Организация Североатлантического договора (НАТО)
Организация Североатлантического договора была учреждена 4 апреля 1949 г. Вашингтонским договором. В официальной церемонии его подписания приняли участие лидеры США, Великобритании, Франции, Канады, Италии, Португалии, Бельгии, Нидерлан-дов, Люксембурга, Дании, Исландии и Норвегии. Основатели НАТО подчеркивали, что союз основан в соответствии с 51-й статьей Устава Организации Объединенных Наций.
НАТО обеспечивает военно-политическое взаимодействие 26 стран: Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Исландии, Испании, Италии, Канады, Латвии, Литвы, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Соединенных Штатов Америки, Словакии, Словении, Турции, Франции, Чехии, Эстонии.
В соответствии с провозглашенными политическими целями альянс представляет собой трансатлантическое партнерство между европейскими членами НАТО, Соединенными Штатами Америки и Канадой, направленное на подцержание мира и стабильности в Евроатлантическом регионе. Прежде всего это политическое партнерство с опорой на общее планирование обороны, военное сотрудничество, а также сотрудничество в экономической, научной, экологической и других сферах. В годы холодной войны НАТО основное внимание уделяла развитию и обеспечению собственной доктрины коллективной безопасности. В последние годы главную сферу своего внимания она формулирует как «укрепление стабильности в Европе посредством сотрудничества и разработки средств коллективного регулиро-вания кризисов и поддержания мира».
Североатлантический договор представляет собой весьма простой документ. Государства-члены берут на себя обязательство поддерживать и развивать, как индивидуалыно, так и коллек-тивно, свой оборонный потенциал, обеспечивая основу для коллективного военного планирования. Предусмотрено проведение консультаций между государствами-членами в случаях, когда одно из них усматривает угрозу своей безопасности. Подчеркивается принципиальная важность широкого процесса консультаций и разъясняются причины проведения союзом миссий, направленных на углубление безопасности в Евроатлантическом регионе в целом.
В статье 5 говорится о праве на коллективную самооборону в соответствии с Уставом ООН. Отмечается, что вооруженное нападение на одного или нескольких членов НАТО будет рассматриваться как нападение на них всех.
Статья 10 оговаривает, что другие европейские государства, способные развивать принципы Договора и вносить вклад в безопасность Североатлантического региона, могут быть приглашены в НАТО. В других статьях говорится, что каждая из стран также обязуется вносить вклад в развитие мирных и дружественных международных отношений различными путями, включая укрепление своих свободных институтов и развитие условий, способствующих стабильности.
Вооруженные силы НАТО были созданы в 1950 г. Как отмечают историки НАТО, это было сделано в ответ на военные действия на Корейском полуострове, начавшиеся в июне 1950 г. Создание НАТО было следствием холодной войны, и поэтому вся его деятельность была направлена на противоборство с Советским Союзом и странами советского блока (впоследствии объединившимися в Варшавский договор). Ликвидация в 1949 г. атомной монополии США привела к резкому усилению соперничества и наращиванию производств оружия массового уничтожения. После создания термоядерного оружия в 50-х гг. и средств доставки его к цели СССР направил усилия на установление военно-стратегического паритета с США, который сложился на рубеже 60-70-х гг. XX в.
Гражданская надстройка НАТО была создана на основе реше-ний, принятых на саммите в Лиссабоне 20-21 февраля 1952 г. В это же время был создан Секретариат, который принял на себя политические функции. В1956 г. была образована верховная тройка - Великобритания, Франция, США, которую чаще называют ядерной тройкой.
10 марта 1966 г. из военной части НАТО выщла Франция, не покидая при этом полностью его структур. 1 апреля 1967 г. из Франции были выведены войска НАТО. В 1974 г. военную часть договора НАТО покинула Греция.
