Судебный прецедент как источник права
Происхождение.
Прецедент как источник права известен с древних времён. В Древнем Риме в качестве прецедента выступали устные заявления (эдикты) или письменные решения по конкретным делам преторов или иных магистратов. Сначала такие решения имели силу только для тех, кто их вынес и только в период их нахождения у власти (как правило 1 год). Но постепенно самые удачные с точки зрения интересов рабовладельцев (правящего класса) стали повторятся в эдиктах вновь избранных магистратов и приобрели, таким образом, устойчивый характер. Теперь же такой источник права характерен англосаксонской правовой семье (Австралия, США, Англия, Канада).
Как источник права прецедент широко использовался в средние века. После захвата Англии в 1066 году Вильгельмом I Завоевателем на смену разрозненным местным актам приходит общее для всей страны право. В этот период создаются королевские разъездные суды, которые решают дела с выездом на места и от имени Короны. Вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Так стала складываться единая система прецедентов, общая для всей Англии, получившая название "common law" (общее право).
В настоящее время судебный прецедент является одним из основных источников права в правовых системах Канады, США, Великобритании и многих других стран. В разных странах даже одной правовой системы судебный прецедент применяется по-разному. В Англии существует строгое правило прецедента. В США правило прецедента не такое жесткое в силу особенностей федеративного устройства этой страны. При использовании судебного решения как источника права, обязательным для судов является не все решение или приговор, а только правовая позиция судьи, на основе которой выносится решение.
СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ – решение судебного органа по конкретному делу, которому придается общеобязательное значение и которым руководствуются другие суды той же или низшей инстанции, разрешающие впоследствии аналогичные дела. Прецедент — случай или событие, которое имело место в прошлом и является примером или основанием для аналогичных действий в настоящем. Судебный прецедент — решение высшего судебного органа по определённому делу, которое в дальнейшем является обязательным для судов при разрешении аналогичных дел.
Существует два вида прецедента - судебный и административный (решение принимается административным органом или судом). Наиболее распространённой формой права является судебный прецедент. Его наличие свидетельствует о том, что в данной стране правотворчеством занимается не только законодательный, но и судебные органы.
Суть судебного прецедента состоит в том, что ранее состоявшееся решение гос. Органа (судебного или административного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при последующем разрешении подобных дел.
Родиной прецедентного права является Англия. Английские суды в настоящее время не только принимают, но и создают нормы права. Правила, содержавшиеся в судебных решениях, согласно английскому праву должны применяться и в дальнейшем, иначе будет нарушена стабильность общего права и поставлено под угрозу само его существование.
В Англии сложилась следующая правила и пределы действия прецедента:
· Решения, вынесенные Палатой лордов, составляют обязательные прецеденты для всех судов и для самой Палаты лордов;
· Решения, принятые Апелляционным судом, обязательны для всех судов кроме Палаты лордов;
· Решения, принятые Высшим судом правосудия, обязательны для низших судов.
В основе создания судебного прецедента лежит принцип, согласно которому суд не может отказать кому-либо в правосудии из-за отсутствия соответствующего закона.
Суд обязан вынести решение по такому делу, и это решение впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел.
Фактически суд при этом осуществляет функцию правотворчества, хотя создаваемая им норма как бы "растворена" в индивидуальном судебном решении и для ее последующего применения необходимо его толкование.
Сила судебного прецедента как источника права вытекает из того, что всякий суд, безусловно связан решениями всех высших судов, которые не могут оспариваться, однако в толковании прецедента судья обладает полной свободой.
Право в подобных случаях отличается крайней сложностью и запутанностью, что вызывает специфические проблемы в его применении.
Но, с другой стороны прецедентные нормы наиболее приближены к конкретным жизненным ситуациям и в этом смысле могут более полно отражать требования справедливости, чем абстрактные нормы закона.
В США отношение к прецеденту как к источнику права более упрощенное, здесь вполне допускается изменение судебной практики.
Каждое судебное решение содержит следующие составные части:
1. Установление существенных фактов дела, прямых и производных.
2. Изложение правовых принципов, применяемых к правовым вопросам, возникающим из конкретных обстоятельств.
3. Вывод судьи, основанный на двух первых частях. Для самих сторон и заинтересованных лиц 3-я часть является основной, так как окончательно устанавливает их права и обязанности в отношении оснований дела.
Однако с точки зрения доктрины прецедента наиболее существенным элементом в решении является часть 2-я. Это и есть суть дела, или, как называют специалисты по англосаксонской правовой системе, "ratio decidendi". Остальная часть решения есть "obiter dictum" (попутно сказанное), и она не является обязательной для судей. Было бы ошибочным считать, что obiter dicta вообще не имеет силы прецедента. Оно является не обязательным, а только убеждающим прецедентом. Когда правовая аргументация исходит от суда более высокого ранга и представляет собой хорошо продуманную формулировку правовой нормы, а не случайно высказанное мнение, тогда "попутно сказанному", как правило, следуют, если конечно нет обязательного прецедента противоположного характера. Другим видом убеждающих прецедент являются решения судов, стоящих по иерархии ниже того суда, которому предлагается последовать этим решениям. В дореволюционной России отношение к прецеденту было неоднозначным. Одни твёрдо отрицали его в роли источника права, другие считали таковым, но только как дополнительную к закону форму. Прецедент находится в подчинении у закона, закон может отменить его действие. Прецедент зарождается чаще тогда, когда данная сфера отношений не урегулирована правом. Как правило, судебные прец-ты творятся высшими судами.
