Экономическая жизнь золотой орды
Основными видами хозяйства в Золотой Орде были скотоводство и земледелие, притом первое из них преобладало в ранний период существования государства и было связано вообще с южным, кочевническим миром. Земледелие же было больше характерно для бывших оседло-земледельческих районов на севере и западе, а в развитой период существования Золотой Орды получивших распространение и в ее центральных улусах.
Монгольские и татарские племена как местные, кипчаки, так и пришлые, татары, особенно в раннем периоде Улуса Джучи, были кочевниками, владевшими огромными стадами. Еще Плано Карпини, итальянский путешественник и миссионер, побывавший в 1245 – 1247 годах в Монголии и Золотой Орде, писал: «Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Всякого скота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет в целом мире».
Большое количество скота характерно и для периода могущества Улуса Джучи времен Узбека. Ибн-Баттута писал, что лошадей там «чрезвычайно много и стоят они безделицу, ими они (тюрки) питаются; в их крае они [столь же обильны], как в нашей земле овцы, пожалуй, и больше. Бывает их у одного тюрка [по несколько] тысяч». Путешественник дальше отметил, что некоторые люди располагают лошадьми даже до 10 тысяч и более голов. По его утверждениям, цена одной лошади составляет 50 – 60 диргемов, это очень низкая цена. В то же время хорошие кони на экспорт, например, для вывоза в Индию, стоили 500 динаров (золотых монет) и даже больше.
Венецианский путешественник и купец Иосифат Барбаро, живший в Золотой Орде в 1436 – 1452 годах (уже в период ее распада), с удивлением писал об обилии скота у татар: «Мне случалось встречать в пути купцов, гнавших лошадей в таком количестве, что они покрывали пространство целых степей». Много было также там крупных быков, баранов, двугорбых верблюдов, причем последние были крупнее восточных одногорбых и стоили намного дороже их.
Население Золотой Орды помимо скотоводства занималось также охотничьим промыслом. Промысловая охота была распространена главным образом в более северных улусах, например, в Западной Сибири, и то в ранний период. Об этом, например, сообщает итальянский путешественник Марко Поло, который в 1271 году по пути в Китай проехал через эти земли, отметив, что татары занимаются там и таежной охотой.
Однако позднее, в развитой золотоордынский период охота потеряла свое промысловое значение, стала лишь развлечением правящей верхушки. Недаром в ханских ярлыках указывается наличие сокольников и барсников, что, бесспорно, свидетельствует об увлечении аристократии соколиной и барсовой охотой.
Занимались татары также и рыбной ловлей. Волга с ее многочисленными притоками, прибрежные воды Каспия, бассейн реки Яик были чрезвычайно богаты разнообразной, в том числе и дорогой осетровой рыбой, и рыбный промысел в тех краях был широко распространен еще с периода Хазарского каганата. О существовании рыболовства в Улусе Джучи свидетельствуют довольно многочисленные находки больших рыболовных крючков, обнаруженных во время археологических раскопок золотоордынских городов от Иртыша и Яика до Северного Причерноморья.
Золотая Орда – это не только страна кочевников, которой она была в ранний период своего существования, особенно в своей степной зоне. Золотая Орда – это еще и оседло-земледельческое, городское общество, особенно периода его развития. Не говоря уже о бывших домонгольских очагах городской культуры (Хорезм, Булгар, Крым), земледелием небезуспешно занимались даже в центральных областях Улуса Джучи. Ал-Омари, которого мы уже знаем как крупного ученого-энциклопедиста XIV века, располагавшего большой информацией о Золотой Орде, писал, что еще до монголов эта земля, т. е. Дешт-и-Кипчак, была страной, богатой водой и пастбищами, дававшей также богатый урожай, когда в ней сеяли хлеб. Он говорит, что в результате завоеваний возделываемые поля сильно пострадали, но все же там постепенно начали сеять пшеницу, ячмень, бобы, просо. Он также утверждает, что в той земле выращивают много различных плодов: виноград, гранат, айву, яблоки, груши, абрикосы, персики, орехи; говорит и о высоком сорте дыни. Или вот другое его сообщение: «В их городах разводится много овощей, как-то: брюква, репа, капуста и другие».