Политические изменения 90-х гг. XX в. в Европе вызвали необходимость нового самоопределения и заявлений НАТО поповоду задач и стратегии альянса:
Лондонская декларация «Североатлантический альянсв процессе перемен» (1990 г.);
Римская декларация о мире и сотрудничестве и новая Страте-гическая концепция Североатлантического союза (1991 г.);
Заявление Совета НАТО в Брюсселе (1994 г.) о программе «Партнерство во имя мира»;
Вашингтонская декларация (1999 г).
Важные положения относительно будущего Организации были также зафиксированы в итоговых документах Пражского (2002 г.) и Стамбульского (2004 г.) саммитов.
По мнению политического руководства НАТО, с 1989 г. обстановка в Европе изменилась. Основную опасность для альянса представляет не столько возможность нападения на одну из стран-членов, сколько проявления нестабильности (экономические, социальные и политические трудности, этнические конфликты, территориальные споры, распространение оружия массового уничтожения и баллистических ракет, нехватка жизненно важных ресурсов, международный терроризм).
Современная Стратегическая концепция НАТО опирается на глобальную взаимозависимость и неделимость безопасности альянса. Она определяет основополагающие задачи, включая поддержание трансатлантических связей и глобального стратегического равновесия в Европе, и фиксируеттри основных элемента обеспечения безопасности: диалог; сотрудничество; поддержание коллективной обороноспособности.
Основным принципом деятельности альянса остаются совместные действия и всестороннее сотрудничество на основе упомянутого принципа неделимости безопасности всех его членов. НАТО является частью системы международной безопасности в Европе, служит трансатлантическим форумом консультаций между союзниками, а в последние годы и с участием стран, не входящих в альянс.
Современную ориентацию и основные задачи НАТО определили Римская и Вашингтонская декларации. В них утверждается, что новые проблемы могут быть решены не одним, а комплексом институтов, связывающим государства Европы и Северной Америки; заявляется, что альянс работает в рамках новой системы безопасности, в пределах которой НАТО, ОБСЕ, Европейский Союз и Совет Европы должны дополнять друг друга. Кроме того, развивается и институционалыно закрепляется система консультаций и сотрудничества с государствами Центральной и Восточной Европы.
В 1994 г. Североатлантический совет объявил о начале программы «Партнерство ради мира» (ПРМ), призывающей к совместному осуществлению новых политических и военных задач.
Провозглашалось, что новая политика проводится в целях обеспечения свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами Устава ООН, совместных действий и всестороннего сотрудничества для укрепления безопасности государств-членов, обеспечения справедливого и прочного мира в Европе на основе общих ценностей, демократии, прав человека и правового государства.
В соответствии с Вашингтонским договором 1949 г. зоной попечения НАТО является любая часть Европы или Северной Америки, острова, которые находятся под юрисдикцией стран НАТО, североатлантическая часть мирового океана к северу от тропика Рака.
Как военный союз это, безусловно, наиболее развитая структура из всех существующих в Европе многосторонних инструментов обеспечения безопасности. В НАТО создана система механизмов, посредством которых осуществляется деятельность стран-членов, начиная с согласования политики участников союза на международной арене и заканчивая подготовкой к бое-вым действиям в случае войны.
С окончанием холодной войны угроза широкомасштабного военного столкновения по линии Восток- Запад была практически снята. Это означало, что военный альянс утратил свой смысл, поскольку главный смысл его существования состоял в подготовке к отражению агрессии. Североатлантический союз столкнулся сзадачей адаптации к новым обстоятельствам, переосмысления своей роли в новыхусловиях. Процесс переустрой-ства альянса, сопровождающийся острыми дебатами между его участниками, развивается по следующим основным направлениям.
В НАТО происходит определенное снижение военной активности. Хотя традиционная задачә организации коллективной обороны сохраняется в качестве основной, масштабы военных приготовлений сократились. Уменьшена численность вооруженных сил, некоторая ихчасть переведена на пониженный уровень боеготовности, снижена роль ядерного компонента. В рамках перестройки военного командования предусматривается сократить общее число штабов различного уровня с 65 до 20.