В странах романо-германской системы права роль судебной практики в основном не выходит за рамки толкования закона. Считается, что правотворческая деятельность является прерогативой законодателя, а также правительственных или административных властей, уполномоченных на это законодателем.
Прецедент в РФ
В России прецедент официально не является источником права, хотя на практике решения вышестоящих судов часто принимаются во внимание при разрешении споров. Роль прецедента в некотором смысле выполняют постановления Пленумов Верховного иВысшего Арбитражного судов по отдельным вопросам правоприменения.
51. Нормативно-правовой акт: понятие и виды.
Понятие.
Нормативный правовой акт –это официальный акт правотворчества, в котором содержится нормы права.
Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.[1]
Нормативный правовой акт-это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права.
Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.
В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.
Мировая юридическая наука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и не всегда определенный характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенного выражения.
С развитием общественной жизни, усложнением общественных отношений эти обязательные установления становятся тормозом общественного прогресса. Как отмечал в свое время Н.М. Коркунов, «государственная власть, призванная поддерживать и охранять господство права, не может помириться с таким положением дела. Как только она достаточно окрепнет и организуется, она везде стремится поставить на место неопределенных начал обычного права и судебной практики ею самой сформулированные и по возможности общие положения или законы».
Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно. Вначале нормативно регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений.
В отличие от других источников (форм) права нормативный правовой акт обладает определенными признаками:
1. нормативный правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов гос. Или всенародным волеизъявлением(референдумом).
2. В нормативных правовых актах содержится только нормы права, т.е. правила общего характера, обладающие государственной обязательностью.
3. Нормативный правовой акт оформляется в виде официального документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта(закон, указ, постановление), наименование органа принявшего акт.
4. В нормативных правовых актах нормы права группируются по определенным структурным образованием: разделам, главам, статьям.
Признаки НПА:
· нормативный характер
· это правовой акт
· является результатом правотворчества
· общеобязательность
· оформление в виде официального документа
· определённый порядок группировки правовых норм.
Виды:
Классификация нормативно-правовых актов производится: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.
По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования (см. приложение №2).
В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.
Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство -- примеры комплексных нормативно-правовых актов.
По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:
1. на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;
2. на акты ограниченного действия -- распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
3. на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
Закон главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни.
Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция по отношению к другим нормативно-правовым актам, в том числе и законам, обладает высшей юридической силой. Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.
Классификация законов может проводиться по различным основаниям:
- по их юридической силе (Конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов федерации);
- по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
- по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные, экологические и т. п.);
- по сроку действия (постоянные законы и временные) и т. д.
52. Конституция как источник права.
Конституция как источник права. Конституция – основной закон гос-ва, имеющий учредительный, основополагающий характер, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы отношений между человеком и обществом, между государством и обществом, а также основы организации самого гос-ва.
Конституция - Нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального содружества в межгосударственных объединениях, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности.
Конституция в материальном смысле — совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти. Конституции в материальном смысле принято классифицировать, в частности, на писаные и неписаные.
Свойства конституции:1. верховенство. 2. прямое действие (конституция – правовой акт, действует на всей территории и на всех лиц). 3. принимается и изменяется в особом порядке (стабильность). 4. гарантом конституции является президент (обязан исполнять и защищать конституцию). 5. конституционный контроль со стороны конституционных судов (решение споров и определение компетенции гос.органов, субъектов федерации и т.д.; проверка НПА на соответствие конституции).
Способы принятия конституций: - октроирование – адекватен постфеодальному периоду, предоставление права осуществлять властные полномочия (бывает внешнее и внутреннее – суть дар);
-референдум – согласуется с понятие конституции как акта осуществления учредительной власти, невозможно обсуждение, внесение поправок в проект;
-принятие парламентом – наиб. распространен, конституция – акт, посредством которого все органы гос. власти наделяются полномочиями, в этом случае нарушается аксиома «никто не может быть судьей в собственном деле», квалифицированное большинство голосов, прочие усложнения процедуры принятия;
-принятие конституантой – наиболее адекватен, конституанта – представительный орган, хорошо функционирующий, позволяет детально обсудить проект. Иногда конституция принимается органом, созданным на основе парламента.
Право принятия конституции может быть предоставлено:
§ учредительному собранию (например, конституция Италии, конституция Индии);
§ избирательному корпусу посредством референдума (конституция Франции, конституция Турции);
§ главе государства (конституция Ирана);
§ в редких случаях — внешним субъектам (например, монарху) при образовании нового государства — т. н. октроированные («дарованные») конституции.
Виды конституций:
-писаные;в формальном смысле представляют собой либо единый нормативный акт, либо совокупность нескольких конституционных или органических законов (например, конституция Швеции, конституция Испании).
-неписаные – состоят из норм конституционного характера, «разбросанных» по большому количеству актов, а также содержащихся в конституционных обычаях. Характерны для стран англо-саксонской правовой семьи (за исключением США), конституция Великобритании - наиболее яркий пример.
- кодифицированные;
-некодифицированные – совокупность конституционных законов – конституция Албании 90-х годов.
- жесткие – изменения вносятся в усложненном порядке;
-гибкие – изменения вносятся в порядке простых законов. Еще один вариант: сложно вносить поправки или относительно просто изменить положения.
-правовые – исходящие из принципа прав и свобод человека;
- неправовые.
Обоснование высшей юридической силы конституции.Позитивизм: - так установлено в рамках правовой системы; - конституция принимается в усложненном порядке. Непозитивизм: - чистое воплощение права, устанавливает правовые основы жизни данного общества.
-реальные – порядок осуществления полномочий реализуется на практике;
- фиктивные.