Выпускной квалификационной работы. подготовка выпускной квалификационной работы (вкр) бакалавра
Подготовка выпускной квалификационной работы (ВКР) бакалавра, специалиста и магистра в области правового образования является трудоемким процессом, рассчитанным на длительный период времени. Возможно выделить следующие этапы работы:
1)Выбор научного руководителя и темы исследования;
2)Определение содержания ВКР;
3)Сбор фактического материала;
4)Системное изложениематериала;
5)Редактирование материала;
6)Составление списка использованных источников и литературы;
7)Оформление работы в соответствии с предъявляемыми требованиями;
8)Подготовка отзыва научного руководителя и рецензии,
9)Защита ВКР перед членами Государственной аттестационной комиссии.
1. Выбор темы исследования. Тему работы студент может выбрать из списка тем, разработанных преподавателями кафедры правоведения, государственного и муниципального управления, либо предложить собственную тему с учетом своих научно-практических интересов. Выбор темы должен быть обусловлен предшествующими курсовыми работами, для магистров – выпускной работой бакалавра.
От продуманного выбора проблемы для научного исследования зависит возможность формулирования стратегических задач в ВКР. Для этого необходимо настойчиво, изо дня в день кропотливо работать, творчески осмысливать собранный материал, изучать события и факты.
Любой исследователь, не только начинающий, обязан опираться на научные достижения, полученные другими учеными, объективно оценивать их, прислушиваться к мнению специалистов, работающих в различных областях научного знания. Исходя из этого принципа, начинающему исследователю целесообразно не только прислушаться к мнению научного руководителя, учесть его пожелания, но и проконсультироваться с ведущими специалистами в области юриспруденции. Вместе с тем, студенту необходимо научиться творчески осмысливать высказанные пожелания, отстаивать свои позиции, избегая “слепого” следования установкам других ученых. Проявив большую самостоятельность в определении тематики исследования, студент в дальнейшем избежит проблем с формулировкой собственного видения проблемы и подведением результатов проделанной работы.
Тема ВКР должна отвечать принципу “золотой середины”, быть не слишком широкой и не слишком узкой. Например, такие темы как: ”Правовые основы российской государственности”, “Российский федерализм: истоки и перспективы” представляются чрезвычайно широкими и должны рассматриваться на уровне докторских диссертаций.
При выборе темы следует избегать так называемых “конъюнктурных тем”, появление которых вызвано потребностями политической, идеологической ситуации. В отношении юридических исследований данная опасность весьма существенна. Для ее избежания необходимо внимательно оценить степень научности избранной проблематики и перспективы ее дальнейшего развития. Например, проблемы местного самоуправления, принципов организации исполнительной власти, государственной службы, реформа избирательного законодательства и др. представляются «вечными» и всегда найдут своего исследователя.
При формулировании темы ВКР необходимо следовать следующим принципам: проблемность, лаконичность, четкость, доступность для восприятия (не загроможденность понятийным аппаратом). В приложении № 1 предлагаются формулировки тем, не отвечающие перечисленным принципам, а также варианты формулировок им соответствующие.
Работая над темой, следует просмотреть каталог авторефератов диссертаций защищенных по соответствующей отрасли юридической науки. Это поможет выявить сферу приложения собственных научных изысканий. Следует ознакомиться также с дипломными и диссертационными работами, защищенными в смежных областях науки, так как на стыке наук можно найти новые проблемы, пути их решения. Например, исследования в области муниципального права невозможны без привлечения научных достижений в сфере теории государства и права или конституционного права.
Особое внимание студент должен уделить выяснению новизны в его исследовании и обоснованию актуальности избранной темы. Новизна работы может пониматься в двух значениях:
· обращение к ранее не изученной (не достаточно изученной) проблеме юридической науки (ликвидация “белых пятен”);
· выявление новых аспектов в исследовании достаточно “традиционной” проблемы, привлечение новых источников.
В обоих случаях тема диссертации может быть признана актуальной. Для членов Государственной аттестационной комиссии имеет принципиальное значение самостоятельное осмысление выпускником темы его ВКР, способность видеть перспективу.
