Гарантии правового статуса сотрудников уис

1. Социальная поддержка сотрудников УИС как вид государственного обеспечения граждан Российской Федерации.

2. Характеристика мер по осуществлению социальной политики в отношении работников УИС.

3. Правовая регламентация социальных гарантий, предоставляемых сотрудникам УИС и членам их семей.

В 1-ом вопросе «Социальная поддержка сотрудников УИС как вид государственного обеспечения граждан Российской Федерации» напоминается об изученном на уголовно-исполнительном праве понятии правового статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы России, классификации и видах его прав. При этом надо знать, что понятие «правовой статус» включает в себя как минимум четыре взаимосвязанных элемента – права, свободы, законные интересы и юридические обязанности.

Рассматривается вопрос об оценке самими сотрудниками своего статусного положения, удовлетворенности их службой в уголовно-исполнительной системе России, материальном положении и социальной поддержке (на основании Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также подзаконных нормативных правовых актах), и, в связи с этим, некоторые типичные причины проблем подбора кадров в УИС Минюста России.

Так по результатам одного из исследований большая часть сотрудников учреждения считают себя физически незащищенными в про­цессе несения службы, поэтому нуждаются в средствах индивидуальной защиты (53,7% опрошенных). 73,1% из это­го числа составляют мужчины, тогда как женщины проявляют большую смелость и решитель­ность при общении со спецконтингентом. Наибольшая степень неудов­летворенности служащих вызва­на уровнем заработной платы (77,9%), санитарно-гигиеничес­кими условиями (74,7%), состо­янием оборудования (71,6%), со­циальной и правовой незащи­щенностью (66,4%), режимом труда и отдыха (58%), в связи с чем ежегодно из системы увольняется каждый десятый. В то же вре­мя большинство опрошенных со­трудников выразили удовлетво­ренность взаимоотношениями со своими коллегами (76,8%), зани­маемой должностью (67,3%), взаимоотношениями с подчинен­ными и администрацией (67,3%), использованием руководством трудового потенциала служащих (56,9%), строгой регламентацией службы (63,2%).

Права и обязанности сотрудников УИС вытекают из целей и задач уголовно-исполнительного законодательства (ст. 1, 3 УИК РФ, глава 2 УИК РФ) и образуют их специальный правовой статус. Однако нельзя не упомянуть, что все сотрудники УИС – это, прежде всего граждане Российской Федерации, а потому первостепенными положениями, определяющими их правовой статус, должны считаться нормы, закрепленные в главе 2 Конституции Российской Федерации.

При изучении данной темы следует вспомнить категорию лиц, относящихся в соответствии со ст. 24 гл. IV Закона РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» к работникам уголовно-исполнительной системы и персоналу учреждений, исполняющих наказания.

Во 2-ом вопросе «Характеристика мер по осуществлению социальной политики в отношении работников УИС»необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что, учитывая особый правовой статус сотрудников уголовно-исполнительной системы, специфический характер их служебной деятельности, нередко сопряженный с опасностью для жизни и здоровья, требования и условия прохождения службы, государство устанавливает им специальные социальные гарантии (а в определенных случаях – и членам их семей).

Государственная поддержка сотрудников уголовно-исполнительной системы – это межотраслевой институт российского права, включающий в себя нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного, трудового, жилищного, семейного права.

Особо следует подчеркнуть, что после вступления в законную силу Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122 происходят изменения по осуществлению социальной политики в отношении граждан Российской Федерации, включая и сотрудников уголовно-исполнительной системы. Социальные приоритеты акцентируются в отношении некоторых, наиболее уязвимых, категорий граждан.

Социальную поддержку можно трактовать как систему специальных мер по оказанию помощи отдельным социальным группам, гражданам, временно оказавшимся в затруднительном экономическом положении путем предоставления им необходимой информации или финансовых средств.

Под социальными гарантиями понимаются юридические акты, материальные и духовные средства, обеспечивающие реализацию прав отдельных социальных групп или личностей.

Анализ социально-правового и материального положения сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей показывает, что после начала действия упомянутого Федерального закона основные социальные гарантии частично сохранены и обеспечены финансированием из федерального бюджета либо компенсированы деньгами.

Говоря о социальных гарантиях, предоставляемых сотрудникам УИС и членам их семей необходимо обратить внимание на то, что сохранены ранее существовавшие условия: 1) пенсионного обеспечения, 2) зачета выслуги лет для назначения пенсии (два дня службы - за три, а в учреждениях, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных и осужденных с пожизненным сроком лишения свободы, - один день службы за два), 3) медицинского и санаторно-курортного обеспечения, 4) обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников. Сохранены увеличения должностных окладов в зависимости от вида учреждения, исполняющего наказания, характера и сложности выполняемой работы.

Необходимо обратить внимание на изменение социальной поддержки сотрудников и членов их семей в наиболее сложных жизненных ситуациях, выразившейся в увеличении размера денежных компенсаций, введении различных выплат, в частности, выплаты денежных средств для оплаты сотрудникам стоимости путевок детям школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей.

В 3-ем вопросе«Правовая регламентация социальных гарантий, предоставляемых сотрудникам УИС и членам их семей»указывается, что в настоящее время существует ряд проблем реализации федеральных нормативных ведомственных правовых и актов по социальной поддержке сотрудников и членов их семей учреждениями и органами ФСИН России.На протяжении многих лет объемы бюджетного финансирования основных направлений обеспечения жильем сотрудников и членов их семей (за счет государственных жилищных сертификатов и оказания безвозмездной финансовой помощи) не отвечают реальным потребностям. Проблемы обеспечения жильем по-прежнему выступают «камнем преткновения» для закрепления сотрудников, особенно молодых специалистов, на службе в уголовно-исполнительной системе. В этой связи неправомерные действия должностных лиц, касающиеся реализации гарантий правового статуса сотрудников УИС должны рассматриваться как нарушение прав человека в деятельности уголовно-исполнительной системы.

Стоит указать, что права сотрудников уголовно-исполнительной системы подразделяются на 1) общие, связанные с исполнением уголовных наказаний, и 2) профессионально специальные, определяемые полномочиями в соответствии с занимаемой должностью.

Чтобы рассмотреть общие права необходимо детально проанализировать Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 12 июля 1993 г. № 5473-1 и положения УИК РФ.

Специальные права представлены в многочисленных нормативных правовых актах.

В самом общем виде меры, направленные на реализацию и охрану прав и свобод граждан, в том числе персонала, можно разделить на судебные и внесудебные (вышестоящие ведомственные инстанции, прокуратура).

Важно указать, что практически у сотрудников УИС нет механизмов самозащиты прав. В ведомственных нормативных актах их перечень или какое-либо упоминание о них отсутствуют, а нормы трудового права в этом плане могут вступать в противоречия с уголовно-исполнительным законодательством.

Дополнительная возможность восстановить нарушенные права появилась с момента создания должности помощников начальников территориальных органов ФСИН России по соблюдению прав человека в УИС, за помощью к которым персонал обращается не так часто.

ЛИТЕРАТУРА

Дополнительная

[375, 383]

Дополнительная

[1, 3-5, 6, 14, 15, 18, 19, 27, 32-36, 38-53, 58-61, 63-110, 114, 121, 128-134, 143, 145-163, 173, 180, 206, 235, 242, 274, 296, 304, 307, 328, 329, 339, 242, 365, 366]

Список литературы находится в I части УМК.

Т Е М А 9

Наши рекомендации