Республика: понятие, признаки, виды
Республика – это (от лат. res. publica – общественное дело) такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.[22]
Республика, как форма правления, обычно наделяется следующими признаками:[23]
· верховная власть принадлежит коллегиальному органу;
· данный коллегиальный орган избирается всем населением;
· он избирается на заранее установленный срок;
· естественно, что верховный орган зависит от избирателей.
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.
Республиканская идеология базируется на принципе формального равенства. Республики можно классифицировать по различным основаниям. По мнению Л.Р. Симонишвили, главным классификатором республиканской формы правления, учитывающим наличие либо отсутствие признаков данной формы правления, является деление республик на реальные и номинальные.[24]
Реальные республики, в свою очередь, в зависимости от степени участия граждан в осуществлении государственной власти подразделяются на чистые, или непосредственные, и представительные. В зависимости от соотношения объёма властных полномочий президента и парламента представительные республики подразделяются на президентские, парламентарные (парламентские) и смешанные.
Непосредственная республика - форма правления, где народу принадлежит право непосредственного участия в осуществлении законодательной функции. В непосредственных республиках законы принимаются по решению большинства граждан; правом законодательной инициативы наделены непосредственно граждане. Непосредственная республиканская форма правления существует, например, в Швейцарии, где непосредственная демократия имеет прочные исторические корни.[25]
Наибольшее распространение в современном мире получили представительные республики, где непосредственное осуществление всех функций властвования предоставлено уполномоченным от народа выборным органа, а самому народу непосредственно принадлежит право избрания своих представителей. Именно через выборы устанавливаются отношения ответственности между народом-сувереном и государством. Все высшие государственные органы должны быть прямо или опосредованно избраны гражданами. Другие институты государства впоследствии формируются или назначаются выборными органами.
Сегодня в зависимости от статуса и объёма полномочий президента, парламента и правительства республики принято подразделять на три разновидности: президентские, парламентарные (парламентские) и смешанные. При этом первые два вида называют классическими или традиционными.
Президентские республики возникают преимущественно в странах со слаборазвитой или неразвитой многопартийной системой.
Классическая президентская республика характеризуется следующими отличительными признаками: президент избирается населением всей страны или коллегией выборщиков, являясь прямым представителем народа; является одновременно главой государства и правительства; самостоятельно формирует правительство; обладает достаточно широкими полномочиями в экономической, политической и военной сферах; правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку; президент не может распускать парламент, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента); отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов. В частности, парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, представляемого президентом. Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа.
В основе организации государственной власти в президентской республике лежит модель разделения властей. Существуют три ветви власти законодательная, осуществляемая парламентом, исполнительная - президентом и судебная - судом. Для каждого органа предусмотрен разный порядок формирования и прекращения полномочий. Поэтому каждая из ветвей власти в своём возникновении и прекращении полномочий не зависима одна от другой, благодаря чему достигается обособление ветвей власти. Президентскую республику также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной - в руках парламента.
Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В конституции США, а именно, в статье IV, утверждается следующее: “Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления”. Республиканская форма правления в США реализовалась в виде президентской республики: президент республики — глава государства и правительства; правительство не несет ответственности перед Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса.
Классической парламентарной республике характерны следующие признаки:[26]
1. Верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства. В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней, внешней, а также оборонной политики государства.
2. Глава государства избирается парламентом или созданной на его основе избирательной коллегией. Он является номинальной главой государства, не обладает полномочиями в сфере осуществления исполнительной власти.
3. Правительство формируется парламентом из числа лидеров политических партий, располагающих большинством голосов в парламенте.
4. Возглавляет правительство премьер-министр, являющийся, как правило, лидером партии, победившей на парламентских выборах.
5. Правительство несёт ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку, а не перед президентом.
Нет строгого разделения властей на законодательную и исполнительную. Здесь другое разделение властей: парламент - институт законодательной, а правительство - исполнительной власти. Вместе с тем, премьер-министр и, как правило, члены правительства являются одновременно депутатами парламента.
Следует отметить, что в парламентарных республиках различаются власти партийная и административная. Партийная власть - это сфера осуществления государственной власти, в которой действует политическая партия (коалиция партий), победившая на выборах. Её составляют парламентарное большинство и соответственно образованное им правительство. Именно эти институты власти определяют и проводят законодательную и правительственную политику. Роль партии настолько велика, что иногда парламентарные государства называют государствами партии. Административная власть осуществляется внепартийной бюрократией в рамках исполнительной власти. Она действует на основании и во исполнение законов (или актов, имеющих силу законов).
Парламентская республика существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.
Смешанная республика сочетает в себе наиболее сильные стороны парламентской и президентской форм правления. Она соединяет в себе сильную президентскую власть (достоинство президентской республики) и эффективный контроль за правительством со стороны парламента (сильная сторона парламентской республики), также для неё характерны специфические черты, присущие только ей. Характерной чертой смешанных республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом.
Президент является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента. Он назначает главу правительства (премьер-министра) и министров с учётом расклада политических сил в парламенте. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента или его нижней палаты в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня; может назначать внеочередные выборы; единолично ввести чрезвычайное положение.
Для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством.
Особенностью смешанной республики является возможность конкурирования между президентом и правительством, а главным признаком то, что правительство в определённых ситуациях может быть сформировано как президентом, так и парламентом. Президент и парламентское большинство могут быть представителями разных, конкурирующих партий или одной партии. Партийная принадлежность оказывает большое значение на возможность конкуренции за право формирования правительства. Если она совпадает, то правительство, по сути, формируется президентом (который опирается на поддерживающее его большинство), если нет то парламентом (парламентским большинством). Таким образом, независимо от того, какая партия - президентская или оппозиционная ему - побеждает на парламентских выборах, правительство всегда опирается на парламентское большинство.
Некоторые исследователи относят Россию к смешанным республикам. Для этого имеются определенные основания. С президентской республикой Россию объединяет то, что главой государства является Президент, избираемый народом. Президент назначает на должности членов Правительства и может отправить Правительство в отставку. Президент подписывает законы и обладает правом вето. Совет Федерации может отрешить Президента от должности. Как и в парламентарной республике, в России имеется должность Председателя Правительства, Государственная Дума участвует в процессе формирования правительства путем дачи согласия на назначение Президентом Председателя Правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству.[27]
Однако часть исследователей называют Россию суперпрезидентской республикой. Это связано с тем, что полномочия Федерального Собрания по контролю над деятельностью Правительства и Президента лишь на первый взгляд являются весомыми. На деле это не совсем так. В соответствии с Конституцией РФ Президент, назначает Председателя Правительства с согласия Государственной Думы (ст.83 Конституции РФ), распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ст. 84 Конституции РФ). Если Государственная Дума выразит недоверие Правительству, то, в любом случае, окончательное решение о судьбе Правительства будет принимать Президент.