Чем наука теории права и государства отличается от соответствующей учебной дисциплины?

1.Наука изучает все закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, а учеб­ная дисциплина — только те, которые являются необходимыми для дальнейшего изучения юриспруденции.

2.Наука изучает не только свой предмет, но и предметы других наук, а учебная дисциплина — только свой предмет.

3.К науке относится и то, что уже познано, и то, что еще по­знается, а к учебной дисциплине — только то, что уже познано.

4.В чем состоит отличие теории права и государства от от­раслевых юридических

Наук?

1.Каждая отраслевая наука изучает свой предмет, а теория права и государства — все предметы отраслевых наук.

2.Отраслевые науки изучают соответствующие нормы, а тео­рия права и государства — все законодательство в целом.

3.Теория права к государства изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и пра­ва, а отраслевые науки — конкретные закономерности той группы общественных отношений, которые регулируются данной отрас­лью права.

5.Определите, к какой группе юридических наук относятся следующие науки: конституционное право (а), хозяйственное право (б), теория права и государства (в), уголовное право (г), криминалистика (д), международное частное право (е), история политических и правовых учений (ж), судебная бухгалтерия (з), история государства и права (и), гражданское право (к), между­народное публичное право (л), административное право (м), при­родоохранительное право (н)?

1.Историко-теоретические.

2.Межотраслевые.

3.Отраслевые.

4.Прикладные.

5.Международные

6.Какие функции выполняет наука теории права и государ­ства?

1.Регулятивную и охранительную.

2.Воспитательную, компенсационную и политическую.

3.Познавательную, интеграционную и методологическую.

7.К какому понятию относится данное определение: «Система методов, набор способов и приемов исследовательской деятель­ности, знания о них»?

1.Методология.

2.Концепция.

3.Парадигма.

8.Как соотносятся предмет и метод теории права и государ­ства?

1.Предмет определяет методы его исследования.

2.Методы определяет исследователь независимо от предмета исследования.

3.Предмет и метод существуют независимо друг от друга.

9.Какое из перечисленных определений соответствует поня­тию «специальные научные методы»?

1.Методы, которые используются во всех конкретных науках.

2.Методы, которые используются в нескольких, но не во всех конкретных науках.

3.Методы, которые разработаны конкретными науками и ис­пользуются для познания государственно-правовых явлений.

10.Определите, какие из перечисленных методов (диалекти­ка (а), анкетирование (б), наблюдение (в), синтез (г), правовой эксперимент (д), исторический и логический (е), статистичес­кий (ж), системный (з), функциональный (и), прогностический (к), опрос (л), интервьюирование (м), абстрактный и кон­кретный (н), анализ (о), математический (п), кибернетичес­кий (р), контент-анализ (с), сравнительного правоведения (т) относятся:

1.К общенаучным.

2.К частнонаучным.

3.К специальным.

Каковы требования диалектического метода познания?

1.Изучать явления в неразрывной связи с другими обществен­ными явлениями (экономикой, политикой и т.п.)

2.Изучать явления в развитии, конкретно-исторически.

3.Вышеперечисленные плюс то, что критерием истинного на­учного познания является общественная практика.

12.Какой из перечисленных методов плодотворно применяется для анализа сходства, различия и классификации правовых сис­тем?

1.Статистический.

2.Метод сравнительного правоведения (правовой компарати­вистики).

3.Кибернетический.

Для чего необходим правовой эксперимент?

1.Для развития юридической науки.

2.Для того чтобы определить эффективность правовой нормы в ограниченном масштабе и не распространять ее недостатки на всю территорию государства.

3.Для совершенствования правоприменительной деятельности.

Тема 2.Происхождение государства и права.

1.Объясните термины:

Первобытное общество- ________________________ _____________

_____________

Власть -______

_____________

Род - ________

_____________

Обычай -______

_____________

Мононорма - __

_____________

Табу - _______

_____________

Племя - ______

_____________

Вождь - ______

_____________

«Неолитическая революция» -___________________

_____________

Объясните, почему первобытные обычаи ученные называют «мононормами».

_____________

_____________

_____________

Объясните, почему в доклассовом обществе отсутствовало государство.

_____________

_____________

_____________

__________________________

4. Заполните таблицу:

Теории происхождения государства

Название теории, автор Сущность Недостатки
1.Теологическая    
2.Патриархальная      
3.Договорная      
4.Теория насилия    
5.Психологическая      
6.Ирригационная      
7.Классовая      
8.Органическая    

Тест для самоконтроля.

1.К какому понятию относится следующее определение: «Спо­собность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью воли, авторитета, права, насилия»?

1. Социальные нормы.

2. Власть.

3. Регулирование.

Какие признаки характеризуют род?

1. Основан на кровном родстве.

2. Его члены ведут совместное хозяйство.

3. Все вышеперечисленные, плюс наличие общей собствен­ности.

4. Общность людей, проживающих на определенной терри­тории.

Наши рекомендации