Практическая значимость исследованияможет выражаться в различных формах, что определяется характером самой работы. Практическая составляющая ВКР как правило выражается в двух формах:
1). Разработка теоретической концепции (применение существующей в ином контексте), которая может использоваться в последующих юридических исследованиях. Преимущественно характерно для ВКР в области Теории государства и права;
2). Выработка практических предложений по совершенствованию действующего законодательства, существующей модели организации властных институтов, принципов взаимодействия государства и общества (например, в сфере трудовых отношений).
2. Составление списка источников и литературы
Важной задачей студента после выбора темы исследования и утверждения ее содержания становится изучение научных исследований и сбор источникового материала. Эту работу рекомендуется вести в сотрудничестве с научным руководителем. Начинающему исследователю рекомендуется чаще обращаться к руководителю за помощью, прислушиваться к его мнению, как по содержанию индивидуального плана работы, так и изучению литературных источников.
Необходимо познакомиться со всеми видами источников и литературы, содержание которых связано с темой исследования. К ним относятся:
1. Материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях,
2. Неопубликованные документы,
3. Диссертации,
4. Депонированные рукописи,
5. Официальные материалы.
6. Публикации, содержащиеся в периодической печати: статьи, заметки, данные социологических опросов, официальные сообщения.
Состояние изученности темы целесообразнее проследить по информационным изданиям, цель выпуска которых – оперативная информация как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания. Информационные издания в отличие от обычных библиографических изданий оперируют не только сведениями о произведениях печати, но также идеями и фактами, в них заключенными. Издания можно классифицировать по трем видам: библиографическому, реферативному и обзорному.
Библиографические издания чаще всего носят сигнальный характер и состоят из кратких библиографических описаний часто без аннотаций и рефератов. Они с максимальной полнотой фиксируют новинки отечественной и зарубежной литературы. Их отличают оперативность подготовки и сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе. Они представляют собой по преимуществу систематические указатели, выпускаемые в виде бюллетеней, тематика которых охватывает почти все отрасли мировой науки и техники.
Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.
Реферативные сборники представляют собой периодические, продолжающиеся или непериодические издания, которые содержат рефераты неопубликованных документов. Их выпускают центральные отраслевые институты научно-технической информации и технико-экономических исследований. Такие издания носят узко тематический характер.
Обзорные издания чаще всего посвящаются одной проблеме. Обзоры обобщают сведения, содержащиеся в первичных документах, являясь высшей ступенью их аналитико-синтетической переработки. Они сообщают о состоянии или развитии отрасли науки или практической деятельности, отражая все новое, что сделано в ней за определенное время.
Знакомясь с публикациями по избранной проблеме, следует просмотреть ретроспективную библиографию, обычно помещенную в конце монографии или журнальной статьи. Списки таких источников, как свидетельствует практика, облегчают работу исследователя: они информируют его о научных трудах, вышедших в предшествующие годы по интересующим аспектам данной проблемы.
Составляя список (картотеку) литературных источников, следует отчетливо записать фамилию и инициалы автора, название источника, год и место издания, количество страниц монографии или брошюры, так как по ГОСТу это требуется отразить в диссертации. В случае ознакомления с журнальной статьей необходимо (в целях экономии времени при составлении списка литературы) обязательно выписывать исходные данные журнала (кем издается, год и месяц, номер издания). Нередко при чтении источников возникают собственные гипотезы, мысли, выводы; их целесообразно записывать по мере чтения материала на полях выписок. Они могут послужить основой для разработки новых положений, обоснования новых знаний.
Привлечение Интернет-ресурсов при написании ВКР признается допустимым только если информация берется с официального сайта органа власти, политической партии, общественной организации, либо материал не был опубликован на печатном носителе (например, статьи из Интернет-журналов, газет). Не допускается ссылка на нормативно-правовые акты, размещенные в Интернете, поскольку существуют официальные источники публикации: Собрание законодательства РФ и Российская газета.
3. Составление плана (содержания) ВКР.
