Государственное устройство. Литва - унитарное государство
Литва - унитарное государство. Административно-территориальное деление - 11 городов центрального подчинения, 10 уездов.
По Конституции, принятой на референдуме 25 октября 1992 г., Литва является полупрезидентской республикой с демократическим режимом.
Законодательная власть в Литве принадлежит однопалатному парламенту Сейму, который состоит из 141 депутата, избираемого сроком на 4 года на основе всеобщего избирательного права. Досрочные выборы могут проводиться по постановлению Сейма, принятому большинством голосов не менее чем 3/5 всех его членов. Кроме того, досрочные выборы вправе объявить Президент Республики: 1) если Сейм в 30-дневный срок после представления не принял решения о новой программе Правительства или в течение 60 дней два раза подряд не одобрил программу Правительства; 2) если Сейм выражает недоверие Правительству. Объявить о досрочных выборах нельзя, если до истечения срока полномочий Президента осталось менее 6 месяцев, а также если после досрочных выборов Сейма не прошло 6 месяцев.
Право законодательной инициативы принадлежит членам Сейма, Президенту Республики и Правительству, а также гражданам Литовской Республики. 50 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, могут представить в Сейм проект закона, который тот обязан рассмотреть. Законы считаются принятыми, если за них проголосовало большинство членов Сейма, участвовавших в заседании. Конституционные законы принимаются большинством голосов всех членов Сейма, а изменения в них - большинством в 3/5 голосов всех его членов. Законы Литовской Республики могут приниматься и референдумом.
Сейм наделен значительными правами: помимо собственно законодательных функций он принимает постановления относительно референдумов; назначает выборы Президента Республики; учреждает предусмотренные законом государственные институты, а также назначает и освобождает их руководителей; по предложению Правительства образует или упраздняет министерства; назначает судей Конституционного суда, судей Верховного суда, а также председателей этих судов; назначает и освобождает Государственного контролера, председателя правления Банка Литвы; образует Главную избирательную комиссию и вносит изменения в ее состав; утверждает государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением; устанавливает налоги; ратифицирует и денонсирует международные договоры Литовской Республики, рассматривает другие вопросы внешней политики; устанавливает административное деление Республики; вводит прямое правление, военное и чрезвычайное положение, объявляет мобилизацию и принимает решение об использовании вооруженных сил.
Важнейшей функцией Сейма является формирование и парламентский контроль деятельности Правительства. Сейм одобряет или не одобряет кандидатуру Премьер-министра, представляемую Президентом Республики; рассматривает представленную Премьер-министром программу Правительства и принимает решение относительно ее одобрения; осуществляет контроль за деятельностью Правительства, может выразить недоверие Премьер-министру или министру.
Главой государства в Литве является Президент Республики, избираемый непосредственно населением сроком на 5 лет. Одно и то же лицо может избираться Президентом не более двух раз подряд.
Президент решает важнейшие вопросы внешней политики и совместно с Правительством осуществляет внешнюю политику; подписывает международные договоры Литовской Республики и представляет их в Сейм для ратификации, назначает и отзывает дипломатических представителей и т.д.
С одобрения Сейма Президент назначает Премьер-министра, поручает ему образовать Правительство и утверждает его состав; также с одобрения Сейма освобождает Премьер-министра. В случае отставки Правительства или сложения им своих полномочий Президент в 15-дневный срок представляет на рассмотрение Сейма кандидатуру Премьер-министра; по представлению Премьер-министра назначает и освобождает министров. Он также представляет в Сейм кандидатуры судей Верховного суда и председателя Верховного суда; назначает судей Апелляционного суда, а из их числа - председателя Суда; назначает судей и председателей окружных и апелляционных судов (в случае одобрения их кандидатур Сеймом), меняет места их работы и вносит в Сейм предложения об освобождении судей; представляет в Сейм кандидатуры 3 судей Конституционного суда, а после назначения всех судей этого Суда из их числа представляет в Сейм кандидатуру председателя Конституционного суда; представляет в Сейм кандидатуру Государственного контролера и председателя правления Банка Литвы; может вносить в Сейм представление о выражении им недоверия; с одобрения Сейма назначает и освобождает командующего войсками и руководителя службы безопасности; в установленных Конституцией случаях объявляет досрочные выборы в Сейм. Президент обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует законы.
Осуществляя предоставленные ему полномочия, Президент Республики издает акты-декреты. Для придания силы декретам Президента по ряду вопросов (объявление чрезвычайного положения, присвоение высших воинских званий и др.) они должны быть подписаны (контрасигнованы) Премьер-министром или соответствующим министром.
