Метод административного права

Если предмет любой отрасли права отвечает на вопрос «что (т. е. какие общественные отношения) она регулирует?», то метод отвечает на вопрос «как, каким способом осуществляется это регули­рование?».

Правовое регулирование в любой отрасли пра­ва происходит в результате сочетания таких пра­вовых средств, как запрет, предписание, дозво­ление. Запрет - это запрещение совершения оп­ределенных действий под страхом наказания. Предписание - это установление определенного порядка действий. Дозволение — это предоставле­ние участнику правовых отношений возможности по своему усмотрению совершать или не совер­шать определенные действия.

Рассматривая методы административного пра­ва, надо учитывать, что управление, как правило, предполагает неравенство субъектов, подчинение одного другому. Поэтому основным методом ад­министративного права является императив­ный метод, т. е. метод власти - подчинения, прямого распорядительства.

Кроме указанного метода административное право регулирует общественные отношения и дру­гими методами, а именно:

методом рекомендации (в этом случае управля­ющее воздействие со стороны субъекта управления достигается путем принятия решения, имеющего для объекта управления не обязательный, а реко­мендательный характер). Например, орган испол­нительной власти субъекта РФ принимает реше­ние, направленное на улучшение той или иной деятельности администраций районов, находящих­ся на его территории (исполнительных органов местного самоуправления). Однако это решение носит для администраций районов не обязатель­ный, а лишь рекомендательный характер;

методом согласования (в этом случае регулиру­ются отношения между субъектами управления, не находящимися между собой в подчинении). Например, происходит согласование действий ор­ганов Федеральной службы безопасности РФ и Министерства внутренних дел РФ по вопросам борьбы с организованной преступностью;

диспозитивным методом (в этом случае не подчиненные друг другу субъекты управления договариваются о своих взаимоотношениях при решении какой-либо общей управленческой про­блемы). Например, заключается административ­но-правовой договор между администрациями двух или нескольких субъектов РФ по вопросу, имеющему значение для всех договаривающихся

сторон.

Для определения характерных черт метода ад­министративного права интересно его сопоставить с гражданским правом, которое закрепляет юри­дическое равенство субъектов гражданских право­отношений. Юридическим фактом, порождающим, прекращающим и изменяющим гражданские пра­воотношения, является договор, отражающий волю обеих сторон. Административно-правовые же отношения чаще всего возникают в связи с од­носторонними волеизъявлениями субъектов этих отношений. К действиям, совершаемым по воле одной стороны и влекущим юридические послед­ствия, относятся, например, приказ, предписание надзорного органа, жалоба, заявление граждани­на, решение о выдаче лицензии, постановление о наложении административного взыскания и др.

Субъекты гражданского права во многих слу­чаях сами выбирают, с кем и когда им вступать в отношения, заключая договоры, определяют вза­имные права и обязанности. В административно-правовой сфере, как правило, нормами закрепле­но, когда и между какими субъектами должны возникать те или иные правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон. Так, отноше­ния граждан, связанные с регистрацией по месту пребывания, получением лицензии на право осу­ществления каких-либо работ, и другие отноше­ния возникают при заранее оговоренных обстоя­тельствах с определенными органами исполни­тельной власти. При этом права и обязанности сторон четко закреплены юридическими нормами. Например, административно-правовыми нормами определено, что гражданин, прибывший в мест­ность, не являющуюся его местом жительства, на срок более 10 суток, обязан зарегистрироваться по месту пребывания в соответствующем органе внут­ренних дел в течение первых трех дней.

То же самое касается отношений организаций с исполнительными органами. Так, в точно уста­новленные нормами сроки по определенной фор­ме в адрес конкретных исполнительных органов организации направляют финансовые отчеты, ста­тистические данные, иные документы и материа­лы. Нормативно также закреплены условия и по­рядок регистрации организаций, в ряде случаев - лицензирования, аттестации, аккредитации, сер­тификации их продукции и др.

При возникновении споров между участниками равноправных гражданско-правовых отношений они всегда могут обратиться в суд. Конечно, оп­ределенные административно-правовые отношения также обеспечены судебной защитой. Например, установлен порядок судебного обжалования дей­ствий и решений органов и должностных лиц, на­рушающих права и свободы граждан, или непра­вомерных действий и решений в отношении об­щественных объединений. Но это все, скорее, исключения из правил, чем общие правила. В ос­новном споры между участниками администра­тивно-правовых отношений разрешаются в адми­нистративном порядке, т. е. разрешаются тем субъектом управления, который является либо вы­шестоящей стороной в данном административном правоотношении (в данном споре), либо иным ор­ганом исполнительной власти, не заинтересован­ным в определенном решении по этому спору. Если одни участники административно-правовых отношений (субъекты исполнительной власти) на­делены правом принимать управленческие реше­ния, другие участники таких отношений зачастую могут только обжаловать эти решения.

Субъекты исполнительной власти во многих случаях наделены правом применять во внесудеб­ном порядке разнообразные меры воздействия к другим субъектам административных правоотно­шений. В частности, они могут потребовать объяс­нений, дать указания, отказать в удовлетворении жалобы, не выдать лицензию, запретить эксплуа­тацию транспортных средств, применить средства административного, дисциплинарного принужде­ния и др.

Таким образом, административное право за­крепляет юридическое неравенство субъектов ад­министративных правоотношений, возможность тех из них, кто наделен юридически властными полномочиями, во внесудебном порядке воздей­ствовать на другие органы, организации, граждан.

Однако, говоря о методе административного права, нельзя не указать, что административно-правовое регулирование обеспечивает внедрение в исполнительную и распорядительную деятельность демократических начал. Закрепляя демократиче­ские начала формирования исполнительной влас­ти и контроля за ее деятельностью, рациональные формы организации государственного управления, права граждан, процедуры разрешения споров в административно-правовых отношениях и многое другое, административное право обеспечивает со­блюдение принципов гласности, законности и справедливости.

Наши рекомендации