При составлении плана работы необходимо руководствоваться следующими принципами:
· самостоятельность;
· разделение на главы и параграфы;
· логика содержания работы (последовательность в изучении проблемы).
В методологии научного исследования выделяют несколько видов планов работы:
1. Дедуктивный (общетеоретический характер);
2. Монистические теоретические исследования (отраслевые);
3. Теоретико-эмпирические исследования;
4. Историко-диахронические исследования (См. приложение 2).
4. Работа с источниками и литературой.
5. Выделение проблемы и анализ ее состояния в науке и практике.
6. Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования.
7. Разработка разных способов решения выделенной проблемы. Определение оптимального пути решения проблемы.
8. Компоновка текста в главы, написание к ним выводов.
9. Составление заключения и введения.
10. Составление списка источников и литературы, приложений. Завершение оформления работы.
11. Представление на кафедру для рецензирования (до 1 мая текущего года).
12. Защита выпускной квалификационной работы.
Содержание выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа оценивается не только по актуальности проблемы исследования, содержанию проанализированного материала, но также и по уровню методологической подготовки студента, его способности правильно выстроить структуру работы и организовать фактический материал.
В структурном отношении ВКР должна включать следующие единицы:
1. Титульный лист
2. Содержание
3. Введение
4. Основная часть, под разделенная на главы и параграфы
5. Заключение
6. Список использованных источников и литературы
7. Приложение(я) (при необходимости).
Образец титульного листа выдается студенту на предзащите ВКР.
На следующей после титульного листа странице помещается содержание, в котором отражены названия глав и параграфов, номера страниц на которых они расположены (Приложение 3).
Нумерация страниц (вверху по середине листа) начинается с третьей страницы, на которой помещается введение. Оно должно составлять не менее 10 - 15 % от объема всей работы. Во введении обязательно должны быть отражены:
1. Обоснование актуальности темы;
2. Степень изученности темы (историография);
3. Объект, предмет исследования;
4. Цель и задачи исследования;
5. Хронологические и географические рамки (если необходимо);
6. Теоретическая основа ВКР (методологические подходы и методы исследования);
7. Источниковая (нормативно-правовая) база исследования;
8. Научная новизна (для магистерских диссертаций);
9. Практическая значимость исследования (для магистерских диссертаций);
10. Апробация и внедрение результатов исследования (для магистерских диссертаций);
11. Структура работы.
Обосновывая актуальность избранной темы, студент должен четко определить ее место среди проблем современной юридической науки, а также выявить ее перспективы, возможности дальнейшего совершенствования (Приложение 4). Для качественного определения актуальности исследования рекомендуется составить тезисный план его содержания, содержащий логические «переходы» от одного рассуждения к последующему.
Пример: «Брачный договор как основание установления договорного режима имущества супругов: понятие, заключение, содержание».
1. Совершенствование семейных правоотношений, понятий семьи и брака. Новые формы регулирования имущественных отношений. |
2. Брачный договор – форма регулирования имущественных отношений, приобретает все большую популярность в РФ (западный опыт). |
3. Особенности заключения и содержания брачного договора в связи с российскими реалиями. |
В приложении 5 предлагается практическое задание, которое позволит студенту научиться правильно, обосновывать актуальность своего исследования.
Степень изученности темы предполагает проблемно-хронологический анализ исследований, посвященных изучаемой проблеме или (при необходимости) смежным проблемам.
Возможно несколько вариантов определения степени изученности темы:
1. В хронологическом порядке проанализировать ключевых авторов, занимающихся проблематикой работы, первоначально разделив их на исторические этапы (например, дореволюционный, советский, современный). Обязательным является наличие логичных переходов от одного периода к другому.
2. Проблемный анализ специальных работ по теме исследования (образец представлен в приложении 6).
От качественного анализа предшествующей исследовательской традиции зависит способность студента определить место своей работы в проблематике современной юридической науке, выявить объектно-предметную область.
Объект исследования – часть общественных процессов и явлений, подвергающихся изучению в ВКР. В качестве примера можно рассмотреть такую тему как “Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации”. Объектом исследования в данной работе выступают институты политической системы общества. Другая тема - “Юридическая ответственность муниципальных служащих”. Объектом исследования в данной работе являются либо институт муниципальной службы, либо правовая категория юридической ответственности.
