Понятие и особенности земельных правоотношений. Земельно-правовые нормы и земельные правоотношения

Современная юридическая литература содержит различные подходы к определению понятия «правовые отношения». Наиболее традиционным определением данной юридической категории является следующее: под правоотношением понимается урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого имеют взаимные субъективные права и юридические обязанности. При этом указанная индивидуализированная связь между участниками этих отношений (физическими и юридическими лицами, государственными органами) поддерживается принудительной силой государства.

В структуре правоотношений обычно выделяются следующие элементы:

– субъект;

– объект;

– субъективные права;

– юридические обязанности.

В тесной связи с правоотношениями находятся юридические факты, т.е. жизненные обстоятельства, на основании которых возникают, изменяются и прекращаются правоотношения.

Земельные отношения, урегулированные нормами права, выступают как земельные правоотношения. В теории земельного права социалистического периода существовало множество определений земельных правоотношений, которые в связи с отходом от концепции исключительно государственной собственности на землю и переходом на рыночные отношения утратили свою актуальность. В настоящее время земельные отношения ещё более усложнились по своему содержанию, прежде всего в силу расширения круга участников данных отношений и изменившегося их правового статуса. Под земельными правоотношениями понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения, участники которых являются носителями субъективных прав и обязанностей; это отношения, которые возникают, осуществляются, изменяются и прекращаются на основе предписаний земельно-правовых норм. Иными словами, являясь конечным результатом функционирования механизма земельного права, земельные правоотношения представляют собой правовую форму опосредования общественных отношений по поводу земли земельно-правовыми нормами.

Термин «земельные правоотношения» имеет ключевое значение для общей части земельного права и в то же время рассматривается в юридической литературе как теоретико-прикладное понятие, раскрывающее механизм действия правовой нормы по конкретному случаю регулирования земельных отношений. Как разновидности правоотношений в целом земельным правоотношениям присущи черты и особенности, характерные для всех правоотношений. Вместе с тем земельные правоотношения имеют свои особенности, которые проявляются в объекте данных правоотношений, их содержании и основаниях возникновения, изменения, прекращения, круге субъектов и их правом статусе. Исключительность земельных правоотношений заключается в том, что они уникальны в своем объекте – земле. Будучи всеобщим условием и средством труда, земля является общим объектом всех земельных правоотношений. Ни в одной отрасли права она не выступает в качестве единственного и неповторимого объекта. Земля характеризуется такими особыми свойствами и качествами, как ограниченность, неперемещаемость, неуничтожаемость, невоссоздаваемость и др. В отличие от всех иных объектов земля по своим физическим параметрам ограничена. Использование земли в качестве средства материального производства характеризуется постоянством её расположения. Землю невозможно уничтожить либо искусственно воссоздать.

С развитием рыночных отношений земля, будучи объектом недвижимости, включается в гражданский оборот, выступая в качестве товара. По поводу земли могут устанавливаться отношения не только государственной собственности, но и собственности граждан и юридических лиц, в том числе иностранных.

Как отмечал профессор Б. В. Ерофеев, в объективно необходимой цепи событий социальной действительности общества постоянно возникают, изменяются и прекращаются различные по своему виду, характеру связей и содержанию фактические общественные отношения, одни из которых могут охватываться правовым регулированием, другие – нет. Правоотношения отражают тот аспект конкретного жизненного отношения между людьми, который определяется нормами права [Ерофеев, Б. В. Земельное право: учебник для вузов / Б. В. Ерофеев; под ред. акад. Г. В. Чубукова. – М. : Новый Юрист, 1998. – С. 130]. Отношения приобретают правовой характер лишь в тех случаях, когда речь идёт об актах поведения, имеющих социальную значимость. Таким образом, правоотношение является такой разновидностью общественного отношения, которое формируется на основе правовых норм. Для реализации прав, связанных с использованием и охраной земли, государство и его органы, физические и юридические лица, субъекты международного права вступают в многообразные отношения, которые регулируются земельно-правовыми нормами. Через земельные отношения выявляется степень реальности и эффективности земельно-правовых норм.

Земельно-правовые нормы представляют собой санкционированные государством и обеспеченные силой государственного принуждения общеобязателъные правила поведения участников земельных отношений. Они выступают средством правового регулирования земельных отношений, устанавливают правила поведения их участников. Земельно-правовые нормы занимают ключевые позиции в правовом механизме земельного права, обеспечивая взаимодействие всех его элементов, ибо содержание конкретных земельных отношений во многом зависит от той или иной правовой нормы.

