Стратегический менеджмент
Задание 1. Придумайте идею и напишите миссию так, чтобы и другим захотелось обратиться в данную компанию. Сфера деятельности на выбор студента (3 вида): парикмахерская и другие услуги, ресторан, гостиница, экономический журнал, оптовый магазин, институт, цирк, автозаправочная станция, стоянка машин, ремонтная мастерская, ателье, круглосуточный магазин, аптека, зубная поликлиника.
1. Ресторан- McDonald's,Long John Silver's."Быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью стандартного набора продуктов" "Наше видение: стать лучшей сетью ресторанов быстрого обслуживания в Америке. Мы предлагаем каждому посетителю вкусные, здоровые и недорогие блюда из рыбы, морепродуктов и цыплят, обслуживаем быстро и вежливо".
2. Оптовый магазин - METRO Cash&Carry. "METRO Cash & Carry предлагает оптовую торговлю по принципу cash & carry для различных сфер бизнеса и профессионалов.
Мы предлагает качественную продукцию и бизнес-решение по максимально низким ценам.
METRO Cash & Carry - партнер для профессионалов."
3. Круглосуточный магазин - Trader Joe's продажа высококачественных продуктов и напитков в любое время дня и ночи, объективная информация, высочайшие стандарты обслуживания, дружелюбие, индивидуальный подход, корпоративный дух".
4. Зубная клиника- American Red Cross- "Улучшать условия жизни людей, заботиться о людях, помогать им избегать критических ситуаций и справляться с ними".
Задание 2. Приведите примеры отраслей, где барьерами входа в отрасль для новых производителей являются: а) крупные капиталовложения; б) низкая себестоимость производства; в) патенты; г) высокая квалификация персонала.
Ответы: а) строительная отрасль
б) однородная продукция, большой объем производства, низкие издержки – пищевая (хлеб)
в) фармацевтическая отрасль
г) компьютеры, программное обеспечение
Патент - охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца.
Задание 3. Выделите стратегические группы конкурентов, действующие на российском рынке в производстве и продаже следующих продуктов и обоснуйте критерии выделения стратегических групп. Построить позиционные карты для различных рынков (на выбор студента):
а) рынок прохладительных напитков;
б) рынок легковых автомобилей;
в) рынок косметических товаров.
Решение:
Задание 4. Рассмотрите возможности и угрозы, а также оцените сильные и слабые стороны российских предприятий различных отраслей (на выбор студента):
- строительные организации;
- образовательные учреждения;
- автомобильное производство.
SWOT-анализ ПГУАС
УГРОЗЫ: · Ужесточение государственного контроля; · Возможность появления новых востребованных специальностей у конкурентов; · Демографическая структура населения (демографической яма») | ВОЗМОЖНОСТИ: · Упрощение налогообложения · Открытие новых востребованных специальностей (дизайн костюма и т.д.) | |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: · Достаточно широкий спектр специальностей для обучения; · Качество услуг; · Квалификация сотрудников; · Наличие связей с фирмами-работодателями; · Постепенный переход на двухуровневую систему образования; · Хорошая репутация · Открытие магистратуры на востребованных специальностях (Менеджмент организаций, Промышленное и гражданское строительство и т.д.) | Удержание своей доли рынка за счет сильных сторон. Конкурентное противостояние другим вузам за счет ключевых факторов успеха. | Увеличение числа студентов за счет открытия новых востребованных специальностей и магистратуры, а также за счет большого количества сильных сторон организации. |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ: · Относительно высокие цены · Негибкость организации · Отсутствие инвестирования в маркетинг за исключением минимально необходимых средств на размещение рекламы · Не устойчивые показатели финансовой деятельности. | Возможность снижения доли рынка и прибыли в случае игнорирования слабых сторон организации из-за появления новых востребованных специальностей у конкурентов | Вероятность не открыть новые специальности из-за не устойчивых финансовых показателей, относительно высоких цен за образовательные услуги и за счет отсутствия должного инвестирования сферы маркетинговых исследования рынка образовательных услуг в г.Пензе. |
Задание 5. Портфель видов деятельности изготовителя электронной аппаратуры производственного назначения включает 5 стратегических бизнес-единиц. Данные о продажах этих СЕБ и их конкурентов приведены в таблице. Проанализируйте портфель предприятия методом БКГ и дайте свой диагноз его состояния. Что можно порекомендовать по результатам вашего анализа? Какую стратегию следует выбрать для каждой СЕБ? Назовите условия, выполнение которых необходимо для применения матрицы БКГ.
СЕБ | Продажи, млн.шт. | Число главных конкурентов | Продажи трех главных конкурентов | Темп роста рынка, % |
A | 1,0 | 1,4/1,4/1,0 | ||
B | 3,2 | 3,2/3,2/2,0 | ||
C | 3,8 | 3,8/3,0/2,5 | ||
D | 6,5 | 6,5/1,6/1,4 | ||
E | 0,7 | 3,0/2,5/2,0 |
Решение:
СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ПОРТФЕЛЬНОГО АНАЛИЗА
Этап 1. Все виды деятельности предприятия разбиваются на стратегические единицы бизнеса.
Этап 2. Определяется относительная конкурентоспособность этих бизнес-единиц и перспективы развития соответствующих рынков.
Этап 3. На основе выбранных критериев руководство фирмы строит матрицу портфельного анализа и позиционирует свои стратегические единицы бизнеса в том или ином месте, в зависимости от реального положения на рынке.
Этап 4. Руководство оценивает бизнес-стратегии всех подразделений предприятия с точки зрения их соответствия корпоративной стратегии, соизмеряя прибыль и ресурсы, потребные каждому подразделению. Принимается решение о корректировке бизнес-стратегий.
Относительная доля рынка (ОДР) = 1/[(1,4+1,4+1)/3] = 0,26
СЕБ | A | B | C | D | E |
ОДР | 0,26 | 0,38 | 0,41 | 0,68 | 0,09 |
Удельный вес (УВ) = 1/15,2 = 6,8%
СЕБ | A | B | C | D | E |
УВ | 6,8 | 21,1 | 42,8 | 4,6 |