Предмет– сторона объекта исследования. В нашем первом примере – это конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации. Во втором примере – юридическая ответственность муниципальных служащих.
ЦельВКР должна быть сформулирована четко и лаконично, и найти отражение в заключительной части работы. Она должна содержать оценку результатов исследования.
Задачи вытекают из целевой установки и могут быть определены двумя способами:
· последовательно раскрываться в отдельных главах (параграфах) ВКР (наиболее предпочтительный вариант).
· иметь “сквозной” характер, т.е. прослеживаться на протяжении всей работы в различных главах (параграфах).
Хронологические и географические рамкиработы определяются только в силу необходимости. Специфика юридической науки обуславливает обращение к наиболее актуальным современным проблемам, необходимость привлечения последней нормативно-правовой базы и достижений ключевых исследователей в этой области. Только в случае обращения студента к историко-юридической проблематике возникает необходимость обоснования хронологических рамок работы. Обоснование должно быть четким и содержательным.
Географические (территориальные) рамки диссертации обосновываются в случае, если объектная область исследования выходит за рамки Российской Федерации и охватывает иные географические пространства.
Теоретическую основу ВКР составляют методологические подходы юридической науки, а также используемые в их рамках общенаучные и специальные методы исследования. Ключевые методологические подходы определяются для магистрантов в рамках теоретических и практических занятий по курсу “Методология и методика юридической науки”, для студентов-специалистов и бакалавров в рамках курса «Методология научного исследования», а также в индивидуальном порядке с научным руководителем.
Методология научного исследования – это принципы организации, способы и формы научно-исследовательской деятельности. Методология позволяет правильно и логично организовать собранный фактический материал и написать правильное заключение в научной работе.
Уровни методологии:
1. Общетеоретический (диалектика). Наиболее общим, универсальным принципом организации научного исследования общественных процессов является социальная диалектика.
Принципы диалектики:
1. Изучение явлений и процессов требует их рассмотрения в системе связей и взаимодействий. Любое явление состоит из нескольких элементов взаимосвязанных между собой (внутренние связи). Кроме того, явления имеют внешние связи с другими явлениями и процессами.
Пример:
"Эволюция РФ к президентской республике" – внутренние связи: основные черты российского типа республики; внешние связи: влияние международной тенденции к укреплению власти исполнительной ветви власти.
2. Изучаемые явления находятся в постоянном развитии, т.е. переходят из одного состояния к другому, усложняются связи между элементами.
Пример:
Республиканская форма правления в РФ эволюционирует от республики смешанного типа к республике президентской после реформ 2000 – 2005 гг.
3. Использование принципа историзма, т.е. рассмотрение изучаемых явлений в историческом контексте, выявление этапов их эволюции.
Пример:
В качестве предпосылок появления президенской республики выступают – авторитарный режим (культ личности); император; особенности менталитета и др.
4. Поиск противоречий как источника развития изучаемого явления.
Пример:
Противоречия между целью – централизации власти с одной стороны, и социально-экономическим и политическим кризисом, с другой, который мешает проведению административной реформы.
5. Выявление причинных связей в развитии явления (принцип социального детерминизма).
Пример:
Закономерность перехода к президентской республике.
2. Теоретический (философский) – привлечение философских концепций, теорий и понятий для осмысления изучаемой научной проблемы. К основным теоретическим методологическим подходам относятся:
1. Юридический позитивизм(Р. Иеринг, Дж. Остин, Г. Кельзен, Г. Харт).
В качестве самостоятельного научного направления сформировался в середине XIX в. (Д. Остин, К. Бергбом). Основываясь на классическом позитивизме О.Конта было обосновано ключевое положение юридического позитивизма – право есть явление чисто эмпирическое, оболочка социально-экономических отношений (норма – основа правовой системы). Цель юридической науки заключается в том, чтобы вывести теорию права из области метафизических спекуляций, очистить от “вечных и неизменных правовых принципов”. Интерес исследователей концентрировался на текстах права, его источниках. Аксиологические, оценочные аспекты права, его связи с социальными процессами игнорировались. Методологической основой юридического позитивизма выступает формально-логический метод.