Со временем роль земледелия еще более возросла. Даже южную степную зону нельзя было уже представить без посевов злаковых культур. Конечно, речь не идет о бесконечных степных просторах, покрытых колышущейся от ветра пшеницей, – эта седая степь была покрыта кобылью, основным питанием для скота; много было и солончаковой земли. Земледельческими районами нужно представлять главным образом прибрежные зоны, водоразделы средних и малых рек и т. д. Иосифат Барбаро так характеризует хлебные татарские земли на юге: «Земли там плодородны и приносят урожай пшеницы сам-пятьдесят. – причем она высотой равна падуанской пшенице, – а урожай проса – сам-сто. Иногда получают урожай настолько обильный, что оставляют его в степи», т. е. не успевают убрать.
____
Сам-пятьдесят, сам-сто относительно урожая означает получение его соответственно в пятьдесят, сто раз больше засеянного.
Падуанская пшеница – пшеница, выращенная тогда в Северной Италии.
____
О высоком уровне земледелия в бывших оседлых областях и говорить не приходится. Одним из таких районов, крупным поставщиком хлеба для золотоордынских городов являлся Булгар. Другим таким же, а может быть, и еще более богатым районом являлись кубанско-ставропольские земли Северного Кавказа. Но земледелие и в самой Золотой Орде играло немаловажную роль. В ярлыке Тимур-Кутлука, наиболее богатом и интересном как исторический источник, указываются две категории возделывателей земли в Улусе Джучи – «сабанчы» и «ур-такчы». Первое из них означает основного сельскохозяйственного труженика – земледельца-крестьянина, а второе можно понять в смысле компаньона, взявшегося с кем-нибудь возделывать землю и делить урожай поровну.
В знаменитом «Кодексе куманикусе» – кипчакском словаре, составленном в 1303 году в Италии в помощь итальянским купцам в их торговых делах в Дешт-и-Кипчак, названо довольно много слов, связанных с земледелием, среди них уже известное нам «сабанчы», а также «сабан сермэк» (пахать поле яровое), «сабан тимере» (плужник, лемех), «сабан йире» (яровое поле). Из семян отмечены «тары» (просо), «арпа» (ячмень), «бурчак» (горох). Все эти слова, как и социально-общественные термины, с которыми мы ознакомились выше, удивительно идентичны с современными их формами – все они почти без изменений дошли до наших дней.
Как и любая восточная страна, Золотая Орда была еще и страной торговли, страной купцов. Конечно в ней, богатой многочисленными животными, одним из видов главного экспорта считался именно этот живой товар. Люди, побывавшие в Улусе Джучи, обращают на это особое внимание. По Ибн-Баттуте, в караванах, следующих в Индию, бывает, например, более шести тысяч лошадей. Даже во времена Иосифата Барбаро татары отправляли в Персию лошадей по 4 тысячи в партии. Барбаро говорит, что ими вывозятся также «прекрасные крупные быки» в Европу: Польшу, а также в Валахию и Пенсильванию, т.е. в Румынию, даже в Германию и Италию. Известные двугорбые верблюды отправлялись в Персию, за каждого из которых там получали по 25 дукатов, тогда как местный одногорбый стоил всего 10 дукатов.
Весьма широкое развитие получила в Золотой Орде обычная средневековая караванная торговля на верблюдах и лошадях, центрами которых были: Сарай (Сарай-Бату и Сарай-Берке) – столица государства, Хаджитархан (Астрахань), Ургенч – центр Хорезма, Сарайчук в низовьях Яика, Солхат в Крыму, Булгар на Средней Волге. В исторических источниках содержится большой перечень товаров золотоордынского экспорта и импорта: различные меха, кожа, дорогая рыба, воск, мед, соль, шелк, камка, перец, хлеб, вино, различные ткани, ковры, серебряные изделия, жемчуг, фарфор, краска и целый ряд других. Многие из этих товаров являлись вывозными, к тому же они названы татарскими. Однако это вовсе не исключает наличия среди них тех изделий или того сырья, которые Улус Джучи получал из других стран и переправлял дальше, будучи крупнейшим центром международной транзитной торговли.