На первом этапе перестройки НАТО акцент был сделан на усиление невоенных функций. Новая Стратегическая концепция Североатлантического союза особо выделяла значение политических аспектов обеспечения безопасности через развитие диалога и сотрудничества. В решении Брюссельского саммита НАТО (1994 г.) подчеркивалась необходимость повышения политической роли союза и его вклада в обеспечение стабильности и безопасности в Европе во взаимодействии сдругими структурами, действующими на континенте.
Прилагаются усилия для укрепления альянса как инструмен-та стратегического вовлечения США в Европу с одновременным обеспечением большей самостоятельности европейским участникам. В 1994 г. официально был одобрен курс на формирование «европейской идентичности в области безопасности и обороны» в рамках НАТО. Принята концепция «объединенных совместных оперативных группировок», которые могут выделяться из состава НАТО в качестве «отделимых, но не отдельных сил» для операций, осуществляемых европейскими членами альянса без участия США.
Взят курс на установление широких контактов и развитие кооперативного взаимодействия со странами, не входящими в НАТО. В 1991 г. создан Совет североатлантического сотрудничества (ССАС) - консультативный форум, включивший в свой состав наряду с государствами НАТО постсоциалистические стра-ны, а затем и государства, возникшие на территории бывшего СССР. ССАС, где страны-члены представлены, как правило, министрами иностранных дел, имеет целью развитие диалога, консультаций и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности. Его задача - формирование «истинного партнер-ства» между Североатлантическим блоком и государствами Цент-ральной и Восточной Европы, а также обеспечение прочного ми-ра в Европе. Совет занимается оборонным планированием, разработкой концептуальных подходов к контролю над вооружениями и концепций отношений между гражданскими и военными структурами, согласованием норм воздушной навигации, конверсией оборонного производства, участвует в научных и экологических программах НАТО («Третье измерение») и т.д. В 1997 г. ССАС был заменен Советом евроатлантического партнерства (СЕАП), который должен был стать инструментом совместного обращения стран НАТО и их партнеров к проблемам европейс-кой безопасности.
Как уже отмечалось, в январе 1994 г. на брюссельской встрече на высшем уровне инициирована программа «Партнерство ради мира». Она сконцентрирована на сотрудничестве, связанном с военными вопросами, и направлена на те государства ОБСЕ, которые могут и желают внести вклад в эту программу. ПРМ выходит за рамки диалога и направлена на создание парт-нерства как постоянного элемента архитектуры европейской безопасности. В январе 1994 г. государства - участники бывшего ССАС и другие страны - члены Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе были приглашены присоединиться к странам НАТО в рамках этой программы. Программа ПРМ основана на базе двусторонних отношений между НАТО и каждой из 27 стран, присоединившихся к ПРМ. Партнеры могут самостоя-тельно определить уровень и направление сотрудничества с НАТО, например, в вопросах политики и безопасности, обороны, управления кризисами, вопросах, касающихся региональных проблем, нераспространения ядерного, биологического, химического оружия, борьбы с международным терроризмом, оборонно-го планирования, бюджета, оборонной политики и стратегии, влияния безопасности на экономическое развитие. Участники ПРМ: Албания, Австрия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Финлян-дия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Бывшая Югославская Рес-публика Македония, Молдова, Россия, Швейцария, Швеция, Тад-жикистан, Украина, Узбекистан. Все члены ПРМ являются также членами СЕАП.
Гражданская структура включает Североатлантический совет, Постоянный совет, Комитет военного планирования, Группу ядерного планирования, другие комитеты и генерального секретаря.
