Семейная политика в Российской Федерации: сущность и основные направления
Сущность и содержание семейной политики. Субъекты и объекты семейной политики. Цель, задачи и основные направления государственной семейной политики в Российской Федерации. Основные принципы реализации семейной политики: суверенность, свобода выбора, единство целей и социальное участие. Социальная защита и социальная поддержка семей: сущность понятий в контексте семейной политики.
Опыт зарубежной семейной политики и возможности его использования в российских условиях.
Современная концепция семейной политики: переориентация с социальных пособий на работу по активизации жизненных ресурсов семьи. Региональный опыт реализации государственной семейной политики.
Ответ:
Семейная политика РФ— деятельность государства и других субъектов этой политики, направленная ни укрепление семьи и обеспечение нормальной реализации ее специфических функций. Нацелена она на создание условий, необходимых для достижения семейного благополучия и повышения качества жизни семьи. Государство признает социальные права семьи и необходимость их законодательного закрепления. Гарантом социальной зашиты семьи, ее прав, прав ребенка является Конституция Российской Федерации.
Семейная политика формируется как самостоятельное направление социальной политики и системы целенаправленной деятельности, предусматривающая свою стратегию, программы, организацию, кадры, финансовое, другое обеспечение.
Социальный институт семьи включается в систему государственной деятельности в качестве целостного объекта.
Цель и главные принципы ГСП направлены на приоритет общечеловеческих ценностей, построение соц.-правового государства на демократических основах как это установлено в КРФ.
Основными принципами семейной политики являются: принцип суверенности (независимости семьи от государства), принцип общественного договора, принцип свободы выбора семьей любого образа жизни, принцип единства целей федеральной и региональной политики и принцип социального участия.
1. Принцип суверенности семьи означает, что семья независима от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни, совершенно самостоятельно, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами.
2. Принцип суверенности семьи тесно связан с принципом свободы выбора. В действительности свобода выбора имеет вполне конкретные, исторически определенные границы, которые связаны с определенными периодами.
3. Принцип общественного договора развивает и конкретизирует описанные выше принципы суверенитета и свободы выбора. Он означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи как социального института и государства.
4. Принцип единства целей федеральной и региональной семейной политики означает, что цели семейной политики едины для всей страны и не зависят от конкретных особенностей изменения семьи и семейного поведения на той или иной территории — части одного и того же государства.
5. Принцип социального участия. В настоящее время, как цели семейной политики, так и пути их достижения в возрастающей мере формируются в рамках гражданского общества, во взаимодействии трех субъектов социальной жизни: 1) семьи как малой группы; 2) разного рода социальных и территориальных общностей и объединений; 3) государства в лице его специализированных органов (федеральных, региональных и локальных).
Важным аспектом в регулировании социально-экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные приоритеты социальной защиты семьи со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:
• расширение возможностей семьи для решения жизненно необходимых задач;
• установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;
• содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;
• развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.
Социальная поддержка семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствам по вопросам профессиональной переподготовки (образование членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком и т. д. она включает медицинское страхование, а так же различные формы (моральную, психолог – педагогическую, материальную и физическую) помощи индивидов и групп, предлагающих модели ролей, социальное сочувствие и единство. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы и т. п.
Важную роль в социальной поддержки семей в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи:
· сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи;
· предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
· содействие в открытии предприятий семейного типа;
· профессиональная ориентация детей и подростков;
· выплата пособий по временной не занятости;
· консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы;
· оказание помощи в кадровом обеспечении;
· социально – психологическая работа с клиентами.
Диапазон принятых в современном мире подходов к семейной политике достаточно широк: от отказа от всякой политики до сведения ее к одной из функций, исполняемых семьей. В этом отношении выделяется несколько основных групп государств.
К первой группе можно отнести страны, сформулировавшие свою политику в отношении семьи и принявшие широкий подход, ориентированный в целом на достижение благополучия семей.
Во второй группе — страны, акцентирующие в своей политике внимание на отдельных аспектах жизнедеятельности семьи.
