Индустриальное общество. Понятия «индустриальное общество» и «индустриальная цивилизация» будут нами
Понятия «индустриальное общество» и «индустриальная цивилизация» будут нами использоваться в дальнейшем как синонимы.
Историческая эволюция общества включает в себя три стадии: предындустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Индустриальное общество возникает как общество капиталистическое.
Индустриальное общество в духовном аспекте было подготовлено эпохами Возрождения и Реформации в Европе.
Возрождение (XV—XVI вв.) — это время нового открытия для европейцев греко-римской культуры. На этой основе начинается мощный расцвет европейской культуры. Основным идейным компонентом Возрождения был гуманизм, т. е. духовное движение, направленное на освобождение от средневековой корпоративной морали, от власти религиозных авторитетов, а в чем-то и от авторитетов вообще, на утверждение ценностей земной жизни (культ человеческой чувственности и светского начала в жизни), на отстаивание человеческого достоинства, силы разума. Мыслители-гуманисты превозносили права и свободы человеческой личности.
Реформация (XVI—XVII вв.) — мощное религиозное и общественно-политическое движение, направленное на обновление религиозной, церковной жизни,— способствовала зарождению различных направлений протестантизма. Это движение привело к тому, что в Европе утверждаются новые* этические принципы: честность в деловой жизни, высокий престиж предпринимательской деятельности, скромное потребление. По-новому строились отношения с Богом — у каждого свой, индивидуальный путь к Богу, свобода совести. Реформация способствовала укреплению в человеке чувства личной ответственности за свои поступки и за все, что происходит в мире. В этой связи индивидуализм становится основной чертой личности.
В экономическом плане начало индустриальной цивилизации было положено промышленной революцией конца XVIII в. в Англии. Это был переход от ручного труда к машинному производству, от мануфактуры — к фабрике. Постепенно формировались черты индустриального общества. Так, определяющей чертой его явилась массовость (огромное количество людей вовлечено в сферу материального производства), результатом которой стало появление большого количества товаров и услуг.
В индустриальном обществе экономика — ее основа, базовая структура. Экономика влияет на организацию труда, распределение ресурсов, власть, на все аспекты общественной жизни.
Американский ученый О. Тоффлер удачно выделил основные принципы индустриального общества:концентрация, централизация, синхронизация, стандартизация, специализация и максимизация.
Концентрация виндустриальном обществе — это прежде всего сосредоточение на крупных предприятиях все большей части средств производства и рабочей силы. Концентрация позволяет наладить поточно-массовое производство, снизить издержки, шире внедрять новую технику, постоянно повышать производительность труда. Производство, основанное на этих принципах, ведет к образованию монополий, интернационализации хозяйственной деятельности. Концентрация имеет место и в социальной сфере (формирование и поляризация двух основных классов — рабочих и предпринимателей-капиталистов), в политике (образование больших, массовых партий и движений), в науке (создание крупных исследовательских центров). Сюда можно добавить и процесс урбанизации — возникновение больших многомиллионных городов, сокращение сельского населения.
Централизация— оборотная сторона концентрации. Она выражается в объединении нескольких предприятий в одно, в создании крупных финансово-промышленных групп.
Синхронизация— такой принцип индустриальной цивилизации, который указывает на то, что машины и механизмы, сам процесс производства диктуют человеку ритм жизни не только на производстве, но и в других сферах бытия.
Стандартизация— самая яркая черта индустриальной цивилизации. Она отражается в произведенных товарах и услугах, т. е. в потреблении, а также в социальной сфере, где усиливается однородность социальной структуры за счет так называемых средних классов. Стандартизация охватывает все сферы жизни общества, в том числе культуру, образование, средства массовой информации и т. д.
Специализацияв индустриальном обществе оборачивается сужением круга деятельности человека, закреплением индивида за отдельной операцией или за одной какой-то функцией. Все это усиливает процесс отчуждения человека от общества в целом.
Максимизация— это стремление выжать из всего максимум возможного. Это касается материального производства, социальной, политической и других сфер жизни общества.
Самая узнаваемая черта индустриального общества — господство массовой культуры, которая создает свои ценности и приоритеты, нормы и идеалы и навязывает их всему обществу. Массовая культура в данном контексте становится товаром. Она также продается и покупается, подчиняется конъюнктуре спроса и предложения.
Индустриальная цивилизация, с одной стороны, показала свою способность решить многие проблемы, которые возникали на предшествующих этапах развития общества, но, с другой стороны, она породила множество проблем для всего человечества. В этом ряду заметное место принадлежит экологическим проблемам. Индустриальное освоение природы, достигнув невиданных ранее масштабов, превратилось в настоящую борьбу с ней.
Быстро развивающаяся, динамичная и агрессивная техногенная цивилизация с ее устремленностью ко всему новому, нетрадиционному, с ярко выраженным индивидуализмом свободной личности, с внедрением в природные и социальные процессы оказала воздействие на все мировые очаги цивилизаций и культур.