Тема 9: Механизм преодоления юридических конфликтов
Общая характеристика механизма преодоления юридических конфликтов. Судопроизводство как основная форма разрешения юридического конфликта. Альтернативные формы разрешения юридических конфликтов.
1. Общая характеристика механизма преодоления юридических конфликтов
Механизм преодоления юридических конфликтов представляет собой совокупность взаимосвязанных средств, методов, технологий взаимодействующих в сфере отношений складывающихся в связи с предотвращением, выявлением, пресечением и разрешением юридических конфликтов.
В рамках данного механизма могут быть выделены нормативная база, субъектный и инструментальный составы, а также функциональная составляющая, объединяющая взаимосвязи и взаимодействия между статическими элементами, и характеризующая механизм преодоления юридических конфликтов в динамике его формирования и функционирования.
Рассмотрим вышеназванные элементы механизма преодоления юридических конфликтов более подробно.
Нормативная база включает нормативно-правовые акты различных видов и уровней (федеральные и региональные законы, подзаконные акты, акты локального (ведомственного) нормотворчества и др.) в соответствие с которыми осуществляется юридическая квалификация как самих конфликтов, так и поведения участвующих в конфликтах лиц, а также определяется компетенция органов и должностных лиц деятельность которых направлена на преодоление юридических конфликтов.
Субъектный состав механизма преодоления конфликта включает лиц, наделенных специальной правосубъектностью в сфере предупреждения, выявления, пресечения и разрешения конфликтов. При этом следует различать субъектов принимающих непосредственное и опосредованное участие в процессе преодоления конфликта. Непосредственное участие предполагает установление контакта с конфликтующими субъектами. Примером подобного участия будет силовой контакт бойцов спецназа с захватившими заложников террористами. Опосредованное участие не предполагает непосредственного контакта с конфликтующими. К числу субъектов с опосредованным участием могут быть отнесены штабные работники разрабатывающие план проведения операции по преодолению конфликта, руководящие работники осуществляющие контроль за проведением операции, журналисты освещающие проведение операции в СМИ и др. Очень важно, что бы в процессе преодоления конфликта субъекты имеющие отношение к различным правоохранительным (и иным структурам) взаимодействовали бы друг с другом, ставя при этом общий интерес (преодоление конфликта в максимально короткие сроки с минимальными издержками) выше узковедомственного.
Инструментальный состав механизма преодоления юридических конфликтов включает в себя средства, методы, технологии при помощи которых осуществляется выявление и пресечение конфликта, перевод конфликта из стадии открытого силового противоборства сторон в стадию процессуального производства.
В качестве средств преодоления юридических конфликтов могут быть названы:
- мероприятия оперативно-розыскного характера (агентурная разработка, скрытое наблюдение, прослушивание телефонных разговоров и др.);
- мероприятия связанные с силовым воздействием в отношении конфликтующих субъектов (применение физической силы, оружия, спецсредств и т.д.);
- процессуальные мероприятия (допросы, обыски, задержания и др.);
- альтернативные мероприятия (переговоры с конфликтующими сторонами, склонение сторон к примирению и др.).
В качестве методов (приемов) преодоления юридических конфликтов рассматриваются методы субординации и координации.
Метод субординации предполагает осуществление властно-распорядительной деятельности обеспечиваемой мерами государственного принуждения. В основу метода субординации положены властные предписания императивного (максимально конкретного, безальтернативного) характера. Метод субординации применяется в рамках отношений власти – подчинения. В процессе преодоления конфликтов такие отношения складываются как правило при локализации и пресечении открытого силового противоборства сторон, а также при разрешении конфликта судом.
Метод координации основывается на принципе равенства сторон и их взаимном желании разрешить конфликт путем нахождения взаимно приемлемого компромисса. Метод координации применяется в договорных (консенсуальных) отношениях. В процессе преодоления конфликтов такие отношения складываются в сфере проведения переговоров представителей государственной власти с конфликтующими сторонами, а также при разрешении конфликтов в рамках альтернативных форм (неформального арбитража, медиации).
