности монархий:
• Ограниченная - представлена двумя видами: дуалистической и парламентарной (конституционной).
• Неограниченная (абсолютная) - форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, расходует казну без чьего-либо контроля. Абсолютная монархия в современных условиях - исключение, она сохранилась лишь в некоторых странах Азии (например, Бруней).
Дуалистическая (двойственная) монархия - наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через двухпалатный парламент (нижняя палата - выбирается, а верхняя - назначается монархом). Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето, то есть вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Дуалистическая монархия возникает в переходные периоды, когда феодалы уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять полноту политической власти. Считается, что дуалистические монархии существовали в Средние века, в настоящее время в классическом варианте их нет.
Парламентарная (конституционная) монархия - монарх «царствует, но не правит». Монарх лишь формально утверждает состав правительства; ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности. Монарх - не больше, чем символ нации. Признаки парламентарной (конституционной) монархии:
1. полномочия монарха ограничены во всех сферах государственной власти;
2. исполнительная власть реализуется правительством, ответственным перед парламентом;
3. правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент, или коалицией партий, получивших большинство в высшем законодательном органе;
4. главой правительства становится лидер партии (коалиции партий), обладающей большинством депутатских мест в парламенте;
5. законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает.
Республиканская форма правления:
1) верховная власть осуществляется выборными органами;
2) источником власти является народ - выборы высших и местных представителей органов и органов МСУ;
3) срочность полномочий высших представителей органов власти (парламент, президент);
4) использование институтов демократии в разнообразных формах;
5) юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц. В древние времена республиканская форма правления существовала в виде:
аристократической республики - основная масса населения даже формально отстранялась от участия выборах высших органов государственной власти (Спарта, Римская республика V - II века до н.э.);
демократической республики - к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения (Афины V - IV века до нашей эры - ведущая роль принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному Собранию и Совету Пятисот), которые решали наиболее ванные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции).
При феодализме республики носили городской характер. Они создавались по мере роста могущества и независимости некоторых крупных городов, устанавливающих господство не только над прилегающей сельской территорией, но и над некоторыми мелкими городами, а порой и колониями (Новгород, Псков, Венеция,Флоренция, Генуя).
В настоящее время республиканская форма правления - самая распространенная в мире.
Принято выделять три вида республиканской формы правления:
1. Президентская республика - высшим должностным лицом является президент, обладающий полномочиями главы государства и правительства; правительство формируется президентом; президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом (США, Бразилия, Мексика, Аргентина):
1) президент - глава государства и глава правительства;
2) всеобщие выборы президента, т.е. он получает свой мандат непосредственно от народа;
3) президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое
несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом.
(+) ее стабильность и большая эффективность, управленческое воздействие более целенаправленно, т.к. исходит из центра.
(-) чрезмерная концентрация власти в руках одного лица, возможность злоупотребления властью, что приводит к суперпрезидентской республике, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.
2. Парламентарная республика - сильная законодательная власть и подчиненность ей исполнительной; главой государства является президент; его роль в управлении государством носит номинальный характер (Германия, Италия, Турция, Финляндия):
1. верховенство власти парламента;
2. президент избирается не всенародно, а парламентом или образуемой им специальной коллегией;
3. правительство формируется лидером партии, победившей на выборах;
4. парламент может вынести вотум недоверия правительству, после чего оно обязано уйти в отставку (Венгрия, Италия, Германия, Индия, Финляндия и другие).
5. правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом;
6. главой правительства является не президент, а лидер правящей партии;
7. объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство не пользуется поддержкой парламентского большинства и должно уйти в отставку;
8. президент, как правило, не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума.
(+) более демократическая форма правления, т.к. правительство формируется коллегиальным органом -парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике, поэтому здесь отсутствуют предпосылки сосредоточения власти в одних руках. (-) при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы - частая смена правительства.
3. Смешанная республика (Польша, Португалия, Россия, Болгария):
Смешанные республики устанавливаются, главным образом, в странах, свергнувших тоталитарный режимы
(Россия, Болгария, Польша, Португалия и другие).
Вместе с тем некоторые республики превращаются в «монархические». В которых президент занимает свой пост пожизненно КНДР например. Президентско-милитаристские республики: возникают в условиях военных режимов, чаще всего это временная форма, но в Алжире и Нигерии существовала более 10 лет.
В настоящее время идет переосмысление понимания формы правления, поскольку появляются моделиорганизации гос власти, которые нельзя отнести ни к одной из описанных выше моделей. Например появляются выборные монархии на основе демократизации полит режимов практически устраняются различия между республикой и монархией (ОАЭ, Малайзия). Ну и пожизненные президенты см. выше