Общая дисциплинарная ответственность работников: понятие, меры взыскания и порядок их применения

Общая дисциплинарная ответственность регулируется ТК и правилами внутреннего трудового распорядка, действующими у данного работодателя, и распространяется на всех работников за исключением тех, для которых установлена специальная дисциплинарная ответственность. Дисциплинарной властью наделены руководитель организации, ИП лично и другие ДЛ, перечень которых определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Перечень дисциплинарных взысканий дан в ст. 192 ТК: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Данный перечень является исчерпывающим. Это исключительная компетенция РФ (ст. 6 ТК). Перечень взысканий определяется ФЗ, носит императивный характер, не может быть изменен законодательством субъектов РФ, локальными нормативными актами, коллективными и трудовыми договорами. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных ФЗ, уставами и положениями о дисциплине (ч. 4 ст. 192)

Формулировка взыскания должна точно соответствовать закону, включение в наименование взыскания не предусмотренных слов или словосочетаний не допускается.

Право выбора меры взыскания принадлежит работодателю, но при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ч. 5 ст. 192 ТК). Мера взыскания должна быть соразмерна совершенному проступку.

Применение взыскания – это право, а не обязанность. Исключение из этого права установлено ст. 195 ТК. Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения, их заместителями трудового законодательства, условий коллективного договора и сообщить о результатах рассмотрения в представительный орган работников. В случае, когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к этим руководящим работникам дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Порядок применения дисциплинарных взысканий определен ст. 193:

1) до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении 2 рабочих дней объяснение работником не предоставлено, составляется соответствующий акт. Непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

2) Дисциплинарное взыскание применяется не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка. Днем обнаружения проступка считается день, когда лицу, которому по службе, работе подчинен работник, стало известно о совершении проступка, даже если оно не имеет право применять дисциплинарные взыскания. В это период не включается время болезни работника, пребывание его в отпуске (любые отпуска, предусмотренные законодательством), а также время, необходимое на учет мнения профкома (при увольнении по п. 5 ч. 1 ст. 81).

3) Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка. А по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности, аудиторской поверки – позднее 2 лет со дня его совершения.

4) За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только 1 дисциплинарное взыскание. Если виновные противоправные действия работника продолжаются, не смотря на применение к нему дисциплинарного взыскания, допускается применение нового дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения за неоднократное невыполнение трудовых обязанностей (длящийся дисциплинарный проступок). Наряду с применением дисциплинарного взыскания за тот же самый проступок работодатель имеет право применить к работнику меры материального характера (меры дисциплинарного воздействия) в соответствии с локальными нормативными актами: неначисление премий; неначисление или уменьшение вознаграждения по итогам работы за год; уменьшение вознаграждения за выслугу лет и т.д.

Государственное управление осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минтруда и социальной защиты), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Государственное управление охраной труда на территории субъектов РФ осуществляется федеральными органа ми исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраны труда могут быть переданы органам местного самоуправления (ст. 216 ТК). Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральной инспекцией труда и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда (ст. 216.1). Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в РФ утверждено Постановлением Правительства от 25 апреля 2003 года.

У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда и должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель ,численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с четом специфики свой производственной деятельности (ст. 217 ТК).

Рекомендации по организации работы службы охраны труда утверждены Постановлением Минтруда и социального развития от 8 февраля 2000 года. При отсутствии у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – ИП лично, руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Приказом Минздравсоцразвития от 1 апреля 2010 года утвержден перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. По инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты, комиссии по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители профсоюзного комитета или иного представительного органа работников.

Комитет или комиссия по охране труда формирует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда. Типовое положение о комитете ,комиссии по охране труда утверждено приказом Минздравсоцразвития от 29 мая 2006 года. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда осуществляется за счет средств всех видов бюджетов, внебюджетных источников, добровольных взносов организаций и физических лиц. Финансирование мероприятий по улучшению условий охраны труда работодателями осуществляется в размере не менее 0, 2% суммы затрат на производство продукции, работ, услуг. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда.

Наши рекомендации