Золотая Орда вела еще и морскую торговлю через Каспий и Черное море. На южном побережье Крыма располагались известные города-порты – бывшие генуэзские торговые колонии в Причерноморье: Судак (Солдайя), Кафа (Феодосия), Балаклава (Чембало). С образованием Золотой Орды эти города вошли в подчинение татарам, в Судаке и Кафе даже чеканились джучидские монеты. Товары через эти порты переправлялись на рынки Европы, арабского мира Азии и Северной Африки.
А тем временем, даже значительно позднее, шла оживленная торговля обычными товарами в центральном Улусе Джучи. Приведем такой эпизод. Один из богатых ширазских купцов Шамс ад-дин Мухаммад (Шираз – город на юго-западе Ирана) после своих торговых сделок в Средней Азии летом 1438 года прибыл в город Сарай-Бату с товарами общей стоимостью в 21 тысячу динаров – это были типичные восточные вещи типа амбры, алоэ, перца, имбиря, мускатного ореха, гвоздики и др. В Сарае же он купил: шелк-сырец, шелковую камку, русское полотно и т. д.
Таким образом, в Золотой Орде, несмотря на завершающийся период ее существования, особого недостатка в товарах не было. Они продолжали еще туда поступать из различных стран.
В Золотой Орде, в ее многочисленных городах поистине высокого развития получили различные ремесла: монументальная архитектура и в целом градостроительство, черная и цветная металлургия, гончарное производство с ее дорогой изразцовой керамикой, ювелирное искусство, чеканка монет, кожевенное, ткацкое, портняжное дела, обработка дерева, производства по изготовлению стеклянных, костяных и других изделий. Обо всем этом ярко свидетельствуют многочисленные находки, выявленные в результате больших раскопок, проведенных еще в 1830-х годах первым русским археологом А.В.Терещенко на остатках Сарая-Берке. Весьма успешные раскопки в этом плане проводят московские и казанские археологи в том же Сарае, а также в Сарае-Бату и в ряде других поволжских городов в последние 30 – 35 лет. Эти материалы дополняются многочисленными и весьма богатыми кладами и находками вещей и монет, которые были найдены в течение последних двух столетий на огромной территории бывшей Золотой Орды. Археологические материалы обогащаются сведениями письменных источников. Об отдельных видах ремесла мы еще поговорим с вами ниже в специальных параграфах, посвященных городам и культуре Улуса Джучи.
АРМИЯ И ВООРУЖЕНИЕ
В средневековье не было многомиллионных армий, но были войска, соответствующие численности населения страны, доходившие порой до нескольких сот тысяч конных и пеших воинов, разделенных на центры, фланги, авангарды и арьергарды. Были одетые в панцири, доспехи и шлемы, вооруженные мечами, саблями, копьями, кистенями, дальнобойными луками и стрелами, защищенные прочными щитами воины. Были целые оборонительные системы, фортификационные сооружения, мощные крепостные башни и стены с бойницами. Существовала таранная система, были осадные башни для взятия замков и крепостей. Были мудрые государственные деятели и политики, выдающиеся полководцы и крупнейшие военачальники. Была своя стратегия и тактика ведения наступательной и оборонительной войн. Была, наконец, своя военная доктрина. Так было во времена Спартака, Аттилы, Карла Великого, Александра Невского, Салах ад-дина (Саладин—египетский султан, организовавший справедливую и успешную борьбу мусульман против крестоносцев в конце XII века), Чингиз-хаца. Так было в Западной Европе, на Руси, в арабском мире, в средневековой Азии, так было и в Золотой Орде.
