Метод административного права
Если предмет любой отрасли права отвечает на вопрос «что (т. е. какие общественные отношения) она регулирует?», то метод отвечает на вопрос «как, каким способом осуществляется это регулирование?».
Правовое регулирование в любой отрасли права происходит в результате сочетания таких правовых средств, как запрет, предписание, дозволение. Запрет - это запрещение совершения определенных действий под страхом наказания. Предписание - это установление определенного порядка действий. Дозволение — это предоставление участнику правовых отношений возможности по своему усмотрению совершать или не совершать определенные действия.
Рассматривая методы административного права, надо учитывать, что управление, как правило, предполагает неравенство субъектов, подчинение одного другому. Поэтому основным методом административного права является императивный метод, т. е. метод власти - подчинения, прямого распорядительства.
Кроме указанного метода административное право регулирует общественные отношения и другими методами, а именно:
методом рекомендации (в этом случае управляющее воздействие со стороны субъекта управления достигается путем принятия решения, имеющего для объекта управления не обязательный, а рекомендательный характер). Например, орган исполнительной власти субъекта РФ принимает решение, направленное на улучшение той или иной деятельности администраций районов, находящихся на его территории (исполнительных органов местного самоуправления). Однако это решение носит для администраций районов не обязательный, а лишь рекомендательный характер;
методом согласования (в этом случае регулируются отношения между субъектами управления, не находящимися между собой в подчинении). Например, происходит согласование действий органов Федеральной службы безопасности РФ и Министерства внутренних дел РФ по вопросам борьбы с организованной преступностью;
диспозитивным методом (в этом случае не подчиненные друг другу субъекты управления договариваются о своих взаимоотношениях при решении какой-либо общей управленческой проблемы). Например, заключается административно-правовой договор между администрациями двух или нескольких субъектов РФ по вопросу, имеющему значение для всех договаривающихся
сторон.
Для определения характерных черт метода административного права интересно его сопоставить с гражданским правом, которое закрепляет юридическое равенство субъектов гражданских правоотношений. Юридическим фактом, порождающим, прекращающим и изменяющим гражданские правоотношения, является договор, отражающий волю обеих сторон. Административно-правовые же отношения чаще всего возникают в связи с односторонними волеизъявлениями субъектов этих отношений. К действиям, совершаемым по воле одной стороны и влекущим юридические последствия, относятся, например, приказ, предписание надзорного органа, жалоба, заявление гражданина, решение о выдаче лицензии, постановление о наложении административного взыскания и др.
Субъекты гражданского права во многих случаях сами выбирают, с кем и когда им вступать в отношения, заключая договоры, определяют взаимные права и обязанности. В административно-правовой сфере, как правило, нормами закреплено, когда и между какими субъектами должны возникать те или иные правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон. Так, отношения граждан, связанные с регистрацией по месту пребывания, получением лицензии на право осуществления каких-либо работ, и другие отношения возникают при заранее оговоренных обстоятельствах с определенными органами исполнительной власти. При этом права и обязанности сторон четко закреплены юридическими нормами. Например, административно-правовыми нормами определено, что гражданин, прибывший в местность, не являющуюся его местом жительства, на срок более 10 суток, обязан зарегистрироваться по месту пребывания в соответствующем органе внутренних дел в течение первых трех дней.
То же самое касается отношений организаций с исполнительными органами. Так, в точно установленные нормами сроки по определенной форме в адрес конкретных исполнительных органов организации направляют финансовые отчеты, статистические данные, иные документы и материалы. Нормативно также закреплены условия и порядок регистрации организаций, в ряде случаев - лицензирования, аттестации, аккредитации, сертификации их продукции и др.
При возникновении споров между участниками равноправных гражданско-правовых отношений они всегда могут обратиться в суд. Конечно, определенные административно-правовые отношения также обеспечены судебной защитой. Например, установлен порядок судебного обжалования действий и решений органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, или неправомерных действий и решений в отношении общественных объединений. Но это все, скорее, исключения из правил, чем общие правила. В основном споры между участниками административно-правовых отношений разрешаются в административном порядке, т. е. разрешаются тем субъектом управления, который является либо вышестоящей стороной в данном административном правоотношении (в данном споре), либо иным органом исполнительной власти, не заинтересованным в определенном решении по этому спору. Если одни участники административно-правовых отношений (субъекты исполнительной власти) наделены правом принимать управленческие решения, другие участники таких отношений зачастую могут только обжаловать эти решения.
Субъекты исполнительной власти во многих случаях наделены правом применять во внесудебном порядке разнообразные меры воздействия к другим субъектам административных правоотношений. В частности, они могут потребовать объяснений, дать указания, отказать в удовлетворении жалобы, не выдать лицензию, запретить эксплуатацию транспортных средств, применить средства административного, дисциплинарного принуждения и др.
Таким образом, административное право закрепляет юридическое неравенство субъектов административных правоотношений, возможность тех из них, кто наделен юридически властными полномочиями, во внесудебном порядке воздействовать на другие органы, организации, граждан.
Однако, говоря о методе административного права, нельзя не указать, что административно-правовое регулирование обеспечивает внедрение в исполнительную и распорядительную деятельность демократических начал. Закрепляя демократические начала формирования исполнительной власти и контроля за ее деятельностью, рациональные формы организации государственного управления, права граждан, процедуры разрешения споров в административно-правовых отношениях и многое другое, административное право обеспечивает соблюдение принципов гласности, законности и справедливости.