Характерные черты первобытнообщинного строя
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Типичные и уникальные формы возникновения государства (обобщающий анализ на конкретных примерах)»
Дисциплина: «Теория государства и права»
Курсовая работа студента
1 курса,138-ПП группы
очной формы обучения
Черепанова Сергей Александрович
Руководитель курсовой работы:
Новиков Юрий Анатольевич
Дата сдачи курсовой работы «___» _______2015г.
Оценка ______________________
___________ «____» ______2015г.
( подпись преподавателя)
Оглавление
Ведение | Стр. 3 |
Глава 1.Общая характеристика догосударственного общества и причины, повлиявшие на возникновение государств | Стр. 7 |
1.1 Характерные черты первобытнообщинного строя 1.2 Основные причины и формы возникновения государства | Стр. 7 Стр. 11 |
Глава2.Формы возникновения государства у различных народов | Стр. 26 |
2.1. Образование Восточного Государства | Стр. 26 |
2.2.Образование государств на территории Европы | Стр. 32 |
Заключение | Стр. 38 |
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы | Стр. 40 |
ПриложениеСтр. 41
Введение
Актуальность моей работы заключается в том, что данная тема является базовой и важной для любого юриста. Это заключается в том, что на сегодняшний день эта проблема остаётся в юридической науке столь же сложной и противоречивой, как и ранее. Процесс возникновения новых государств вовсе не вершился. Как бы ни был длителен процесс формирования государства , во всех случаях это объективно закономерный процесс, обусловленный, прежде всего , внутренним развитием общества , его различными социально-экономическими, военно-политическими, культурно –историческими, этническими, психологическими , нравственно-религиозными, эколого-географическими и другими обстоятельствами.
В зависимости от тех или иных причин спектр названных факторов мог меняться, но всегда это было известное сочетание указанных начал при обязательной доминанте какого-либо одного из них. Одни государства подчас могут распадаться (СССР, Югославия), другие объединяются, многочисленные народности и нации прилагают усилия для создания своих государств. Таким образом ,проблема происхождения государств вовсе не решена и ее изучение необходимо для развития науки Теории Государства.
Изучение возникновения государств даёт нам понимание, как возникло то, что мы сейчас называем государством. Как оно действовало раньше? И как становилось, что в это понятие вкладывают сейчас, а что было тогда. Сравнивая, прошлое и нынешнее, мы приходим к определенным выводам и мнениям. Поэтому чтобы ориентироваться юристу в современном государстве, необходимо изучить его прошлое. И историю возникновения других государств, для умения сравнения и анализа всех государств.
Общество всегда интересовал вопрос о возникновении государства .Так же этим вопросом занимались теоретики всех времен и народов. На различных этапах развития народы и племена приходили, часто независимо друг от друга, к общему выводу о необходимости создания охраны своей безопасности, прав и свобод. Основной причиной возникновения государства у разных народов явилась осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования. В государстве народ имеет возможность объединить свои силы, дисциплинировать их направить на достижение экономических, политических и социальных целей. Создавая государство, люди вместо подчинения стихийным силам подчиняются верховной власти, которую сами сознательно создали. Таким образом, они выходят их состояния слепого подчинения внешним обстоятельствам и приобретают независимость, первое условие действительной свободы. Государство как сознательная сила в конечном итоге возьмет верх над силами внешними, бессознательными. Торжество государственности, поэтому в сознательном человеческом обществе всегда неизбежно. Термин «государство» обычно употребляют в двух значениях. В широком смысле он понимается как страна, общество, расположенное на определенной территории и управляемое органами высшей власти. В узком смысле – это исторически сложившаяся организация, обладающая верховной властью на данной территории. Государство – основной институт политической системы, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, выполнение общих дел. Представление о государстве, его сущности, функциях, формах и развитии складывались в основном в 2-х направлениях: естественном, государственном и классическом. Для первого направления характерно только положительное отношение к государству, для второго – чаще отрицательные. Древнегреческие философы Платон, Аристотель считали, что в государстве реализуется как бы высшая цель природы человека и человеческого общения. Только в рамках государства могут нормально функционировать семья, общество, человек, Гегель указал, государство – это образ и действительность разума человеческого общества. Представители второй концепции – Томас Мор, Сен-Симон, К. Маркс наполняют понятие «государства» классовым содержанием. Они рассматривают государство в качестве аппарата насилия, создаваемого и используемого экономически господствующим классом для охраны и укрепления своего господства. В сжатом виде эти взгляды выражены в определении государства В.И. Лениным. «Государство, – писал он, – это особая организация силы, есть организация насилия для подавления, какого-либо класса». В общественных науках существует ряд концепций о происхождении государства. Изучением данной темы, касающихся государства интересовались и интересуются многие видные ученые, такие как В.М. Корельский, В.Д. Перевалов, В.В. Лазарев, Н.И. Матузов и А.В. Малько, М.Н. Марченко и многие другие. Также необходимо отметить, что отдельные проблемные вопросы , касающиеся проблемы происхождения государства подверглись анализу в диссертациях , научных публикациях и учебной литературе.