Североатлантический совет (САС) является высшей политической инстанцией альянса и венчает гражданскую часть институциональной структуры НАТО. Его сессии проводятся дважды в год на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел и постоянных представителей в ранге послов, поддерживаемых политическим и военным штабом. Обсуждаемые темы касаются всех аспектов деятельности организации, актуальных вопросов, а также докладов и рекомендаций, под-готовленных различными комитетами. Политические консультации распространяются на внешнеполитические вопросы без ограничения рамками территории НАТО.
Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года стал Комитет планирования обороны (КПО). Он имеет равные с Советом права в сфере своей компетенции. Это высшая военная власть альянса — структура, состоящая из постоянных представителей государств-членов. КПО, как и Совет, собирается на уровне министров обороны не менее двух раз в год для обсуждения вопросов, связанных с военным обеспечением безопасности. Комитет выносит рекомендации политическим властям НАТО и определяет меры, которые с его точки зрения необходимы для обеспечения общей безопасности государств-членов НАТО. КПО помогает развивать стратегические концепции и ежегодно готовит обстоятельные оценки сил и возможностей стран и регионов, откуда может исходить опасность для НАТО. Во время кризисов и войн КПО представляет Совету оценки военной ситуации, дает рекомендации по использованию военной силы, выработке новых правил и т.д. Поскольку решениями КПО должно руководствоваться стратегическое командование НАТО, представители последнего также участвуют в работе КПО и Военного комитета, который выполняет функции КПО в период между сессиями. Процедуры работы, подготовки и принятия решений здесь такие же, как и в Совете НАТО, за исключением того, что решения КПО готовят другие комитеты и рабочие группы.
Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран-членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей регулярных вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания. При нём созданы три верховных командования, а именно:
1. Верховное союзное командование в Европе, официально формируемое начальниками штабов союзных государств и возглавляемое Верховным главнокомандующим союзных войск;
2. Командование Атлантического океана, которое возглавляется Верховным союзным командующим Атлантики;
3. Командование Канала (так называют Ла-Манш), которое возглавляется командующим Канала.
Группа ядерного планирования (ГЯП). Министры обороны стран НАТО, которые участвуют в работе Комитета планирования обороны, проводят регулярные заседания в рамках ГЯП, где обсуж.дают вопросы развертывания и обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия, систем связи и информации, контроля над вооружениями, распространения оружия массового поражения. Ядерная политика Североатлантического союза постоянно анализируется, и решения о ее изменении или адап-тации в свете новых событий принимаются совместно с последующим обновлением или видоизменением процедур планирования или консультаций.
Верховный главнокомандующий является ответственным за выполнение всех военных мер в соответствующей зоне. Он вправе давать рекомендации политическим и военным властям НАТО по любому военному вопросу, который может затрагивать его способность выполнять возложенные на него обязанности. Он имеет также прямой доступ к начальникам генеральных штабов государств-членов НАТО в своей зоне, контактирует с соответствующими национальными властями по всем вопросам, касающимся его задач.
Вместе с председателем Военного комитета НАТО верховные главнокомандующие выступают как высшие военные представители в Главном штабе вооруженных сил союзников. В рамках союзного командования в Европе функционируют две региональные команды:
§ Союзные силы Северной Европы: Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша и Чехия; штаб-квартира находится в г. Брунсаме, Нидерланды;
§ Союзные силы Юга Европы: Венгрия, Греция, Италия, Испания и Турция; штаб-квартира — г. Неаполь, Италия.
Верховное командование в Атлантике состоит из пяти штабов:
1. Восточная Атлантика,
2. Западная Атлантика,
3. Южная Атлантика,
4. Ударный флот,
5. Союзное командование подводными кораблями.
Военному комитету помогает Международный военный штат, состоящий из военного персонала, направляемого государствами для работы в штаб-квартире НАТО. Он готовит и реализует его решения, а также налаживает военное сотрудничество как между государствами-членами, так и третьими странами. В 2002 г. штат насчитывал около 16 тыс. человек. Руководит им четырёхзвездный генерал, избираемый Военным комитетом из числа кандидатур, названных государствами-членами НАТО. Он имеет в своем подчинении пять вице-директоров, каждый из которых руководит соответствующим подразделением штаба (планов и политики, операционным, разведывательным, кооперации и региональной безопасности, логистики, вооружений и ресурсов). При штабе имеются также группы советников, консультантов и контролеров.
