Пример содержания и оформления заключения ВКР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выпускная квалификационная работа подтвердила актуальность воспитания патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с родной страной и городом.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений не всегда строят свою работу по данной теме в соответствии с местными условиями и особенностями детей; не учитывают: отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста, дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учет его психологических особенностей возможностей и интересов; рациональное сочетание разных видов деятельности.
Авторы исследования познакомились с работами таких ученых, педагогов, психологов, как: Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Козлова С.А., Алешина Н.В., Гасанова Р.Х., Рыбалова И., Соболева И., Разумихина Г., Атемаскина Ю., Зацепина М., Иванова Т.В. и др.
Авторами исследования решены следующие задачи: дан анализ психолого-педагогической литературы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста; выявлены особенности проявления у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств; проанализированы современные образовательные программы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников; раскрыты содержание, формы и методы ознакомления детей 6 лет с родной страной и городом в процессе организации работы в уголке книги; проведена диагностика сформированности у детей 6 лет знаний о родной стране и городе; организована опытно-экспериментальная работа по теме исследования; предложен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Результаты формирующего эксперимента помогли выявить наиболее эффективные методы и приемы работы по теме исследования:
методы:
- рассказы воспитателя;
- беседы с детьми;
- рассматривание иллюстраций, фотографий;
- чтение и заучивание произведений детской литературы (рассказов, стихотворений) нравственно-патриотического содержания.
Приемы:
- выразительное чтение и рассказывание;
- музыкальное сопровождение;
- дидактические игры и др.
В соответствии с ФГОС ДО дошкольным образовательным организациям предложено создать «Центр патриотического воспитания», в котором должны быть: Российский флаг, герб, портрет Президента России; иллюстрации и макеты военной техники; иллюстрации к былинам, портреты былинных богатырей; портреты героев ВОВ; иллюстрации с изображением родов войск; иллюстрации сражений (Бородинского сражения, Сталинградской битвы и т. д.); фотографии исторических памятников России и родного города; изделия народных промыслов, народные игрушки; настольно-печатные игры («Народы России», «Славянская семья» (особенности одежды, жилища, образа жизни славянских народов), «Геральдика и государственные праздники»); альбомы для раскрашивания о городе и стране; слайды и видеофильмы о родном городе, России и других странах.
Часть материала из «Центра патриотического воспитания» может находиться в «Уголке книги»:
· книги о родном городе;
· иллюстрации к сказкам народов России;
· рукописные книги (выполненные педагогами, детьми, родителями) с рисунками и фотографиями об истории и современности своего района, города, страны;
· иллюстрированные детские энциклопедии о России;
· картины для рассматривания и бесед с детьми (В. Васнецов «Богатыри», С. Герасимов «Мать партизана», А. Дейнека «Оборона Севастополя», И. Евстегнеев «Под Сталинградом», П. Кривоногое «Защитники Брестской крепости», «Поединок», «Победа», А. Лактионов «Письмо с фронта», Ю. Непринцев «Отдых после боя», А. Самсонов «Дорога между жизнью и смертью»; И. Тоидзе: плакат военных лет «Родина-мать зовет»).
Дошкольные работники должны соблюдать такие требования и условия организации развивающей предметно-пространственной среды, как: содержание материалов в данном центре обновляется в зависимости от календарных дат и изучаемых на данный момент тем, и от тем, к которым у дошкольников сохраняется интерес; «Центр патриотического воспитания» частично изолирован, располагается подальше от игровых зон; пособия и оборудование соответствуют возрасту детей и программе.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы:
теоретическая часть:
- в ДОО на педагогических советах по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников»; при оформлении консультаций для родителей;
опытно-экспериментальная часть работы:
- на семинарах-практикумах в ДОО по вопросу воспитания у старших дошкольников патриотических чувств;
- при составлении перспективных планов работы по патриотическому воспитанию дошкольников; оформлении дидактического материала по теме исследования; консультаций для родителей.
Надеемся, что материалы ВКР помогут педагогам ДОО в работе по данной теме. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально и чувство уважения к своему народу у него проявляется в восхищении им. Именно это чувство необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению дошкольников с родным городом и страной.
Приложение 11