Прекращение юридического лица путем реорганизации
Деятельность ЮЛ прекращается посредством его реорганизации или ликвидации.
Реорганизация ЮЛ осуществляется в таких формах, как (п. 1 ст. 57 ГК).:
- слияние нескольких ЮЛ в одно;
- присоединение одного или нескольких ЮЛ к другому;
- разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций;
- выделение из состава ЮЛ (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых ЮЛ;
- преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую
Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность по крайней мере одного ЮЛ, однако все его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным/к существующим ЮЛ в порядке универсального правопреемства.
При этом почти во всех случаях реорганизации (кроме присоединения) возникают новые ЮЛ, в связи с чем реорганизацию можно считать способом не только прекращения, но и возникновения ЮЛ.
Особый случай реорганизации представляет собой преобразование, которое формально состоит в прекращении деятельности одного ЮЛ и возникновении на его имущественной базе другого. Фактически же, в том числе и с имущественной точки зрения, ЮЛ продолжает существовать, лишь меняя свою организационно-правовую форму. В отдельных случаях допускается возможность использования преобразования с целью изменения статуса путем превращения коммерческой организации в некоммерческую и наоборот. Так, акционерное общество может преобразоваться в некоммерческое партнерство, а последнее (как и учреждение, ассоциация и союз) может преобразоваться в любое хозяйственное общество; унитарное предприятие может быть преобразовано в государственное или муниципальное учреждение.
Обычно реорганизация проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, например общего собрания его участников. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК). Такое согласие требуется, например, получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке (п. 1 и 5 ст. 17 Закона о конкуренции)[1].
В случаях, прямо предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного государственного органа или суда. Так, ЮЛ, занимающим доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности антимонопольный орган может выдать предписание о принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких самостоятельных организаций (п. 1 ст. 19 Антимонопольного закона). При неисполнении предписания о принудительной реорганизации суд по требованию антимонопольного органа вправе назначить внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет такую реорганизацию (п. 2 ст. 57 ГК).
Реорганизация оформляется либо передаточным актом (балансом) (в случаях слияния, присоединения и преобразования), либо разделительным балансом (в случаях разделения и выделения) (ст. 58 ГК). В передаточном акте или в разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного ЮЛ в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства (п. 1 ст. 59 ГК).
Лица или органы, принявшие решение о реорганизации, должны письменно уведомить об этом всех кредиторов, а последние вправе независимо от поступления уведомления требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков (п. п. 1 и 2 ст. 60 ГК). Если же кредитор не воспользовался указанным правом, место реорганизованного ЮЛ в обязательстве перед ним занимает правопреемник, определяемый на основании передаточного акта или разделительного баланса. Поэтому после утверждения названных документов лицами или органами, принявшими решение о реорганизации, они должныбыть представлены для государственной регистрации вместе с учредительными документами вновь возникших ЮЛ. Непредставление этих документов для регистрации либо отсутствие в них положений о правопреемстве в отношении обязательств реорганизованного ЮЛ должны влечь отказ в гос регистрации вновь возникших ЮЛ (п. 2 ст. 59 ГК), т.е. по сути непризнание состоявшейся реорганизации. Если разделительный баланс составлен так, что не дает возможности определить правопреемника по конкретному обязательству, вновь возникшие в результате разделения или выделения ЮЛ будут нести по нему солидарную ответственность перед кредиторами реорганизованного юридического лица (п. 3 ст. 60 ГК).
Статья 60. Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица
1. ЮЛ в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий гос регистрацию ЮЛ, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более ЮЛ такое уведомление направляется ЮЛ, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В единый государственный реестр ЮЛ вносится запись о том, что ЮЛ (юридические лица) находится в процессе реорганизации.
Реорганизуемое ЮЛ после внесения в ЕГРС ЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в СМИ, в которых опубликовываются данные о гос регистрации ЮЛ, уведомление о своей реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации ЮЛ, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.
2. Кредитор ЮЛ, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации ЮЛ, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом.
3. Кредитор ЮЛ - ОАО, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования, если его права требования возникли до опубликования сообщения о реорганизации ЮЛ, вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это ЮЛ, или прекращения обязательства и возмещения убытков в случае, если реорганизуемым ЮЛ, его участниками или третьими лицами не предоставлено достаточное обеспечение исполнения соответствующих обязательств.
Указанные требования могут быть предъявленыкредиторамине позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации ЮЛ.
Такие требования не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией.
4. Если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) ЮЛ несут солидарную ответственностьпо обязательствам реорганизованного ЮЛ.
6. Особенности реорганизации кредитных организаций, законами, регулирующими деятельность кредитных организаций. При этом положения пунктов 1 - 5 к кредитным организациям не применяются.
Для отдельных видов ЮЛ предусматривается особый порядок реорганизации. При слиянии акционерных обществ ими заключается специальный договор о слиянии, определяющий не только порядок и условия слияния, но и порядок конвертации (замены) акций каждого общества в акции нового общества, а при присоединении акционерных обществ ими заключается аналогичный по содержанию договор о присоединении, причем проводится совместное общее собрание реорганизуемых такими способами обществ (ст. ст. 16 и 17 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Реорганизация считается завершенной (состоявшейся) с момента гос регистрации вновь возникших ЮЛ, а в случае присоединения - с момента гос регистрации прекращения деятельности присоединенного ЮЛ (п. 4 ст. 57 ГК). Такая регистрация оформляется по правилам, установленным Законом о государственной регистрации юридических лиц.