Как и иные правовые нормы, земельно-правовые нормы имеют свою внутреннюю структуру и связанные между собой определённым логическим содержанием составные части (элементы).

В земельном праве, как и в других отраслях права, имеются нормы положительного регулирования, устанавливающие права и обязанности позитивного свойства, т.е. возможность либо необходимость осуществлять какие-либо действия. Данные нормы рассчитаны на правомерное поведение субъектов, устанавливают юридические права и обязанности физических и юридических лиц и составляют большинство юридических норм.

Нормы положительного регулирования состоят из гипотезы и диспозиции. Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) представляет собой предельно краткое описание условий действия правовой нормы; это указание на условия, при наличии которых эта норма должна действовать. Как структурная часть нормы права гипотеза определяет категорию лиц, которым адресована данная норма, а также фактические обстоятельства, событие либо действие, при наличии которых она применяется. Например, фактическим обстоятельством, содержащимся в статье 12 Кодекса о земле, может быть то, что «земельные участки могут находиться в частной собственности граждан Республики Беларусь, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, собственности иностранных государств, международных организаций». В содержании гипотезы в ряде случаев присутствует слово «если», указывающее на определённое условие. Однако присутствие данного слова в гипотезе правовой нормы даже при его фактическом отсутствии обычно предполагается.

Вторым элементом правовой нормы является диспозиция (от лат. dispositio – расположение). Диспозиция нормы права как её структурная составляющая представляет собой изложение самого правила поведения, прав и обязанностей сторон регулируемого данной нормой общественного отношения, приведённых полностью или частично, но всегда логически воссоздаваемых. В диспозиции указывается на то, каким должно быть поведение участников конкретных общественных отношений при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий. Например, статья 50 (часть вторая) Кодекса о земле устанавливает, что «земельные участки, находящиеся в частной собственности и предоставленные для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), могут являться предметом ипотеки только вместе с расположенными на них капитальными строениями (зданиями, сооружениями) или незавершёнными законсервированными капитальными строениями, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь». Гипотеза этой нормы – «если иное не установлено Президентом Республики Беларусь»; диспозиция – «земельные участки, находящиеся в частной собственности и предоставленные для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), могут являться предметом ипотеки только вместе с расположенными на них капитальными строениями (зданиями, сооружениями) или незавершёнными законсервированными капитальными строениями».

Зачастую структурные элементы земельно-правовой нормы содержатся не только в различных статьях определённого закона, но и в различных нормативных правовых актах. К примеру, статья 40 Кодекса о земле устанавливает, что дееспособные граждане, зарегистрированные по месту жительства или месту пребывания на территории Республики Беларусь, пожелавшие создать крестьянское (фермерское) хозяйство, подают в соответствующий районный исполнительный комитет заявление о подтверждении возможности размещения крестьянского (фермерского) хозяйства и предполагаемом месте размещения земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. После государственной регистрации данного хозяйства земельный участок предоставляется ему по выбору в постоянное пользование или аренду либо главе этого хозяйства в пожизненное наследуемое владение или аренду в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. Эта часть указанной земельно-правовой нормы является гипотезой. Однако ответ на вопрос – в каких размерах и на каких условиях предоставляются земельные участки для указанных целей – диспозиция – содержится в статье 36 Кодекса о земле: «Размер земельного участка, предоставляемого гражданину Республики Беларусь для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения, не может превышать 100 гектаров сельскохозяйственных земель».

В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, т.е. от характера предписываемых правил поведения, форм предписания или способов воздействия на земельные отношения, регулятивные нормы подразделяются на:

• императивные (обязывающие);

• запрещающие;

• управомочивающие;

• бланкетные;

• отсылочные.

Императивные (обязывающие) нормы устанавливают конкретные обязанности субъекта права совершать определённые действия, требуют активного обязательного поведения. В данных нормах диспозиция выражается в категорично-властной форме. Императивные нормы права содержат абсолютно определённое правило, которое не может быть изменено в процессе их реализации. При изложении императивных норм обычно используются глаголы «обязан», «должен» и т.д. Например, статья 70 Кодекса о земле обязывает землепользователей осуществлять комплекс мероприятий по охране земель: благоустраивать и эффективно использовать землю и земельные участки; сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель; защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий; предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками; благоустраивать земельные участки и др.