Совместно с Президентом исполнительную власть осуществляет Правительство Литовской Республики, которое составляют Премьер-министр и министры. Премьер-министр в 15-дневный срок с момента своего назначения представляет Сейму образованное им и утвержденное Президентом Правительство и его программу. Полномочия на осуществление своей деятельности новое Правительство получает в случае одобрения программы простым большинством голосов.
Правительство Литовской Республики управляет делами края, охраняет территориальную неприкосновенность Литовской Республики, гарантирует государственную безопасность и общественный порядок; исполняет законы и постановления Сейма, а также декреты Президента Республики; координирует деятельность министерств и других правительственных учреждений; подготавливает проект государственного бюджета и вносит его в Сейм; исполняет государственный бюджет, представляет в Сейм отчет об исполнении бюджета; подготавливает и вносит в Сейм законопроекты; устанавливает дипломатические отношения и поддерживает связи с иностранными государствами и международными организациями; исполняет иные обязанности, возлагаемые на Правительство Конституцией и другими законами.
Правительство решает вопросы государственного управления на заседаниях путем принятия постановлений большинством голосов. Постановления Правительства подписываются Премьер-министром и министром соответствующей отрасли. Правительство несет солидарную ответственность перед Сеймом за свою деятельность. Министры, осуществляя руководство порученными им сферами управления, отвечают перед Сеймом, Президентом Республики и непосредственно подотчетны Премьер-министру. По требованию Сейма Правительство или отдельные министры должны отчитаться за свою деятельность.
Премьер-министр представляет Правительство Литовской Республики и руководит его деятельностью.
В настоящее время литовское государство является наиболее либеральным на территории всего бывшего СССР. В отличие от Латвии и Эстонии здесь не существует откровенной дискриминации русскоязычного населения, хотя и проводится целенаправленная политика ассимиляции последнего.
Правовая система
Общая характеристика
Современная правовая система Литвы принадлежит к романо-германской правовой семье. Литовское право имеет богатую историю, наиболее яркий период которой приходится на время существования Великого княжества Литовского (XIV-XVI вв.). Выдающиеся памятники европейского средневекового права - Литовские статуты XVI в. - действовали на территории края (а также Белоруссии) до 1840 г. В них переплелись многие нормы древнерусского, польского, немецкого городского и даже римского права. В свою очередь Статуты были использованы в качестве одного из источников при кодификации русского права (Соборное уложение 1649 г.). В знак преемственности государственно-правовой традиции в преамбуле к Конституции 1992 г. Литовские статуты названы в качестве правового фундамента государства наряду с самой Конституцией.
Самобытность литовской правовой традиции была сначала нарушена царским правительством, которое в XIX в. распространило на Литву основные русские законы, а затем и вовсе искоренена после включения страны в состав СССР в 1940 г. Уже в ноябре 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР ввел на территории Литвы (как и других прибалтийских республик) законодательство РСФСР и СССР: уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское, гражданско-процессуальное, трудовое и семейное. Собственные кодексы у Литовской ССР появились только в 1960-е гг.
После восстановления независимого государства в Литве осуществляется коренная правовая реформа, имеющая целью перестроить всю систему законодательства в соответствии с нормами новой демократической Конституции, международными стандартами и европейской правовой традицией. Каждый кодекс подвергся существенным изменениям, почти все законы советских времен были заменены новым законодательством, ориентированным на западноевропейские образцы. Литовская правовая система стала приобретать индивидуальные черты. Язык, стиль и само содержание новых законов существенно отличаются от того, что принято в государствах СНГ, и весьма близки латвийским и эстонским образцам. В то же время смена основ законодательства в Литве осуществляется медленнее, чем в государствах СНГ, и не столь радикально, как в соседних Латвии и Эстонии: фундамент ее правовой системы к 2000 г. все еще составляли обновленные советские кодексы. Это позволяет говорить о том, что Литва по-прежнему входит с государствами СНГ в одну "постсоветскую" группу в рамках романо-германской правовой семьи, хотя и занимает в ней автономное положение.
Правовая система Литвы основана на следующей иерархии нормативных актов: Конституция; международные соглашения, ратифицированные парламентом; законы (конституционные или обычные) и другие акты, принятые парламентом; декреты Президента Республики; постановления Правительства, принятые во исполнение законов или в порядке делегирования законодательных полномочий парламентом; распоряжения Премьер-министра; приказы и другие акты министерств, министров; акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления.