Особенности реализации принципа разделения властей
В современной России
Разделение властей — один из принципов действующей Конституции РФ. Статья 10 Конституции РФ указывает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Государственную власть в стране осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды Российской Федерации (ст. 11).
Согласно конституционному положению, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание — парламент. Он состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы (статьи 94, 95).
Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство Российской Федерации (ст. 110).
Судебная власть осуществляется «посредством конституционного гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118 Конституции РФ). В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть, в конституционном порядке выделяются следующие.
Конституционный Суд Российской Федерации представляет собой орган конституционного контроля, «самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства». Задачи Конституционного Суда РФ как специализированного органа конституционного контроля: защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства Конституции РФ на всей территории государства.
Верховный Суд Российской Федерации является «высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции» (ст. 126 Конституции РФ).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации выступает как высший судебный орган «по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами» (ст. 127 Конституции РФ).
Президент РФ по природе и характеру выполняемых функций — глава государства, однако он не является органом, представляющим какую-либо из трех ветвей власти. Согласно ч. 2. ст. 80 Конституции России, Президент РФ «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти». Поэтому в юридической литературе высказано следующее убедительное суждение: «У Президента РФ — своя форма власти, согласно которой он решает задачи "обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти—и Российской Федерации, и субъектов РФ». Как видно, этот вывод подкрепляется содержанием статей 80, 85 Конституции РФ. Существенно и то, что никакие другие органы подобными возможностями не располагают. Примечательно также мнение о том, что Президент РФ, судя по его фактической деятельности, больше тяготеет к исполнительной власти. Он осуществляет определенные полномочия, свойственные этой власти, и официально либо фактически руководит центральными органами исполнительной власти государства, а по сути, всей системой этих органов на территории страны1.
Каков смысл понятия «ветвь государственной власти»? В отечественной юридической литературе последнего времени предлагаются различные трактовки этого понятия. В целом можно сказать так: ветвь государственной власти — это обособленная организационно-функциональная структура государственного механизма реализующая определенную управленческую функцию посредством специализированных форм, методов, процедур.
Конституция РФ не только выделила законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, но и закрепила круг относящихся к их ведению вопросов, предусмотрела в этом плане необходимые сдержки и противовесы. Имеются в виду конкретные правовые меры и организационные средства, препятствующие выходу за пределы установленной законом компетенции.
Назовем следующие положения, характеризующие в целом систему сдержек и противовесов в Российской Федерации: а) применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура, которая регламентирует основные стадии законодательного процесса (статьи 105, 108 Конституции РФ); б) право Президента РФ наложить вето при поспешных решениях законодателя (ст. 107 Конституции РФ); в) предусмотренная Основным Законом страны возможность для Государственной Думы и Совета Федерации в установленном порядке (ст. 107 Конституции РФ) преодолеть вето Президента РФ; г) право Президента РФ принять решение об отставке Правительства РФ (ч. 2 ст. 117 Конституции РФ); д) право Государственной Думы выразить вотум недоверия Правительству РФ (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ); е) необходимость согласия Государственной Думы при назначении Президентом РФ на должность Председателя Правительства РФ л (п. «а» ст. 83 Конституции РФ); ж) право Государственной Думы ш выдвинуть обвинение против Президента РФ для отрешении его от Л должности (п. «ж» ч, 1 ст. 103 Конституции РФ); з) право Пре шден-1 та РФ распустить Государственную Думу (статьи 111, 117 Конституции РФ) и др.
Возникает вопрос: как соотносятся принципы единства государственной власти и ее разделения на законодательную и иные ветви?
Как отмечалось ранее, единство государственной власти — ее глубинное свойство, проявляющееся в нацеленности на обеспечение общенациональных интересов. Разделение властей — принцип, соответственно которому осуществляется разграничение компетенции ветвей государственной власти, их взаимодействие. Итак, законодательная, исполнительная судебная ветви власти должны взаимодополняться, но не пересекаться, не накладываться одна на другую. Они не вправе выходить за пределы полномочий. установленных Конституцией РФ и законами. К тому же надо отметить, что разделение властей ни в коей мере не означает их противостояние. Каждая ветвь имеет свои функции и наделяется соответствующей компетенцией: власти обладают возможностью сдерживать и контролировать друг друга. Если одна из трех властей оказывается приоритетной, то очень сложно говорить о разделении властей. В этом случае следует говорить лишь о разделении компетенции между ними.
В науке признается, что оптимальные формы разделения и взаимодействия властей в современной России еще не устоялись, требуют дальнейшего совершенствования. Обращается внимание также на то, что это «разделение является неполным: функции властей частично пересекаются»1. Относительно обоснованности этого вывода приводится рад аргументов.
Законодательная власть, в соответствии с Конституцией РФ. принадлежит Федеральному Собранию. Однако президент страны, в эту ветвь не входящий, во-первых, подписывает и обнародует федеральные законы, а во-вторых, издает указы и другие правовые акты, в том числе и нормативного характера. По-видимому, Президента РФ, являющегося главой государства, вернее всего было бы отнести к исполнительной власти. Но положений о том, что Президенту РФ принадлежит исполнительная власть, в Конституции РФ нет. Примечательно и то, что Президент РФ осуществляет и некоторые функции, тесно связанные с правосудием: назначение судей, а также помилование преступников.
К тому же отметим: деятельность исполнительных органов не исчерпывается одним лишь исполнением законов. Это более основательная и многообразная управленческая деятельность, связанная с реализацией самого общественного предназначения государства, осуществлением его функций. Сказанным объясняется значение нормотворческой, организационной деятельности этих органов др. Вместе с тем в юридической литературе по этому поводу высказано такое суждение: «Органы исполнительной власти не вправе заниматься первичным нормотворчеством, издавать нормативные акты, имеющие силу закона», ибо это означает «вторжение» в сферу законодательной власти.
Следует учитывать и то, что теория разделения властей нигде полностью не была воплощена в жизнь. В одних странах равновесие властей было нарушено в пользу парламента, в других — в пользу правительства.
Для современного российского общества принцип разделения властей особенно важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, «рассредоточенность» государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную власть.