Запрещающие нормы в отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, предписывают субъектам права воздерживаться от совершения определённых действий, нежелательных с точки зрения законодателя. При их изложении обычно используются глаголы «воспрещается», «запрещается», «не допускается» и т.п.

Управомочивающие нормы представляют собой право на совершение определённых действий. Они предписывают определённый вид и меру возможного поведения субъекта в регулируемом общественном отношении. Иными словами, это нормы, которыми предоставляется соответствующее право. При этом зачастую, будучи управомочивающей для одних субъектов, та или иная норма может быть обязывающей для других субъектов. При изложении управомочивающих норм обычно употребляются выражения «имеет право», «может», «вправе», «возможно». В юридической науке XIX в. управомочивающие нормы права назывались «ненастоящими» нормами, поскольку считалось, что право должно предписывать обязательный вариант поведения: или к чему-то обязывать, или что-то запрещать, не оставляя свободы для самостоятельного выбора участникам правового общения.

Кроме того, в регулировании земельных отношений могут участвовать и так называемые бланкетные нормы, которые не содержат определённого правила поведения и предоставляют полномочным государственным органам, должностным лицам право самостоятельно устанавливать правила поведения, запреты и т.д. Например, статья 12 Кодекса о земле определила, что «негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в частную собственность по результатам аукциона». Вместе с тем эта же статья наделяет Президента Республики Беларусь правом предоставления земельных участков негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на приобретаемых ими в частную собственность земельных участках, и без проведения аукциона.

В земельном праве встречаются также отсылочные нормы, не содержащие определённого правила поведения и отсылающие к правилу другой статьи данного или иного нормативного правового акта. Отсылочная норма, к примеру, содержится в статье 2 Кодекса о земле, которая установила, что земельные отношения в Республике Беларусь регулируются не только Конституцией, актами Президента Республики Беларусь, Кодексом о земле, но и другими принимаемыми в соответствии с ними актами законодательства.

Правоохранительные нормы обеспечивают действие других норм и устанавливают меры ответственности за их нарушение. Они предусматривают меры воздействия к нарушителям земельного законодательства, т.е. к физическим и юридическим лицам, не выполняющим предписания регулятивной нормы.

Важнейшим составным элементом правоохранительной правовой нормы является санкция (лат. sanctio – строжайшее постановление). Санкция выступает вторым элементом правоохранительной нормы, указывающим на юридические последствия совершённого правонарушения (принудительное изъятие земельных участков, находящихся в собственности граждан, при его использовании не по целевому назначению, при использовании способами, приводящими к снижению плодородия почвы; штраф и т.д.). Первым элементом в правоохранительной норме может выступать либо диспозиция, указывающая на запрещённое правом действие [Пиголкин, А. С. Норма права // Юридический энциклопедический словарь / А. С. Пиголкин; гл. ред. А. Я. Сухарев. – М. : Сов. Энциклопедия, 1984. – С. 198–199], либо гипотеза, содержащая описание правонарушения [Жариков, Ю. Г. Основные принципы земельного права / Ю. Г. Жариков // Земельное право: учебник / под ред. С. А. Боголюбова. – М. : ООО «ТК Велби», 2002. – С. 51–53].

Суть санкции заключается в лишении правонарушителя определённых благ, в возложении на него особых обязанностей, во властном осуждении, порицании его противоправного поведения. Например, в Указе Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (п. 14) определено, что «председатели местных исполнительных комитетов несут дисциплинарную, административную ответственность за нарушение требований законодательных актов об изъятии и предоставлении земельных участков, а также требований по соблюдению установленного в соответствии с законодательством режима ведения хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, лесов с особым режимом лесопользования и особо охраняемых природных территорий при принятии решений о размещении объектов в границах таких земель, а при наличии в их действиях состава преступления – уголовную ответственность».

Санкции бывают не только карательными («штрафными»), но и правовосстановительными, т.е. могут быть направлены на восстановление нарушенных прав (отмена незаконного акта, признание сделок с земельными участками недействительными, возмещение вреда и др.). Например, в силу статьи 59 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству (в том числе по вопросам изъятия и предоставления земельных участков), отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь.

Санкции отсутствуют в тех правовых нормах, которые рассчитаны на положительное регулирование.

Наши рекомендации