Технология преодоления юридических конфликтов представляет собой сложную систему, включающую наряду с техникой (приемами юридической деятельности в сфере предотвращения, выявления, пресечения и разрешения конфликтов), взаимообусловленные циклы применения права в соответствующих областях.
Выбор той или иной технологии преодоления конфликта зависит от многих обстоятельств: характера конфликта; особенностей его субъектного состава; социально-политической обстановки в зоне конфликта; фактических возможностей сил и средств принимающих участие в преодолении конфликта и т.п.
Функциональная составляющая механизма преодоления юридических конфликтов характеризует этот феномен в динамике его действия. Функциональный элемент в свою очередь складывается из системы взаимосвязей и взаимодействий, посредством которых совокупность абстрагированных от конкретных жизненных реалий субъектов, средств, методов, технологий, преобразуется в механизм преодоления конкретного юридического конфликта возникающего и развивающегося в определенной сфере общественной жизнедеятельности. Кроме того, функциональная составляющая включает в себя непосредственно регулятивные и охранительные правоотношения, в рамках которых субъекты реализуют определенные их правовыми статусами корреспондирующие права и обязанности.
2. Судопроизводство как основная форма разрешения юридического конфликта
Общие положения
Судопроизводство, как правило, рассматривается как наиболее эффективная форма разрешения конфликтов, выработанная многовековой человеческой практикой. Эта форма имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с другими процедурами.
К ним относятся:
а) рассмотрение конфликта независимым от других властей органом, который по своему предназначению и положению должен быть не заинтересован в исходе дела;
б) четко разработанная процедура установления и проверки фактических обстоятельств и принятия решения;
в) нормативная основа всей деятельности суда, который руководствуется законом и своим внутренним убеждением;
г) обязательность принятых решений для исполнения как сторонами конфликта, так и другими юридическими и физическими лицами.
В нашей стране существует пять видов судебного процесса конституционный, гражданский, уголовный, административный, арбитражный. Они различаются предметом судебного разбирательства, а в связи с этим – процедурой рассмотрения дела и характером принимаемых решений.
Конституционное правосудие
Конституционный Суд разрешает конфликты, возникающие:
а) между законодательными и исполнительными органами;
б) между государственными органами Федерации и ее субъектами;
в) между государственными органами и гражданами.
Общее основание для рассмотрения этих конфликтов заключается в том, что во всех случаях они связаны с действительным или предполагаемым нарушением норм и принципов Конституции РФ. Существование Конституционного Суда играет важную предупредительную, сдерживающую роль препятствующую зарождению конфликтов. Если конфликт все же произошел, Конституционный Суд разрешает его, опираясь на достаточно четкие юридические нормы Закона о Конституционном Суде.
В предмет ведения Конституционного Суда РФ входит рассмотрение дел о соответствии федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Конституции
РФ. Суд решает также дела о соответствии конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации Конституции РФ, а также договоров, заключенных ими между собой и с Федерацией. Он рассматривает и споры между органами государственной власти. Наконец, Конституционный Суд рассматривает международные договоры РФ. Важно отметить, что решение, вынесенное Конституционным Судом, не подлежит пересмотру и является для всех обязательным. Стало быть, решение данного органа в любом случае следует рассматривать в качестве формально-юридического основания разрешения юридического конфликта (хотя, разумеется, подобное утверждение далеко не всегда означает устранение противоречия предопределившего начало того или иного конфликта).
Гражданское судопроизводство.
Гражданское судопроизводство функционирует при рассмотрении имущественных споров, трудовых конфликтов, земельных отношений, семейных и наследственных дел. Гражданский процесс создает достаточно благоприятные возможности для консенсуального (компромиссного) разрешения конфликтов.
