Сущность права. Концепции (школы) современного правопонимания
Сущность права — главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества.
Правопонимание — определённое представление о сущности права.
Множественность концепций правопонимания обусловлена различными национальными и региональными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально-психологическими особенностями.
Существуют следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая, нормативистская, марксистская, психологическая, социологическая.
Естественно-правовая теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев).
«Право – есть совокупность естественных прав человека». Главные идеи:
1) Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность);
2) право по существу отождествляется с моралью. Такие нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;
3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой "человеческой природе", права даются либо от рождения, либо от Бога.
Историческая школа права (Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта).
«Право – совокупность правовых обычаев». Основные идеи:
1) Право - историческое явление, которое не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а передается от поколения к поколению, возникает и развивается постепенно, стихийно; Отрицается возможность существования права единого для всех народов.
2) Право - прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр "национального духа", глубин "народного сознания";
3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие "естественные" права человека.
Нормативистская теория права (Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен).
«Право – пирамида не зависящих от сущего норм». Основные идеи (по Кельзену):
1) исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;
2) Право - это сфера должного, а не сущего. Право –юридические нормы, которые нужно изучать в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества и т.д. Обязательность правовых норм проистекает не из нравственности, а из государственного авторитета;
3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.
Марксистская теория права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).
«Право – возведенная в закон воля господствующего класса». Основные идеи:
1) право - возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;
2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;
3) право - такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.
Психологическая теория права (Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер).
«Право – правовые эмоции личности». Основные идеи:
1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;
2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);
3) все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства, выражаемое в законах и иных актах) и интуитивные (личные, автономные). Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как "действительное" право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют "игорное право", "детское право" и т.д.
Социологическая теория права (Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд).
«Право – реализация законов, юридические действия». Основные идеи:
1) разделяют право и закон. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов.
2) Право - юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права;
3) формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.
35.Юридический позитивизм и его роль в формировании современного правопонимания.
(И. Бентам, Дж. Остин, Г. Кельзен, Г. Шершеневич
В рамках данного подхода право представляет собой систему общеобязательных, формально определенных норм, выражающих государственную волю (классовую или общенародную), которые установлены, санкционированы и охраняются от нарушений государством.
Нормы права рассматриваются как некие правила, модели (должного, возможного, недопустимого) поведения, они «фиксируют не то, что есть, а то, что должно быть. Нормы не могут быть истинными или ложными.
В контексте нормативистского подхода право представляет собой материализованную волю государственной власти и носит производный от государства характер. Никакого иного права, кроме опирающейся на государство системы нормативных установок, не существует. В свою очередь обязательность правовых норм проистекает не из нравственности, а из обеспечивающего правовые предписания государственного принуждения.
): право является продуктом целенаправленной государственной деятельности, актом воли, выраженным в виде определенных правил, приказом суверена. Правила поведения, не получившие формально-юридического выражения, правовыми не являются. Правотворческая деятельность государства может осуществляться как в форме непосредственного, так и санкционированного правотворчества. В рамках непосредственного правотворчества создаются так называемые гражданские права и обязанности (правила, регламентирующие порядок формирования и функционирования государственной власти, приобретения и утраты гражданства и т. п.). В рамках санкционированного правотворчества государство признает юридически значимыми (правомерными, противоправными) правила поведения, сложившиеся в ходе естественного развития общества (обычай наследования имущества умершего членами его семьи признается государством правомерным, а обычай кровной мести – противоправным).
36.Естественноправовая школа, ее роль в формировании современного правопонимания.
Тезисы концепции:
1. наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Это так называемоенеписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека. Источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе, эти права приобретаются от рождения либо даются от Бога.
Признаки естественного нрава:
§ принадлежность к человеку с момента его рождения;
§ неотчуждаемость (неотъемлемость) от человека;
§ выражение наиболее существенных социальных возможностей человека;
2. естественное право выступает критерием права позитивного, поскольку не всякий закон содержит в себе право.
3. по мнению представителей теории, такие нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права. Таким образом, право и мораль, по сути, отождествляются;
4. при реализации естественных прав имеются свои особенности:
§ естественные права реализуются непосредственно, т. е без какого бы то ни было правоприменительного акта;
§ реализация естественных прав осуществляется объективно, независимо от воли людей.
В настоящее время различают два основных направления теории естественного права:
§ неотомистская теория (новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского), согласно которой источником естественного закона является Бог (сторонники — Ж. Маритен, В. Катраин, И. Месснер);
§ светская доктрина, согласно которой естественные права исходят из самой человеческой природы, а писаному (позитивному) праву предшествуют естественные права, базирующиеся на принципе справедливости.
Сторонники светской теории считают, что естественное право существует само по себе, при этом оно вытекает из особенностей человека как социально-биологического существа.
Это очень хорошо видно на примере права на жизнь. Человек, родившись, начинает жить, реализуя это данное ему от природы естественное право безотносительно того, что об этом может записать законодательный орган. В данном случае человек ничем не отличается от другого живого существа, поскольку на первый план здесь выходят природные инстинкты, и право на жизнь можно назватьестественно-биологическим.
Однако человек является не только биологическим, но и социальным существом, и поэтому он имеет соответствующие естественно-социальные права. Примером может служить право на достоинство личности, которое возникает и формируется по мере развития общественных отношений.