2. Феноменология права (социологическая юриспруденция) - Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Шелер, М. Мерло-Понти, А. Шюц, П. Рикёр.
- объектом изучения становится поведение людей в сфере права;
- методы исследования – прямое наблюдение и социологический опрос;
- задача исследователя – констатация юридического факта, а не его оценка.
Наиболее важное положение феноменологического учения состоит в том, что социальный мир представляет собой одновременно объективную и субъективную реальность. В качестве первой он представлен социальными институтами, обеспечивающими социализацию индивида и воспроизводство в форме традиций общества. Мир как субъективная реальность — это уникальная субъективность человека и его возможность изменять (конструировать) объективную реальность. Так обеспечивается инновационное воспроизводство социума.
3.Герменевтика:
- метод интерпретации – семантический анализ текста, его толкование и понимание (“множественность смыслов”);
- конфликт интерпретаций – законодатель и толкователь ставят разные
- цели, которые предстоит истолковать.
4. Системный подход (системный анализ) – И. Валлерстайн, А. Холл, Н. Винер, А. Рапопорт:
- исследование объектов во всей совокупности составляющих сторон;
- система целостна, иерархична, интегративна;
- построение «дерева целей»;
- этапы системного анализа.
В соответствии с системным подходом политические отношения и отношения государства с социальными группами рассматриваются как системы, т.е. целостные множества структурно и функционально связанных элементов, полнота и непротиворечивость которых определяет состояние всей системы.
5. Синергетический подход (Г. Хакен, И. Пригожин):
- изучаемые явления и процессы рассматриваются в качестве самоорганизующихся систем;
- теория изменений системы;
- точка бифуркации (возникновение альтернативы) и множественность вариантов (аттрактор).
6.Сравнительный анализ (компаративистика):
- сопоставление различных процессов и явлений, выявление их сходств
и различий;
- процедура анализа – сегментация;
- прогностическое значение метода.
7. Институциональный подход (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Д. Локк, А. Де Токвиль):
- осуществление политических процессов через деятельность политических институтов (органов власти, учреждений);
- взаимодействие институтов с со всеми сферами жизнедеятельности общества и между собой.
8. Моделирование:
- построение модели – идеального воспроизведения исследуемого объекта;
- этапы процесса моделирования.
В научном исследовании студент вправе использовать не один, а несколько методологических подходов, но в отношении каждого из них он должен обосновать потребность их использования в работе.
3. Общенаучная (универсальная) методология – методы, используемые в различных науках.
- метод теоретического обобщения, использующий системный подход. Избранный метод позволил синтезировать положения об объекте, выведенные в специальных исследованиях междисциплинарного характера.
- анализ и синтез.
Анализ – разделение изучаемых явлений и процессов на элементы и исследование каждого из них в отдельности.
Пример:
Концепция разделения властей – Законодательная власть – Исполнительная власть – Судебная власть – Информационные технологии и СМИ.
Синтез – осмысление взаимосвязей и взаимодействий каждого элемента изучаемого явления.
Пример:
Ответ на вопрос о возможности появления четвертой ветви власти в РФ.
Анализ и синтез – это взаимосвязанные методы исследования.
- индукция,
Индукция – способ познания от фиксирования отдельных фактов и их анализа к их систематизации и обобщению. Для качественного исследования необходимо чтобы все факты были изучены (полная индукция), что удается далеко не всегда.
Пример:
Правовой статус Президента РФ
- дедукция.
Дедукция– метод исследования предполагающий выведение из общих положений, считающихся достоверными, определенных следствий.
Пример:
Общее положение – укрепление правового статуса Президента;
Следствие – переход РФ к президентской республике.
- аналогия.
Аналогия – установление сходства одних свойств у явлений позволяет сделать вывод о наличии у них и других свойств. Историческая аналогия.
Пример:
Полномочный представитель Президента РФ – генерал-губернатор Сибири.
Президент РФ – Президент США.