В гражданском процессе стороны наделены равными процессуальными правами: они могут собирать и представлять доказательства по делу, заявлять ходатайства и отводы, оспаривать доводы другой стороны, обжаловать судебное решение и др. Суд призван вынести законное и обоснованное решение на основе всех представленных сторонами и рассмотренных им материалов дела и тем самым разрешить конфликт в соответствии с законом. Существенной нормой гражданского процессуального кодекса является возможность окончить дело мировым соглашением, которое не является всего лишь частным соглашением сторон, а представляет собой в данном случае акт судебной власти: оно проверяется и утверждается судом, должно соответствовать закону и не может нарушать чьи-либо права и законные интересы.
Исправление судебных ошибок возможно путем кассационного обжалования судебного решения, а также пересмотра его в порядке надзора. Все это дает возможность привести конфликт между истцом и ответчиком к окончательному и притом справедливому решению.
В целом позитивно оценивая возможности гражданского судопроизводства в сфере преодоления юридических конфликтов, следует констатировать, что данный вид процессуальной деятельности не является гарантией против возобновления конфликта, если остается не устраненной его основная причина – противоречие субъективных интересов обусловившее начало конфликта.
Арбитражный процесс
Гражданское судопроизводство имеет дело, как правило, с физическими лицами (гражданами). В арбитражном процессе участвуют в основном организации (учреждения, предприятия, фирмы, акционерные общества, товарищества и т.д.). Арбитражные суды разрешают преимущественно конфликты, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности.
Конфликтующие стороны обращаются в арбитражный суд постольку, поскольку не могут преодолеть спорную ситуацию своими силами. Эта ситуация имеет две разновидности: а) экономические споры между предпринимателями и б) споры между предпринимателями и органами государственной власти и управления. Предприниматель, в том числе и гражданин, вправе обратиться в арбитражный суд с жалобой на акты и действия государственных органов, которые противоречат закону и нарушают их права. Арбитражный порядок рассмотрения экономических конфликтов не является единственно возможным: стороны вправе провести между собой прямые переговоры, заключить компромиссное соглашение, обратиться к консультантам, посредникам, третейским судам (частному коммерческому арбитражу) и др. Предприниматель вправе, таким образом, выбирать между государственным и негосударственным порядком разрешения конфликта.
Процедура рассмотрения дела арбитражным судом близка к гражданскому процессу, что особенно явно проявилось после принятия нового Арбитражного процессуального кодекса 1995 г.
Вместе с тем есть и отличия, из числа которых следует выделить следующие:
а) в арбитраже часто применяется процедура досудебного урегулирования конфликта;
б) спорящие стороны могут передавать из арбитража любой спор (кроме спора с государственными органами) в третейский суд по их усмотрению;
в) арбитражный суд обязан при рассмотрении дела помочь сторонам найти компромиссное решение.
Уголовное судопроизводство
Судебному производству по уголовным делам предшествует так называемый криминальный конфликт, который представляет собой преступление, совершенное одним или несколькими лицами.
В одних случаях это конфликт между преступником и потерпевшим гражданином (например, при краже), в других – между преступником и государством (при даче или получении взятки), но во всех случаях – конфликт с законом, а следовательно, и с правоохранительными органами. В суде этот конфликт превращается, как правило, в конфликт участников процесса: обвиняемого и его защитника, с одной стороны, и обвинителя (прокурора) с другой. Достаточно редкие исключения, при которых процессуальный конфликт не принимает открытой формы, - это явка с повинной и чистосердечное раскаяние. Но и при этом криминальный конфликт-преступление нельзя сделать несуществующим.
В отличие от гражданского судопроизводства, в ходе которого разрешается имущественный или иной спор, криминальный конфликт обычно так или иначе уже закончен до начала уголовного процесса (вещь украдена, потерпевший лежит в больнице или в гробу и т.д.). Задача уголовного суда в том, чтобы установить, был ли на самом деле тот криминальный конфликт, который послужил основанием для судебного рассмотрения, и виновен ли в нем подсудимый. Если это так, то предстоит, при прочих необходимых условиях, решить вопрос о наказании виновного. Таким образом, в уголовном судопроизводстве конфликт большей частью заканчивается «силовым» решением – применением меры государственного принуждения. Мирный исход здесь является исключением: по делам так называемого частного обвинения (побои, оскорбления и клевета) до и в ходе судебного разбирательства допускается примирение обвиняемого с потерпевшим (ст. 27 УПК). В других случаях совершенное преступление не может рассматриваться как частное дело потерпевшего, и конфликт преступника с законом подлежит принудительному завершению.