На сегодняшний день очень много источников , куда можно обратиться для рассмотрения данного вопроса. И в каждом выдвигаются свои точки зрения. Так вот одной из важных задач поставленной мной в этой курсовой работе заключается в исследовании сложившихся подходов ,различных взглядов. Выявление более общих и интересных путей возникновения государства. Второй задачей, которая не менее важна это - изучая данный вопрос, глубже понять социальную природу государства ,его особенности и черты.
Третьей базовой задачей является рассмотрение догосударственного общества и основных причин , повлиявших на возникновение государства. Какие характерные черты были им присущи. Изучить общие закономерности и формы возникновения государства , так же является поставленной мной в данной работе задачей. Важнейшей закономерностью процесса возникновения государства является неравномерность развития государственности у различных народов. В данной курсовой работе это тоже рассмотрим, попытаемся изучить на конкретных примерах возникновение государственности.
Объектом моего исследования является подходы учёных к возникновению и формам понимания государства.
Предмет курсовой работы –причины и процесс происхождения государства и их характеристика, анализ основных предпосылок возникновения государства , осуществление системного анализа признаков государства.
Целью моего исследования является комплексный анализ происхождения государства и основных признаков государства. Чтобы глубоко всесторонне понять сущность и особенности существующих ныне государств и правовых систем, а так же попытаться выявить исторические тенденции их развития в будущем, необходимо, прежде всего , изучить ,как эти государства и государственные образования возникают, какой путь они проходят и чем становятся сейчас. В.И. Ленин, несомненно был прав, когда писал: -«что если рассматривать какое угодно общественное явление , включая государство, под углом зрения его возникновения и развития , то в нем , безусловно, окажутся остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего.»
Глава1.Общая характеристика догосударственного общества и причины, повлиявшие на возникновение государств
Характерные черты первобытнообщинного строя
Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в истории человечества. Определить его нижнюю грань точно нелегко, ибо во вновь обнаруживаемых костных останках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека. В зависимости от этой оценки преобладающее мнение меняется. В современный период одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное, дикое общество) возник около 1 — 1,5 млн лет назад, другие исследователи относят его появление к более позднему времени.
Первобытное общество — первый этап организации человеческого общества. Первобытный строй определяется как общинный. В это время орудия труда были несовершенными (рубило,топор), а производительность труда-низкой, не соответствующей даже минимальному прожиточному уровню первобытного человека. Для того чтобы выжить, люди должны были объединять как средства производства , так и свой труд. Поэтому все члены общества в одинаковой мере трудились, а производимое ими распределялось поровну властью. Основной ячейкой первобытного общества был род. Род-это коллектив родственников, имеющих общего предка и ведущих совместное хозяйство[1]. Род представлял собой союз, основанный прежде всего на кровном родстве. Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась. Несколько родов образовывали племя.
Первостепенную роль в формировании общественного человека и появлении рода сыграл труд. Возникновение рода знаменовало собой большой шаг вперед в социальном развитии. Родовая община была уже подлинно общественным организмом, объединением, выступавшим как производственный хозяйственный коллектив.
