Государственное устройство. По форме государственно-территориального устройства Эстония является унитарной
По форме государственно-территориального устройства Эстония является унитарной республикой. Административно-территориальное деление 15 уездов (маакундов) и 6 городов центрального подчинения. Парламент отказался предоставить автономию городам Нарве и Силламяэ, населенным в основном русскоязычными, несмотря на результаты проведенного там в 1992 г. референдума. В место этого в 1993 г. принят Закон о культурной автономии национальных меньшинств.
Действует Конституция, разработанная учредительным собранием и принятая на референдуме 28 июня 1992 г. Согласно Конституции по форме правления Эстония является парламентской республикой. Политический режим - национал-демократический.
Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту - Рийгикогу (Государственное собрание), который является фактически высшим органом Республики. Он состоит из 101 депутата, которые избираются на 4 года прямыми равными выборами на основе принципа пропорционального представительства.
Полномочия члена Рийгикогу приостанавливаются при его назначении членом правительства Республики и восстанавливаются при его освобождении от этих обязанностей.
Рийгикогу принимает законы и постановления; решает вопрос о проведении референдума; избирает Президента Республики в соответствии со ст.79 Конституции; ратифицирует и денонсирует международные договоры; предоставляет кандидату в Премьер-министры полномочия для формирования правительства Республики; принимает государственный бюджет и утверждает отчет о его исполнении; по представлению Президента Республики назначает на должность председателя Государственного суда, председателя совета Банка Эстонии, государственного контролера, Канцлера юстиции, командующего или главнокомандующего оборонительными силами; по представлению председателя Государственного суда назначает на должность членов этого суда; назначает членов совета Банка Эстонии; принимает решение о выражении вотума недоверия правительству Республики, Премьер-министру или министру; решает иные вопросы жизни государства, не отнесенные Конституцией к компетенции других государственных органов или местных самоуправлений.
Глава государства - Президент Республики, избираемый парламентом 2/3 его состава или, в случае, если 3 тура голосования не дадут результата, коллегией выборщиков. Коллегия выборщиков состоит из членов Рийгикогу и представителей собраний местных самоуправлений. Каждое собрание местного самоуправления избирает в коллегию выборщиков не менее одного представителя, который должен быть гражданином Эстонии. Парламент представляет коллегии выборщиков 2 кандидатов на президентский пост, набравших наибольшее число голосов в Рийгикогу. Коллегия выборщиков избирает Президента Республики большинством голосов членов коллегии, участвовавших в голосовании. Президент избирается сроком на 5 лет. Никто не может быть избран Президентом более чем на 2 срока подряд.
Номинально Президенту принадлежат значительные полномочия в основных сферах политической жизни. Он возглавляет государственную оборону, представляет Эстонскую Республику в международных сношениях; по предложению правительства Республики назначает и отзывает дипломатических представителей Эстонии, принимает верительные грамоты дипломатических представителей, аккредитованных в Республике. В области законотворчества он обнародует законы и подписывает ратификационные грамоты; может вернуть закон в Рийгикогу на новое рассмотрение в 14-дневный срок. Для повторного принятия закона достаточно обычного большинства.
В установленном Конституцией порядке Президент назначает кандидата на пост Премьер-министра, назначает на должность и освобождает от должности членов правительства; вносит в парламент предложение о назначении на должность председателя Государственного суда, председателя совета Банка Эстонии, государственного контролера, Канцлера юстиции и командующего или главнокомандующего оборонительными силами; по предложению совета Банка Эстонии назначает его президента; по предложению Государственного суда назначает судей.
Если парламент собраться не может, Президент - в случае неотложной государственной необходимости - имеет право издавать скрепленные подписями председателя Рийгикогу и Премьер-министра указы, имеющие силу закона. Как только парламент собирается, Президент представляет ему указы на утверждение.
Президент может объявить внеочередные парламентские выборы в случае, если правительству или Премьер-министру выражен вотум недоверия, либо законопроект, вынесенный на референдум, не получает большинство голосов "за", либо если по прошествии 2 месяцев с начала бюджетного года парламент не утвердит государственный бюджет.
Исполнительной властью обладает Правительство Республики, которое включает Премьер-министра и других министров.
Президент Республики в 14-дневный срок после отставки правительства назначает кандидата в Премьер-министры, которому поручает формирование нового правительства. Кандидат в 14-дневный срок представляет Рийгикогу доклад об основах формирования будущего Правительства, после чего Рийгикогу, не открывая прений, открытым голосованием предоставляет кандидату в Премьер-министры полномочия на формирование правительства.
Кандидат в Премьер-министры, получивший от Рийгикогу указанные полномочия, в 7-дневный срок представляет состав правительства Президенту Республики, который в 3-дневный срок назначает правительство. Если назначенный Президентом Республики кандидат в Премьер-министры не получит в Рийгикогу большинства голосов либо не сможет сформировать правительство, Президент имеет право представить (в 7-дневный срок) другого кандидата.
Если Президент Республики не представит другого кандидата, либо этот кандидат не получит от Рийгикогу полномочий, или не сможет сформировать правительство, право выдвинуть кандидата в Премьер-министры переходит к Рийгикогу. Если в 14-дневный срок после этого состав правительства не будет представлен Президенту Республики, он объявляет внеочередные выборы парламента.
Изменения в составе назначенного правительства Президент производит по представлению Премьер-министра.