Уголовный процесс есть конфликт, в котором каждая сторона стремится к истине, но своим путем. Обвинитель доказывает обстоятельства совершенного преступления, защитник их опровергает; все это элементы единого целого, из которого складывается истина. Но конфликтность процесса отрицать невозможно, именно она и является основой принципа состязательности сторон. Важный элемент обеспечения состязательности – предоставление необходимого набора прав участникам процесса, а также существование процессуальных мер, обеспечивающих объективность расследования и судебного рассмотрения дела (в том числе мер пресечения). Таким образом, уже в ходе уголовного процесса осуществляется государственное принуждение, направленное на то, чтобы помешать противодействию со стороны вероятного преступника установлению истины, а с другой стороны, исключить незаконное давление правоохранительных органов на подозреваемого (обвиняемого, подсудимого).
Административное производство
Многие юридические конфликты разрешаются государственными органами, как коллегиальными (например, административной инспекцией), так и единоличными (например, инспектором ГИБДД).
Такого рода порядок рассмотрения не является наилучшим. Ведь в этих случаях государственный орган, принадлежащий к исполнительной власти, рассматривает конфликт гражданина с этой же властью. Но еще древние римляне считали, что никто не может быть судьей в собственном деле. А в приведенных примерах функции судьи берет на себя исполнительная власть. С учетом этого обстоятельства в последние годы стал все более широко применяться не только гражданско-правовой, но и административный судебный порядок разрешения споров. Особенно важная роль принадлежит сейчас предусмотренному Конституцией РФ праву граждан обжаловать в суде решения и действия любого органа государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46). Конфликт гражданина с названными органами или лицами рассматривается и разрешается судебной властью, которая независима от других властей, а это гарантирует законность и обоснованность решения. Существенно и другое положение ст. 46 Конституции РФ: каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Эта норма Конституции способствует включению нашей страны в международную юридическую систему, вхождению в единое правовое пространство мирового сообщества.
3. Альтернативные формы разрешения юридических конфликтов
Изначальное значение слова «альтернативный» предполагает характеристику предмета или явления и ассоциируется с необходимостью выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений[22], поскольку его происхождение восходит к латинскому слову alter – «один из двух». Впоследствии, употребление данного слова распространилось и на выбор из большего количества вариантов. Когда употребляют прилагательное «альтернативный», под этим уже понимают ситуацию, предполагающую многовариантность, определенный набор решений и их последствий.
Под альтернативными формами разрешения конфликтов обычно понимают альтернативные официальному правосудию процедуры обеспечивающие условия для достижения согласия и примирения конфликтующих сторон.
В ходе реформирования российского права и изменения экономического уклада в стране проявился ряд недостатков государственной судебной системы[23]: низкое доверие граждан к государственной фемиде; высокая загруженность судов общей юрисдикции; высокий размер государственной пошлины; некачественно отработанный механизм достижения состязательности и равенства сторон; судебная волокита – длительные сроки рассмотрения дел; чрезмерная гласность и процессуальная сложность судопроизводства.
В то же время альтернативные процедуры имеют ряд преимуществ в сравнении с государственным судопроизводством: оперативность и быстрота, оптимальная организация, самоокупаемость, создание судебной практики, возможность участия в качестве арбитров и экспертов не только юристов, но и, например, специалистов фондового и биржевого рынка. Альтернативные процедуры основаны на началах обоюдной добровольности и доверия, поэтому в процессе разрешения спора не нарушаются партнерские, деловые отношения сторон.[24]
Равноправные законопослушные граждане, руководствуясь принципом «разрешено все, что не запрещено» могут для разрешения юридических конфликтов прибегнуть к использованию негосударственных, альтернативных процедур их разрешения.