Чингиз-хан одерживал одну победу за другой не только благодаря большой численности своей армии — в общей сложности насчитывающей до 230 тысяч человек: 170 тысяч на Китайском и 60 тысяч на среднеазиатском фронтах с последующей переброской на запад войск из Китая после его порабощения в 1215 году. Прежде всего, успех ему обеспечивали передовая система подготовки воинов, способы и формы ведения войны. Его армия состояла в основном из легкой монгольской конницы, способной делать внезапные и молниеносные удары по тяжеловооруженному и облаченному в толстые железные латы противнику. Монгольская армия имела на своем вооружении наисовременнейшие для той эпохи осадные механизмы, перед которыми оказались бессильными не только остроги и городки с дубовыми частоколами и воротами лесного Северо-Запада, но и вековые крепости с толстыми каменными стенами и башнями Средней и Юго-Восточной Азии. В армии Чингиз-хана была строжайшая военная дисциплина, служившая прочной основой ее боеспособности.
Армия Чингиз-хана в структурном отношении была разделена на десятки, сотни, тысячи и тьмы (10000), которыми руководили соответственно десятники, сотники, тысячники и тумены. Великая Яса строго запрещала переход воина из одного десятка, а также сотни и тысячи в другое подобное подразделение: перешедшего ждала смертная казнь, а допустившего такой переход—заковывание в кандалы и последующее наказание. Вообще, нарушение воинской дисциплины жестоко каралось, невзирая на то, кем оно было совершено—рядовым воином или туменом; в последнем случае начальника 10-тысячного войска карала рука командующего правым или левым крылом или же самого хана. Яса также требовала содержания воинов на полуголодном пайке, чтобы сделать их более жестокими. Все это может показаться странным с современной точки зрения. Однако надо учесть, что только на такой железной воинской дисциплине можно было иметь боеспособную,
более того, непобедимую армию. Что касается обычая держать воинов полуголодными по принципу «от сытой собаки плохая охота», то он был присущ многим средневековым, да и не только средневековым армиям.
Одна китайская хроника XIII века сообщает, что полученную на войне добычу монголы делят поровну, оставляя одновременно Чингиз-хану, т. е. в пользу государства, соответствующую долю независимо от того, велика или мала была эта добыча. Деление по справедливости являлось таким же жестким требованием Ясы, как и сама воинская дисциплина. В той же хронике имеется, например, еще и такое небезынтересное сообщение: каждый монгольский воин в походе имел несколько лошадей, совершая дальние переходы, он поочередно менял их, отчего лошади эти не изнурялись и не гибли.
Мы уже отметили, что система управления государством, заложенная Чингиз-ханом, продолжалась и в тех объединениях, которые отделились от Монгольской империи и являлись государствами не монголоязычных, а домонгольских этносов — тюркоязычных, ираноязычных, арабоязычных и т. д. Такой же была система управления войсками, почти такая же структура существовала в армиях этих государств.
Именно в Золотой Орде имелась аналогичная организация войск и войсковых подразделений, т. е. то же правое и левое крыло, те же тьмы, тысячи, сотни, десятки. Обращением «Ог-ланам правого и левого крыла, бесчисленным добрым начальникам: тысячным, сотникам и десятникам во главе с темником Идегеем» начинается известный ярлык золотоордынского хана Тимур-Кутлука 1398 года. Для лучшего представления эти войсковые соединения можно было бы сравнить с современными подразделениями: десяток — отделение, сотня—рота, тысяча — полк, тьма—дивизия. А вот правое и левое крыло подходили бы к понятиям фронтов, естественно, в переводе к средневековой численности войск.
В источниках имеются некоторые сведения об отдельных воинских регалиях, войсковых музыкальных инструментах. Говорится, например, о том, что в бой вступали со знаменами. Золотоордынское боевое знамя, унаследованное еще от Чингиз-хана, в «Идегее» названо черным («кара-ту»). Кстати, черное знамя было одним из основных государственных символов и Багдадского халифата. В «Книге побед» сказано, что войска обеих сторон, т. е. Тохтамыша и Тимура, начали сражение «с боем барабанов и литавр и звуками труб». Звуками военных труб с обеих сторон началась известная Куликовская битва 1380 года между войсками Мамая и Дмитрия Донского, о чем сообщается в русских историйках.