- моделирование.
Моделирование - воспроизведение в специально созданной модели свойств изучаемых явлений или процессов. Модель может быть двух видов: материальная и идеальная (мысленная конструкция).
Пример:
- Реконструкция государства майя по археологическим артефактам.
- Последствия перехода РФ к президентской республике.
Применение метода моделирования способствует получению нового знания (эвристический характер). Для историко-правовых исследований характерно использование "моделей жизненного цикла" – изучение явлений и процессов на различных этапах развития.
Пример:
"Государственная Дума в России: этапы эволюции"
Метод моделирования позволяет спрогнозировать направления развития процессов и явлений (прогностическая функция).
- восхождение от абстрактного к конкретному.
Процесс познания движется от изучения отдельных фактов, событий к обобщенному (целостному) знанию о них, выраженному в понятиях и теориях.
Пример:
"Политический режим в США" – научные факты – либеральный режим.
- междисциплинарный подход.
- системный анализ.
Изучаемое явление рассматривается в качестве системы составляющих его взаимодействующих элементов. Все элементы системы взаимосвязаны и образуют единую структуру.
Пример:
"Правовые основы муниципального управления в РФ" – Конституция, ФЗ, Указы, Уставы, муниципальные правовые акты.
Принципы системного анализа:
· целостность изучаемой системы – все элементы взаимосвязаны и причинно обусловлены;
· выявление источников развития системы
Пример:
Расширение количества муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
Этапы системного анализа:
А). Постановка цели исследования на основе имеющихся знаний;
Б). Выделение основных элементов в изучаемом явлении и исследование их взаимосвязей;
В). Выявление основополагающих факторов их функционирования и обнаружение внутренних и внешних источников их развития;
Г). Целостная оценка изучаемого явления.
Пример:
"Правовые основы мцниципального управления в РФ" (этапы + структура работы).
- логический - последовательность изучения процессов и явлений, выявлений их предпосылок и взаимосвязей.
4.Конкретно-предметные методы исследования – совокупность методов и процедур, применяемых в определенной науке.
- сравнительный анализ - сопоставление явлений с целью обнаружения их сходства и различий, получения новой информации.
Механизм сравнительного анализа:
А). Сегментация – деление явления на сегменты и выделение тех из них, которые будут подвергнуты сравнительному анализу.
Пример:
"Российская модель местного самоуправления"
Б). Обоснование выявленных сходств и различий.
В). Прогнозирование развития процесса (явления). Формы прогнозирования:
– прямое сопоставление данных о развитии процесса в разных странах;
– экстраполяция - распространение полученных данных на будущее (краткосрочный прогноз).
- правовой метод - комментирование нормативно-правовых актов, их качественный анализ.
- конкретно-исторический - на основе которого факты и явления рассматривались не статично, а в динамике развития;
- системно-структурный анализ - комплексное рассмотрение процесса законотворчества, включающего изучение предыстории закона, его текстовой анализ и правоприменительную практику.
- структурно-функциональный анализ – для понимания политических (и иных общественных) явлений и процессов необходимо проанализировать их структурные элементы, проследить их взаимосвязи,
- сравнительно-исторический метод - сравнительный анализ исторических и современных процессов и выявление их общих и особенных характеристик.
- конкретно-исторический метод – рассмотрение явлений в историческом контексте.
- социологические методы (наблюдение, эксперимент, контент-анализ).
- статистический анализ,
- экспертные методы исследования:
А). Устная беседа (интервью)
Б). Письменный анкетный опрос
В). Специальные экспертные опросы:
– разовый индивидуальный опрос;
– однократный коллективный опрос;
– метод Дельфи (коллективный опрос в несколько туров.
Перечисленные методы применяются в научном исследовании в совокупности и дополняют друг друга.
Источниковую базу ВКР составляют:
- правовые акты различной юридической силы (федеральные, региональные, местные, локальные),
- документы институтов, организаций,
- архивные материалы,
- документы личного происхождения,
- данные социологических опросов,
- графические и статистические материалы и др.