Обычно говоря об альтернативных формах разрешения юридических конфликтов называют неформальный арбитраж и посредничество (медиацию).
Неформальный арбитраж представляет собой форму разрешения юридического конфликта, в рамках которой решение по делу принимается не профессиональным судьей, а избранным по обоюдному согласию конфликтующих сторон авторитетным лицом (группой лиц). Общим свойством для всех видов неформального арбитража подвидов (обязывающего, рекомендательного и ограниченного) является выборность судей самими сторонами.
Основными видами неформального арбитража являются: обязывающий, рекомендательный, ограниченный.
В обязывающем арбитраже стороны выбирают одно или несколько независимых лиц для рассмотрения спора и вынесения финального решения, обязательного для исполнения сторонами. Процессу присущ состязательный характер. В отличие от судебного процесса в данном случае не регламентирована процедура разбирательства, процесс предоставления и оценки доказательств. Принцип публичности в обязывающем арбитраже не применяется. Процесс чаще всего проходит за закрытыми дверями. По согласованию сторон, при прохождении документов через государственный суд, решениям обязывающего арбитража может быть придана императивная форма исполнения. Если в соглашении между сторонами указана процедура работы арбитража, то статус арбитра и пределы его полномочий определены. Процедура рассмотрения спора может быть также закреплена в законодательстве.
В рекомендательном арбитраже решение носит рекомендательный характер. Стороны вправе при несогласии с решением передать дело в суд, прибегнув к императивной процедуре. Также материалы слушаний в рекомендательном арбитраже могут быть использованы в качестве дополнительных источников доказательств при обращении к другим консенсуальным процедурам, например, медиации или переговорам.
В ограниченном арбитраже стороны сокращают риск вынесения неблагоприятного решения путем установления до начала процесса пределов рассмотрения дела. О данных ограничениях ставится в известность арбитр. При выходе за эти границы (после оглашения решения) стороны удовлетворяют претензии друг к другу в соответствии с заблаговременно достигнутыми условиями.
Самостоятельным направлением регуляции конфликтов может быть посредничество третьей стороны (медиация).
Основное отличие медиации от неформального арбитража состоит в роли посредника, который не принимает решений, а лишь содействует выработке формулы согласия в сложном процессе, содействующем межличностным, межгрупповым, межгосударственным переговорам. Посредничество применяется в тех случаях, когда стороны не могут самостоятельно справиться с конфликтом и требуется внешняя помощь в лице авторитетного посредника, который организует процесс коммуникативного взаимодействия и поиск взаимоприемлемого соглашения. Помогая достичь соглашения, он не наделен полномочиями выносить какое-либо решение.
Основные функции посредника: получить согласие сторон на участие в процессе посреднических переговоров; учредить и интерпретировать протокол переговоров; контролировать процесс «открытой коммуникации» между участниками.
Посредник встречается с потенциальными соперниками для выяснения их восприятия основного спорного вопроса. В случае отсутствия достаточной и достоверной информации, посредник должен организовать ее поиск, например, обратиться к экспертам, создать комиссию и т.п. Определив предмет спора, он информирует стороны о том, каким образом подобные проблемы решались прежде. Он объясняет эффективность и преимущества посредничества относительно традиционных методов решения проблем и возможностей эскалации напряжения. В то же время он выясняет возможные различия в культуре реагирования соперников на следующие обстоятельства: идею внешней помощи в организации процесса переговоров; межличностный конфликт; уровень квалификации посредника; предлагаемые технологии; расписание переговорного процесса и размер гонорара.
Посредник информирует участников конфликта об основных нормах коммуникативного взаимодействия и правилах поведения; предупреждает о возможности в процессе переговоров выдвигать требования, превышающие начальные предложения; обрисовывает предстоящую повестку дня и т.д.