Коротко о численности войск в Золотой Орде. Она была различной в разные годы существования государства и зависела в основном отчего мощи и стабильности: в период могущества численность войска была больше, чем во времена смут и неурядиц. В армии Ногая периода Берке было до 300000 воинов. Ибн-Баттута пишет, что на приеме у Узбек-хана присутствовало 17 темников, отсюда—170000 воинов. Однако это вовсе не означает, что при посещении арабским путешественником ханского дворца туда явились все темники. Бесспорно, их было больше. Тохтамыш имел армию численностью более 200000 человек в вышеназванном Кондурчинском сражении 139 Г года, почти половина из которых погибла на поле битвы. Те татарские государства, которые возникли после падения Золотой Орды, также имели солидные армии. Конница Ахмат-хана, правителя Большой Орды, при встрече с войсками московского великого князя Ивана III на реке Угре в 1480 году состояла из 100000 воинов. Есть некоторые сведения о том, что войска Крымского ханства и Ногайской Орды имели до 300000 человек.
В исторических источниках сохранились любопытные сведения о снаряжении войск Чингиз-хана, позднее и Тамерлана. А вот сообщение, имеющее непосредственное отношение к Золотой Орде—его оставил известный нам ал-Омари, арабский ученый-энциклопедист периода Узбека. Вот что он пишет о явке татарина в строй для отправки на войну: «...каждый всадник... взял с собой двух слуг, тридцать голов овец, пять голов коней, два медных котла и телегу для перевозки оружия».
В те времена еще не было регулярных армий в современном понятии, т. е. армий с постоянным контингентом войск, с казенным вооружением и обмундированием и т. д. Каждый мужчина, способный носить боевое оружие, уходил в поход со своим конем, оружием, продовольствием и всем необходимым для дальних переходов. Всем должны быть понятны слова ал-Омари о двух слугах каждого всадника—это те люди, которые выполняли роль и оруженосца, и конюха, и повара. Словом, они делали ту работу, которая давала возможность воину успешно выполнять свою боевую задачу. Вполне возможно, что в случае гибели воина один из них вставал на его место.
Конечно, помимо этого, были и свои регулярные части—это большая ханская дружина, дружины огланов-царевичей, бекле-ри-бека, карачи-биев, эмиров и другой военно-феодальной верхушки. Надо полагать, был и необходимый запас продовольствия, обмундирования и другого снабжения. Были в войсках
Татарский железный позолоченный шлем. XIII-XIV века. Сарай-Берке
специалисты-ремесленники по изготовлению оружия, по пошиву одежды и обуви. Иосифат Барбаро, например, пишет об этом так: «Военные люди в высшей степени храбры и отважны... В их войске есть ремесленники—ткачи, кузнецы, оружейники и другие, и вообще есть все необходимые ремесла».
В письменных источниках и произведениях фольклора имеются данные о вооружении, разных, видах оружия. Особенно богатый материал дают археологические исследования. Вот краткий перечень того, что имело золотоордынское войско на своем вооружении: осадные машины, первое огнестрельное оружие, шлем, кольчуга, щит, копье, лук, колчан со стрелами, сабля, кинжал, секира, боевой топор, булава-шестопер...
Вопросы и задания:
1. Расскажите кратко о форме государственного правления в Золотой Орде. Какие должности в центре и на местах вам известны?
2. Как вы понимаете значение термина «улус» применительно к государству и его отдельным частям?
3. Какие формы хозяйствования существовали в Золотой Орде?
4. Расскажите подробнее о земледелии и торговле.
5. Что более всего вам запомнилось из истории военного дела Золотой Орды? Кратко перечислите названия подразделений тогдашней армии.