Правительство Республики подает в отставку: 1) с созывом нового состава Рийгикогу; 2) в случае отставки или смерти Премьер-министра; 3) если Рийгикогу выразил недоверие Правительству Республики или Премьер-министру. Недоверие Правительству, Премьер-министру или министру может быть выражено постановлением, за которое проголосовало большинство состава Рийгикогу. В случае выражения вотума недоверия Правительству или Премьер-министру Президент Республики вправе в течение 3 дней назначить по предложению Правительства внеочередные выборы в Рийгикогу. При вотуме недоверия министру Президент освобождает его от должности. Вопрос о выражении вотума недоверия по тому же основанию может быть возбужден вновь не ранее чем через 3 месяца после голосования по предыдущему вотуму недоверия. Правительство Республики вправе увязать принятие представленного им Рийгикогу проекта с вотумом доверия. Если проект Рийгикогу не будет принят, Правительство подает в отставку.
Основной конституционной проблемой в Эстонии, как и в Латвии, является правовое положение русскоязычных жителей. Конституция гарантирует широкие личные, политические и социальные права, однако многие из них распространяются только на граждан. Закон о гражданстве 1992 г. объявил большинство русскоязычного населения (500 тыс. человек) негражданами Эстонии, лишив их права участвовать в голосовании и баллотироваться на национальных выборах. Действующий дискриминационный Закон о гражданстве 1995 г. препятствует его приобретению 30% жителей Республики. Законодательство и государственная власть во многих случаях отдают предпочтение этническим эстонцам перед другими гражданами.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Эстонии входит в романо-германскую правовую семью, занимая в ней своеобразное место. Нынешняя правовая система Эстонии (так же как и соседней Латвии) сформировалась на протяжении последних 150 лет в результате взаимодействия самых различных правовых культур, главным образом немецкой, дореволюционной русской, а также советской.
Немецкие завоеватели и колонисты, составлявшие правящий класс в Эстонии до начала ХХ в., принесли с собой германское право, основанное в свою очередь на римском праве. Это право благодаря тесным торговым связям стало развиваться здесь под влиянием общих тенденций развития германского частного права в Европе, даже когда немецкое владычество в XVI в. сменилось шведским, а в начале XVIII в. - русским. Правительство Российской империи сохранило и упорядочило действовавшие в Остзейском крае разнообразные законы (германские, шведские, польские и др.), составив "Свод местных узаконений губерний остзейских". Третий том этого свода, охватывавший гражданские законы, был утвержден в 1864 г., вступил в действие с 1 июля 1865 г. Он продолжал действовать в качестве основного источника гражданского права Эстонии на протяжении всего периода Первой республики (1918-1940 гг.). Только к 1940 г. был подготовлен проект современного Гражданского кодекса, однако его принятию помешали смена политического режима и включение Эстонии в состав СССР.
В отличие от частного в сфере уголовного права и процесса в конечном счете возобладало русское законодательство. В 1889 г. на Прибалтику было распространено действие судебных уставов России. В 1917 г. немецкие оккупационные власти ввели на территории Прибалтики русское Уголовное уложение 1903 г., сохранившее силу и после достижения Эстонией независимости. В межвоенный период эстонское право развивалось на основе сложившихся в предыдущие эпохи правовых традиций. Земельная реформа, проведенная в это время, ликвидировала земельную собственность прибалтийских немецких помещиков и окончательно утвердила хуторской уклад сельского хозяйства.
В ноябре 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР ввел в действие на территории Эстонии, как и других прибалтийских республик, законодательство СССР: уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское, гражданско-процессуальное, трудовое и семейное. Лишь в 1960-е гг. у Эстонии (как и других прибалтийских республик) появились "собственные" кодексы.
Эстония стала первой республикой в СССР, начавшей радикальные государственно-правовые реформы. В частности, в ней уже в 1988 г. было объявлено о легализации частной собственности, а в 1989 г. приняты Закон о банках и Положение об акционерных обществах (в других республиках только в 1990-1991 гг.).
В настоящее время эстонская правовая система быстро трансформируется от советской к классическому романо-германскому праву. В силу исторической традиции (идущей еще от средневековой немецкой колонизации) наибольшее влияние на правовое развитие Эстонии вновь оказывает германская правовая культура. Это влияние особенно заметно в новых принципах гражданского права. Законодатель также стремится учесть и использовать государственно-правовой опыт, накопленный страной в период до 1940 г. Однако в отличие от соседней Латвии в Эстонии не наблюдается массового восстановления устаревшего законодательства межвоенных лет, а принимаются в основном новые, современные акты.
По темпам рекодификации Эстония опережает своих прибалтийских соседей и большинство государств СНГ. К настоящему времени приняты новые Кодекс торгового мореплавания (1991), Кодекс об административных правонарушениях (1992), Кодекс об апелляционном и кассационном судопроизводстве по уголовным делам (1993),Кодекс об исполнительном производстве (1993), Административно-процессуальный (1993), Гражданско-процессуальный (1993), Коммерческий (1995) и Уголовный (2001) кодексы. Принято также большинство частей нового Гражданского кодекса (1994-1996).
Основным источником права в Эстонии являются законы и другие нормативные акты. Во главе иерархии стоит Конституция, за ней следуют законы и постановления, принятые парламентом; указы Президента, постановления и распоряжения правительства; постановления и приказы министерств; акты местных органов власти и местного самоуправления.
Конституция устанавливает принцип приоритета международного права: если законы или иные акты Эстонской Республики противоречат ратифицированным Рийгикогу международным договорам, применяются положения последних.