В процессе переговоров, медиатор осуществляет контроль за развитием переговорных отношений, обеспечивает коммуникацию участников переговорного процесса, способствует достижению баланса выдвигаемых требований и в конечном счете помогает сторонам выработать компромиссное решение.
Статус посредника подразумевает его независимость от участников медиации, нейтралитет. Посредник не занимается установлением юридически значимых фактов, исследованием доказательств, принятием императивно-обязательных решений. Он помогает сторонам достигнуть соглашения в споре. Подходы и средства здесь используются различные. Однако в любом случае посредник не может принуждать участников к принятию решения.
Важнейшим свойством медиации является конфиденциальность. Письменная и устная информация не разглашается. Это важно в бизнесе и семейных делах. В медиации участвуют только ограниченный круг лиц. Стенограммы и иные пометки медиатора предъявляются сторонам. Значимость конфиденциальности в ряде случаев специально подчеркивается путем включения данного требования в соглашение сторон.
Преимуществом и привлекательностью медиации является то, что стороны заинтересованы в достижении компромисса. Функциональность медиации проявляется не в противоборстве сторон (свойственной для правоприменительных форм разрешения юридических конфликтов), а в общем стремлении сторон к разрешению конфликта путем поиска и принятия компромиссного решения.
Отмечая, что в большинстве случаев медиация выступает в качестве альтернативной формы разрешения юридических конфликтов вместе с тем, следует отметить, что существуют случаи, когда стороны обязаны обратиться к посреднику. В частности в США, по правилам рассмотрения семейных дел, стороны обязаны предпринять попытку урегулировать спор с помощью посредника до начала судебного разбирательства.
В международных конфликтах, роль посредника могут играть государства или наделенные соответствующими полномочиями правительственные организации.
Стороны, принимающие участие в конфликте, как правило, охотно идут навстречу подобным организациям по целому ряду причин:
во-первых, правительственные учреждения располагают материальными благами, имеющими большое значение в жизни людей, и целевое использование этих благ может существенно влиять на течение конфликта вплоть до его существенного ограничения или полного прекращения;
во-вторых, правительство концентрирует в своих руках преимущественную долю социальной информации. Объективно оно оказывается гораздо лучше осведомлено о фактическом положении дел, ставших причиной социального конфликта, и может эффективно распорядиться этой информацией, призывая стороны конфликта к мирному обсуждению волнующих их проблем;
в-третьих, кроме компетентности, посреднические возможности правительства опираются на прочные традиции авторитета законной власти, традиции послушания и гражданского повиновения;
в-четвертых, правительство везде признается необходимым институтом, подчинение которому рассматривается как вполне нормальное явление и не вызывает затаенных чувств мести и реванша, как это бывает в случае вынужденного повиновения победителю, оказавшемуся более сильным и удачливым в данном противостоянии.
Опыт, накопленный в данной области, наглядно свидетельствует о том, что удачно выбранный посредник может помочь быстро урегулировать конфликт там, где без его усилий согласие между сторонами было бы вообще невозможно.
Контрольные вопросы по теме:
1. Что такое механизм преодоления юридических конфликтов?
2. Какие структурные и функциональные элементы включает в себя механизма преодоления юридических конфликтов?
3. При помощи каких средств и методов преодолеваются юридические конфликты?
4. Что такое правосудие и какие задачи при помощи правосудия решаются?
5. Какие виды судебной деятельности существуют в современной России?
6. В чем специфика разрешения юридических конфликтов в конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном и административном судопроизводстве?
7. Чем объясняется активизация наряду с государственными формами преодоления юридических конфликтов альтернативных (негосударственных) форм?
8. Что такое неформальный арбитраж и какие виды неформального арбитража существуют?
9. Что такое медиация? Как соотносятся медиация и неформальный арбитраж?
10. Как соотносятся государственные и альтернативные (негосударственные) формы преодоления юридических конфликтов?