Чем наука теории права и государства отличается от соответствующей учебной дисциплины?
1.Наука изучает все закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, а учебная дисциплина — только те, которые являются необходимыми для дальнейшего изучения юриспруденции.
2.Наука изучает не только свой предмет, но и предметы других наук, а учебная дисциплина — только свой предмет.
3.К науке относится и то, что уже познано, и то, что еще познается, а к учебной дисциплине — только то, что уже познано.
4.В чем состоит отличие теории права и государства от отраслевых юридических
Наук?
1.Каждая отраслевая наука изучает свой предмет, а теория права и государства — все предметы отраслевых наук.
2.Отраслевые науки изучают соответствующие нормы, а теория права и государства — все законодательство в целом.
3.Теория права к государства изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а отраслевые науки — конкретные закономерности той группы общественных отношений, которые регулируются данной отраслью права.
5.Определите, к какой группе юридических наук относятся следующие науки: конституционное право (а), хозяйственное право (б), теория права и государства (в), уголовное право (г), криминалистика (д), международное частное право (е), история политических и правовых учений (ж), судебная бухгалтерия (з), история государства и права (и), гражданское право (к), международное публичное право (л), административное право (м), природоохранительное право (н)?
1.Историко-теоретические.
2.Межотраслевые.
3.Отраслевые.
4.Прикладные.
5.Международные
6.Какие функции выполняет наука теории права и государства?
1.Регулятивную и охранительную.
2.Воспитательную, компенсационную и политическую.
3.Познавательную, интеграционную и методологическую.
7.К какому понятию относится данное определение: «Система методов, набор способов и приемов исследовательской деятельности, знания о них»?
1.Методология.
2.Концепция.
3.Парадигма.
8.Как соотносятся предмет и метод теории права и государства?
1.Предмет определяет методы его исследования.
2.Методы определяет исследователь независимо от предмета исследования.
3.Предмет и метод существуют независимо друг от друга.
9.Какое из перечисленных определений соответствует понятию «специальные научные методы»?
1.Методы, которые используются во всех конкретных науках.
2.Методы, которые используются в нескольких, но не во всех конкретных науках.
3.Методы, которые разработаны конкретными науками и используются для познания государственно-правовых явлений.
10.Определите, какие из перечисленных методов (диалектика (а), анкетирование (б), наблюдение (в), синтез (г), правовой эксперимент (д), исторический и логический (е), статистический (ж), системный (з), функциональный (и), прогностический (к), опрос (л), интервьюирование (м), абстрактный и конкретный (н), анализ (о), математический (п), кибернетический (р), контент-анализ (с), сравнительного правоведения (т) относятся:
1.К общенаучным.
2.К частнонаучным.
3.К специальным.
Каковы требования диалектического метода познания?
1.Изучать явления в неразрывной связи с другими общественными явлениями (экономикой, политикой и т.п.)
2.Изучать явления в развитии, конкретно-исторически.
3.Вышеперечисленные плюс то, что критерием истинного научного познания является общественная практика.
12.Какой из перечисленных методов плодотворно применяется для анализа сходства, различия и классификации правовых систем?
1.Статистический.
2.Метод сравнительного правоведения (правовой компаративистики).
3.Кибернетический.
Для чего необходим правовой эксперимент?
1.Для развития юридической науки.
2.Для того чтобы определить эффективность правовой нормы в ограниченном масштабе и не распространять ее недостатки на всю территорию государства.
3.Для совершенствования правоприменительной деятельности.
Тема 2.Происхождение государства и права.
1.Объясните термины:
Первобытное общество- ________________________ _____________
_____________
Власть -______
_____________
Род - ________
_____________
Обычай -______
_____________
Мононорма - __
_____________
Табу - _______
_____________
Племя - ______
_____________
Вождь - ______
_____________
«Неолитическая революция» -___________________
_____________
Объясните, почему первобытные обычаи ученные называют «мононормами».
_____________
_____________
_____________
Объясните, почему в доклассовом обществе отсутствовало государство.
_____________
_____________
_____________
__________________________
4. Заполните таблицу:
Теории происхождения государства
Название теории, автор | Сущность | Недостатки |
1.Теологическая | ||
2.Патриархальная | ||
3.Договорная | ||
4.Теория насилия | ||
5.Психологическая | ||
6.Ирригационная | ||
7.Классовая | ||
8.Органическая |
Тест для самоконтроля.
1.К какому понятию относится следующее определение: «Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью воли, авторитета, права, насилия»?
1. Социальные нормы.
2. Власть.
3. Регулирование.
Какие признаки характеризуют род?
1. Основан на кровном родстве.
2. Его члены ведут совместное хозяйство.
3. Все вышеперечисленные, плюс наличие общей собственности.
4. Общность людей, проживающих на определенной территории.