Встречи министров обороны. На первой встрече было принято решение об углублении диалога и сотрудничества путем организации семинаров и коллоквиумов, в том числе по вопросам оборонной политики, роли конституционных основ в деятельности вооруженных сил в гражданском обществе, стратегии по вопросам реструктуризации вооруженных сил, а также по вопросам ликвидации ущерба, нанесенного окружающей среде воен-ными структурами.
Кобрдинационный комитет по проверке НАТО, состоящий из представителей министерств иностранных дел и обороны, координирует действия членов НАТО по реализации соглашений оразоружении и контроле надобычными вооружениями. Комитет создает рамочные условия для регулярного обмена мнениями и отвечает за сотрудничество с государствами-партнерами.
Сотрудничество в сфере вооружений находится в компетенции Конференции национапьных директоров по вооружению, которая изучает политические, экономические и технические аспекты разработки и закупки вооружений для НАТО. В 1993 г. директора рекомендовали зльянсу расширить сотрудничество с государствами Центральной и Восточной Европы на сферу за-купки материалов для оборонного сектора.
Гражданские и военные организации, связанные с НАТО, работают в различных сферах (изучение и развитие воздушного сообщения, стандартизация, связь и информация, метеорология и др.).
Военная академия НАТО в Риме была создана в 1951 г. для переподготовки офицеров и служащих с целью-использования их в НАТО. С 1991 г. право слушать лекции имеют офицеры и служащие стран - партнеров по Совету североатлантического сотрудничества.
Ассоциация Атлантического договора в Париже ставит сво-ей целью укрепление солидарности народов в сфере ответствен-ности НАТО путем развития их отношений и углубления сотрудни-чества, разъясняет населению деятельность НАТО.
Сееероатлантическая ассамблея, межпарламентская организация государств - членов НАТО, предоставляет европейским и американским парламентариям возможность для обсужде-ния вопросов, представляющих взаимный интерес. С 1955 г. она действует как форум законодателей западноевропейских и севе-роамериканских стран - участниц НАТО. В 1990 г. на Лондонской сессии были приняты решения по развитию сотрудничества с парламентами Центральной и Восточной Европы. Парламентариев стран Центральной и Восточной Европы пригласили в ка-чествеассоциированныхчленов. В последующем 15 новыхде-мократических государств из бывшего восточного блока были приглашены в качестве ассоциированных делегаций; это означает, что они могут участвовать в работе ассамблеи и ее дебатах. Договор 1949 г. не предусматривает создание консультативной парламентской организации, однако развитие политического измерения НАТО показало необходимость организованного парламентского сотрудничества.
Главные цели ассамблеи - информирсвание и обеспечение политического консенсуса. Это позволяет законодателям альянса высказывать национальные озабоченности и проблемы, информировать друг друга о различных вопросах, обсуждать региональные перспективы. Делегаты ассамблеи избираются своими парламентами в соответствии с национальными процедурами. Ассамблея собирается два раза в год на пленарные сессии: четырехдневную весеннюю и пятидневную осеннюю. Встречи проводятся в национальных столицах на ротационной основе по приглашению национальных парламентов.
Штаб объединенных вооруженных сил - постоянные представители генеральных штабов стран.
В 1969 г. был создан Комитет министроз обороны; в 1976 г. -Комитет министров иностранных дел и объединенный Секретариат.
С 1962 г. Албания прекратила участие в работе ОВД, а в 1968 г, вышла из него.
1 июля 1991 г. на совещании Политического консультативного комитета в Праге государства-участники подлисали протокол о прекращении действий Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 г. и других дополнительных актов.