Общая собственность на землю, орудия труда и предметы потребления обусловливали такие взаимоотношения между сородичами, при которых господствовали интересы коллектива. Все члены рода - свободные люди, связанные кровными узами. Их отношения строились на основе взаимопомощи, никто не имел каких-либо преимуществ перед другими. Род как первоначальная ячейка человеческого общества был универсальной организацией, характерной для всех народов. На ранних ступенях первобытной эпохи существовал матриархат, женщина занимала
господствующее положение в экономике. Ее труд, состоявший в собирании и
хранении плодов, приготовлении пищи, а главное в обработке земли с помощью мотыги, был в тех условиях гораздо более эффективным и надежным источником существования, чем труд мужчины-охотника.
Классический род представлял собой основанную на коллективном труде и общей собственности организацию людей, ведущих происхождение от одной
общей родоначальницы. Весь род являлся носителем власти, которая не была отделена от общества, а совпадала с ним, принадлежала ему. Все важные вопросы жизни общества, производственной деятельности, войны, религиозных церемоний, разрешения споров между отдельными лицами и т. д. решались собранием (советом) всех взрослых членов рода - мужчин и женщин. Это собрание, возникшее вместе с родом, было высшей властью в нем. Однако родовые собрания существовали не во всех регионах и не у всех племен,да и созывались они крайне редко Для непосредственного управления делами собрание выбирало старейшин (вождей) и военных предводителей (военачальников), которые не имели каких-либо материальных преимуществ, трудились наряду со всеми и пользовались лишь моральным авторитетом. Эти лица могли быть смещены собранием в любое время, они осуществляли свои функции под контролем рода. Решения собрания являлись совершенно обязательными для всех и воспринимались как выражение общей воли.
Общественная власть при первобытном строе была весьма авторитетной, вполне реальной, способной эффективно руководить общиной, но никаких особых органов, осуществлявших принудительные меры, не имела.
Рассмотренные выше формы организации власти в первобытном обществе дают все основания сказать, что эта власть выступала как самоуправление, первобытная демократия. Такой ее характер определялся экономическим строем, основой которого была коллективная собственность на средства производства, обусловившая социальное равенство всех членов общества.
В первобытном обществе действовали определенные правила поведения - социальные нормы. К ним относились главным образом обычаи, игравшие весьма важную роль в регулировании производственных процессов, быта, семейных и других общественных отношений. Обычаи были естественным порождением самого первобытного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности. Общество направляло поведение индивида так, чтобы оно соответствовало коллективным интересам.
Многие важные обычаи непосредственно вытекали из существовавших общественных отношений. Они были тесно связаны с нормами первобытной нравственности (морали), религиозными велениями, а часто и совпадали с ними. Религиозную окраску носили и различные обряды, церемонии, связанные с эстетическими представлениями людей той эпохи. Большое значение имели многочисленные запреты (табу).
Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения – обычаями2.Обычаи выражали интересы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой. Обычаи были
одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами
первобытной морали , и нормами религии , поэтому в науке они получили название монорм. Для них были характерны несколько признаков:
-они исходили от всего рода, выражали его волю и интересы ,передавались из поколения в поколение . Само собой очевидно, что при тогдашнем уровне развития общества эти нормы нигде не фиксировались и сохранялись лишь в памяти людей;
-они выполнялись добровольно, в силу привычки. Главной гарантией ,обусловившей исполнение мононорм, являлось внутреннее согласие каждого члена общества с их предписаниями. В случае же неисполнения обычаев к их нарушителям применялись репрессивные меры, что входило в функции общественной власти;
-в них не проводилось никаких различий между правами и обязанностями членов общества: право воспринималось как обязанность, а обязанность как право
Подводя итоги можно выделить ряд признаков для родовой общины:
1)преобладание коллективного характера труда;
2)половозрастное разделение труда;
3)безусловная коллективная собственность на угодья и на получаемый с них продукт;
4)равнообеспечивающий принцип распределения продукта;
5)принцип коллективизма в решении общинных вопросов;
6)отсутствие каких-либо иных видов неравенства за исключением статусного, связанного с ролью того или иного члена общины в поддержании ее жизнедеятельности;
7)мифологическое восприятие мира, основанного на первобытных формах религиозного сознания и связанных с ним практик (анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, магия и колдовство).
Глава1.Общая характеристика догосударственного общества и причины, повлиявшие на возникновение государств