Приемы и средства комического
Личность и творчество М.Е. Салтыкова – Щедрина. Особенности его стиля.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (Николай Щедрин – псевдоним) (1826–1889) – публицист, критик, писатель-сатирик, отдал свои силы борьбе с крепостничеством и с самодержавным строем, с миром диких помещиков и глупых генералов. Писатель много лет своей жизни отдал государственной службе, он в меру сил защищал интересы русского мужика, укрощал бесчинства помещиков, вызывая ненависть официальных кругов России, которые называли его «вице-Робеспьером».
Основные события жизни:
Дата | События | Характер, мировоззрение | Творчество |
15 (27) января 1826 г. | Родился в семье богатых помещиков Салтыковых в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Шестой ребенок. | Безрадостное, тяжелое детство. Жестокая, жадная мать, нищета крестьян — ненависть к крепостному праву. | «Господа Головлевы», «Пошехонская старина» - автобиографизм |
Московский Дворянский институт | Любил читать, в том числе журналы | Раннее творчество испытывает на себе влияние Лермонтова | |
1838-1844 | Царскосельский лицей | Демократические убеждения, увлечение Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Белинским. | Первые стихи, напечатанные в «Библиотеке для чтения» и «Современнике». |
1844—1848 гг. | Служба чиновником в канцелярии Военного министерства. Участие в кружке Михаила Буташевича-Петрашевского до 1847 г. | Увидел жизнь в провинции, служил честно, неподкупно Влияние на писателя личности Белинского. Увлекся социалистическими идеями – разочарование. Тема социального неравенств, критика существующего строя | Критические статьи, рецензии в журналах «Современник» и «Отечественные записки». Повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848). |
1848 г. | Арест общества петрашевцев. за антигосударственные идеи в произведениях | ||
26 апреля 1848 г. | Арест за публикацию «Запутанного дела», ссылка в Вятку | ||
1848—1856 гг. | «Вятский плен» - 8 лет ссылки. В Вятке, он встретил свою будущую жену Лизу Болтину. | Тяжелый период: пошлость, произвол, бесправие, отсутствие друзей. | |
1856—1557 гг. | Освобождение из ссылки, возвращение в Петербург. служба в Министерстве внутренних дел. | Огромный «запас» фактов и впечатлений из жизни господствующих классов. Галерея паразитов, сосущих кровь народа. | Книга «Губернские очерки» (псевдоним - Н.Щедрин, принесла признание и славу |
1858-1861 | Вице-губернатор в Рязани и Твери, председатель казенной палаты – в Пензе, Туле, Рязани | Борьба со взяточниками | |
1862-1964 | Ооставил должность. Сотрудничество с «Современником» | решил посвятить все свое время литературному труду. | |
1864-1868 | Председатель казенной палаты в Пензе, Туле, Рязани | Циклы сатирических рассказов и очерков | |
1868-1869 | Член редколлегии «Отечественных записок», увольнение со службы | Борьба с цензурой. Разочарование в возможности что-то изменить и служить честно | |
1870-е гг. | Болезнь, напряженная работа, поездка за границу. | новые впечатления | Очерки «за рубежом» |
с 1878 года | После смерти Некрасова возглавляет «Отечественные записки». | Раздумья над судьбой русского народа. Ненависть к поработителям, любовь к народу. | Сказки |
1880 г. | Отдельное издание «Господ Головлевых». | ||
апрель 1884 г. | Запрет произведений и журнала закрыты «Отечественные записки». | «Пошехонская старина». | |
28 04. (10 мая) 1889 г. | Умер в Петербурге |
Традиции русских сатириков в творчестве Щедрина.
В своем творчестве Салтыков-Щедрин продолжал и развивал традиции русских сатириков Фонвизина и Гоголя. Вслед за ними, он использует смех как острейшее оружие.
Сочетание смешного и трагического — одна из характерных черт и сатиры Щедрина.
Сатира Салтыкова — Щедрина не знает благополучных концов.
Тесные преемственные связи соединяют Щедрина с Гоголем. Как и Гоголь, Салтыков-Щедрин создает широкие обобщения, образы-типы. Как за образами помещиков и чиновников губернского города вставала вся Россия «мертвых душ», так и за щедринскими «органчиками», «иудушками», «пескарями» вставали образы российских правителей, бюрократов, трусливых обывателей. Непримиримое отношение сатирика ко всей государственной системе России того времени определило и общий настрой его произведений.
Углубление и заострение критической направленности русского реализма — характерная черта щедринской сатиры. Не столько слезы слышатся сквозь смех в его сатирических произведениях, сколько гнев, жгучая ненависть.
Виды и приемы комического в творчестве Салтыкова-Щедрина
Комическое – смешное, общественно значимое противоречие, которое является объектом осмеяния.
В основе комического - контраст безобразное – прекрасное, ничтожное – возвышенное,нелепое-рассудительное, иллюзи-реальность, объект изображения – идеальное представление о нем и т.п., которые подвергаются осмеянию путем их сопоставления с идеалами времени и самого писателя.
Виды комического
Сатира | Юмор | Ирония |
вид комического, резкое, беспощадное осмеяние несовершенства мира, серьезных общественных и человеческих пороков. Признаки сатиры: подчеркнутая тенденциозность при отборе изображаемых явлений, преувеличение их, сознательное заострение каких-либо проблем, нарушение пропорций при создании модели мира. Сатира призвана утверждать прекрасные, возвышенные идеалы, пробуждая желание избавиться от недостатков | Вид комического, связанный с изображением смешного в жизни, посредством которого писатель не отрицает описываемого явления, а лишь подчеркивает его несовершенство. | Вид комического, специфическое отношение к действительности, когда под маской нарочитой серьезности кроется скрытая насмешка над ней. |
«Начертивши прямую линию, он замыслил втиснуть в нее весь видимый – и невидимый мир, и притом с таким непременным расчетом, чтоб нельзя было повернуться ни взад, ни вперед, ни направо, ни налево» («История одного города») | «В карты не играет, вино не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется» («Премудрый пискарь») | «Однако, и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») |
Приемы и средства комического
Сарказм – едкая, язвительная насмешка с откровенно сатирическим смыслом, обладающая высокой степенью отрицания описываемого явления. | «Бородавкин <…>. Предводительствовал в кампании против недоимщиков, причем спалил тридцать три деревни, с помощью сих мер, взыскал недоимок два рубля с полтиною». («История одного города») |
Гипербола –художественный прием, основанный на преувеличении какого-либо свойства изображаемого предмета. | «…Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») |
Литота – выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо свойства или признака (размера, силы, значения и т.д.) предмета, явления. | «Иванов <…>. Был столь малого роста, что не мог вмещать пространных законов. Умер в 1819 году от натуги, усиливаясь постичь некоторый сенатский указ» («История одного города») |
Гротеск– тип художественной образности, основанный на сочетании реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического, что позволяет представить жизненное явление в невероятной, неестественной форме. их очевидными. | «Прыщ <…>. Оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства» («История одного города») |
Пародия – один из приемов комического, подражание другому произведению, автору, литературному направлению с целью осмеяния. | «Был … в древности народ, головотяпами именуемый, и жил он далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря… По соседству с головотяпами жило независимых племен …, а именно: моржееды, лукоеды, гущеды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чернонебые, долбежники, проломленные головы… » («История одного города») (пародия на стиль исторического труда). |