Систематизация нормативных правовых актов. Виды инкорпорации. Особенности кодификации. Кодификация и правотворчество
Систематизация нормативных правовых актов — это деятельность по учету, упорядочению и совершенствованию законов и подзаконных правовых актов, приведение их в определенную систему путем соединения, разъединения или составления общих сборников.
Именно в ходе систематизации нормативных актов можно выявить и быстро устранить несогласованности, пробелы и коллизии в нормативном материале. Принято различать 4 формы систематизации нормативных правовых актов:
- учет
— инкорпорацию;
— кодификацию;
— консолидацию.
Учет является необходимым условием приведения актов в систему. Он ведется в журнальной картотеке, на магнитных дисках и т. д. Поэтому поиск нужного акта осуществляется как ручным путем, так и с помощью автоматизированной обработки юридической информации.
Инкорпорация — такая форма систематизации, при которой происходит объединение и расположение в определенном порядке различных нормативных правовых актов в сборники.
Инкорпорация может быть официальной, т. е. проводиться уполномоченными на то государственными органами, и неофициальной, когда она проводится частными лицами, например научными работниками в учебных целях или для удовлетворения потребностей практики. К официальным инкорпорированным сборникам (например, Собранию законодательства Российской Федерации) обращаются тогда, когда требуется уточнить текст нормативного акта.
Нормативные правовые акты могут объединяться в сборники по различным критериям. Если нормативные акты группируются в той последовательности, в которой они принимались, т. е. по времени принятия, то такую инкорпорацию называют хронологической. Если же в сборники сведены вместе нормативные акты, в которых содержатся нормы права, регулирующие определенную однородную сферу общественных отношений, то это систематическая инкорпорация. Делается это для удобства пользователей, поскольку позволяет легче находить необходимый нормативный материал. Высшей формой предметной инкорпорации является свод законов —сборник систематически расположенных законов и важнейших подзаконных нормативных актов. В качестве классического примера ссылаются на Свод законов Российской империи, включавший 15 (а потом и 16) томов.
Кодификация — такая форма систематизации, при которой происходит коренная переработка нормативного материала, объединение его в новые, единые, внутренне систематизированные нормативные правовые акты.
Кодификацию следует рассматривать как разновидность правотворчества. Если смотреть на то, как проводились кодификации в той или иной области, увидим, что здесь имели место и те работы, которые идут при консолидации законодательства, и собственно правотворчество, когда издаются новые нормы, восполняющие пробелы действующего законодательства. При кодификации изменяется содержание нормативных актов: отменяются устаревшие нормы права, вводятся новые. Многие нормы переформулируются; устраняются повторы, противоречия, ликвидируются пробелы и т. д. Именно этим данная форма систематизации отличается от инкорпорации. В содержание кодификации входит, таким образом, в качестве необходимого элемента и правотворческий процесс. Кодификация связана с совершенствованием законодательства. В результате кодификации появляются крупные, внутренне систематизированные и согласованные нормативные акты, чем достигается наилучшее качество правового регулирования общественных отношений. Кодифицированный (или кодификационный) нормативный правовой акт может именоваться по-разному: и законом, и положением, и уставом, и как-то иначе, хотя для обозначения именно такого документа выработан специальный термин «кодекс».
Большинство кодифицированных актов направлены на детальное и всестороннее правовое регулирование соответствующих общественных отношений, часто исключается необходимость конкретизации содержащихся там предписаний в иных нормативных правовых актах. Вследствие многочисленности регулируемых общественных отношений и из-за необходимости большой степени детализации предписаний кодифицированные акты отличаются значительным объемом. В отличие от инкорпорации кодификация всегда проводится компетентным государственным органом, она обязательно носит официальный характер.
Созданию кодификационного акта предшествует формирование отрасли права. Это главная предпосылка разработки и принятия кодекса. Законодателю принадлежит право официального признания тех или других общественных отношений в качестве особого рода или вида, требующих особого правового регулирования. А принятие кодекса практически завершает оформление отрасли права. До тех пор пока нет объективированных тем или иным способом норм права, нет возможности говорить ни об отрасли права, ни об отрасли законодательства.
Консолидация — такая форма систематизации, при которой близкие нормативные правовые акты дорабатываются с редакционной точки зрения, дополняются и сводятся в новом акте.
Консолидация проводится с целью устранения ненужных повторов или противоречий, сокращения количества нормативных актов, для удобства нахождения последних и пользования ими. Этот вид систематизации нормативных актов — нечто среднее между инкорпорацией и кодификацией. Результатом консолидации, как и при кодификационных работах, является один нормативный акт, однако сам нормативный материал не перерабатывается, возможна лишь редакторская правка, исключение отдельных правовых норм для устранения противоречий.