Для упорядочения источников, используемых в работе рекомендуется классифицировать их по различным основаниям: юридической силе, типам (письменные, устные; опубликованные, неопубликованные) или степени значимости для научного исследования.
Научная новизнаисследования обусловлена обращением к недостаточно изученной проблеме юридической науки, выявлением нового аспекта в “традиционной” теме, привлечением нового источникового материала, разработке рекомендаций, которые могут быть внедрены в практику. Обоснование научной новизны ВКР является обязательным только для магистерской диссертации.
Апробация результатов(только для магистерских диссертаций) исследования может осуществляться посредством выступлений на научно-практических конференциях, семинарах, публикации статей, учебных пособий, издании курса лекций, методических рекомендаций и в иных формах. В случае если магистрант в своей диссертации предлагает конкретные рекомендации, то ему необходимо обозначить возможность внедрения достигнутых результатов в практику работы организации, учреждения и др.
Завершением вводной части служит краткая характеристика структуры диссертации, т.е. основных вопросов, раскрываемых во введении, каждой главе и заключении. Наличие краткой характеристики работы обязательно для всех типов ВКР.
В основной части работы студент обязан четко, в логической последовательности, аргументировано излагать собранные теоретические и практические материалы. Рекомендуется разделить основную часть на три раздела:
1. Теоретический (методологический),
2. Аналитический,
3. Практический[1].
В первом разделе выполняется теоретический анализ состояния и перспектив развития проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их оценка, излагаются и обосновываются собственные мировоззренческие позиции автора, формируется необходимый категориальный аппарат. Данная глава служит теоретическим обоснованием последующего анализа источникового материала.
Во втором разделе предлагается конкретно-предметный анализ изучаемой проблемы, собранного источникового материала, с использованием различных методов исследования, выявляются общие тенденции развития, вскрываются недостатки и причины, их обусловившие, намечаются пути их возможного устранения.
В третьем разделе должны содержаться собственные оценки, изучаемой проблемы, предложения и рекомендации по ее решению. Базой для разработки конкретных мероприятий и предложений служит анализ, проведенных в предшествующих главах.
Изложение материала в основной части рекомендуется осуществлять, руководствуясь одним из трех методологических подходов:
1. Последовательное изложение материала (переход от одного раздела к другому невозможен без завершения предыдущего). Данный способ применяется при условии наличия всего необходимого материала;
2. Целостный вариант, когда работа первоначально пишется «вчерне», а затем происходит ее обработка, вносятся дополнения и уточнения в соответствии с новыми материалами. Это позволяет более продуманно подойти к процессу написания ВКР;
3. Выборочное изложение материала. Обработка собранного материала происходит в удобном для студента порядке, зачастую непоследовательно по параграфам или главам. Такой способ весьма эффективен в случае использования архивного материала.
Рекомендуется в теоретической части работы вступать в полемику с другими авторами, принимать или опровергать их выводы, дискутировать по спорным проблемам. Такие формы изложения и анализа материала ярко показывают научную позицию исследователя, умение самостоятельно и творчески вести дискуссию. Они позволяют в конце каждого параграфа и главы делать короткие выводы, обобщения, позволяющие логично перейти к дальнейшему изложению темы.
В заключении необходимо последовательно изложить полученные итоги, которые должны соответствовать поставленным задачам. Выводы из отдельных глав и параграфов существенно облегчат написание заключения. Обобщения и выводы излагаются, как правило, в виде отдельных абзацев, следуя логике построения работы. В заключении обычно содержатся также практические предложения по внедрению в практику полученных результатов, вытекающие из теоретического анализа.
Следующим элементом структуры исследования являетсясписок использованных источников и литературы. В списке выделяется несколько разделов:
1. Источники (нормативно-правовая база, архивные, статистические, социологические и др.);
2. Литература (включая монографии, статьи, учебные издания, которые располагаются в алфавитном порядке).
Приложениями к ВКР служат подлинные документы (их ксерокопии), анкеты данные социологических опросов, таблицы итоговых опросов, графики, карты и т.д. Каждое приложение должно иметь тематический заголовок, номер, обозначаемый арабскими цифрами (например, Приложение 1.).