Третью группу составляют страны, вообще не определившие своей политики в отношении семьи. При этом можно выделить такие основные виды мотивации: политика стимулирования уровня рождаемости (совпадает с политикой в области народонаселения); политика, направленная на социальную защиту семей с детьми; "нейтральная" политика, ориентированная на поддержку всех типов семей
37. Социально-правовая защита детства. Социальная работа с детьми и подростками
Специфика детских проблем и кризисов на различных ступенях первичной социализации. Источники дефектов социализации и методы их коррекции; методы реабилитации и ресоциализации детей. Технологии социальной работы с различными категориями детей: сиротами, детьми из семей группы риска, беглецами и др.
Защита прав детства как направление профессиональной социальной работы. Социальная помощь детям-инвалидам; несовершеннолетним правонарушителям; детям, страдающим от плохого обращения, подвергающимся физическому и моральному насилию и др. Специфика социальной работы с подростками. Социальные учреждения для подростков (интернаты, приюты, реабилитационные центры и др.). Трудовая занятость подростков, их профессиональная ориентация и профессиональное обучение.
Ответ:
Уровень цивилизованности общества, авторитет государства, нации сегодня, как никогда, ставится в прямую зависимость от того положения, которое занимают в обществе дети, подростки и молодежь. От меры, глубины и последовательности решения проблем детства зависит будущее России. А проблем этих в России немало (ухудшилось качество питания детей, проблемы обеспечения одеждой, мед. помощи). Ежегодно растет число детей-инвалидов и сирот, соц.-экономическое положение которых особенно тяжелое. Увеличивается численность детей, проживающих в неполных семьях. Растет число внебрачных детей, детей с врожденными аномалиями развития и наследственными заболеваниями. Вызывают тревогу дети с девиантным поведением.
Соц. неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершение ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании.
Можно выделить ряд следующих соц.-экономических, политических и духовно-нравственных факторов, так или иначе влияющих на увеличение количества соц. дезадаптированных подростков:
- чрезмерная коммерциализация общества.
- распад целого ряда соц. институтов, ранее работающих на детство,
- соц.-экономические условия функционирования семьи (низкий материальный уровень).
- сложное экономически нравственное положение
- криминализация общества.
- возрастающее влияние культа силы, потеря престижа образования и честного заработка (идеал «нового русского»).
В то же время отсутствует четкая система выявления и учета детей с отклонениями в развитии. Слабо развиты службы, обеспечивающие профилактику инвалидности с детства, нет комплексной системы медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации детей с отклонениями в развитии.
Особое внимание общественности привлекает проблема сиротства. За последние десятилетия в России отмечен стремительный рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство таких детей - соц. сироты (дети, брошенные родителями/ лишены родительских прав). Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи не имеет будущего.
СЗ детей и подростков обусловлена международными обязательствами государств соблюдать конвенцию о правах ребенка и др. правовыми документами мирового сообщества, регулирующими положение детей, находящихся в особо трудных условиях (сироты и инвалиды) – принципы спасения детей во время вооруженных конфликтов, гарантии образования и воспитания и др. аспекты охраны детства.
Согласно своим международным обязательствам, государства – участники международных договоров по правам человека, должны строго соблюдать зафиксированные в этих документах права и свободы личности, путем принятия законодательных, административных и иных внутренних мер.
20 ноября 1969 г. ООН провозгласила принятие Конвенции о правах ребенка. Ее называют «Великой партией вольностей для детей», мировой конституцией прав ребенка. Главная цель – максимальная защита прав ребенка – 4 основных требования: выживание, развитие, защита и обеспечение, активное участие в жизни общества.
С целью проведения гос. политики в отношении детей РФ принимаются законодательные, административные и др. меры.
Разработана и принята концепция гос. политики «Концепция гос. соц. помощи семье и детям», принята президентская программа «Дети России» (2001-2002 г.г.), существует и в настоящее время включает 10 спец. целевых программ: дети-инвалиды, дети-Чернобыля, дети-Севера, одаренные дети, дети-сироты, дети семей беженцев и вынужденных переселенцев, профилактика беспризорности и правонарушений несовершеннолетними, развитие СО семьи и детей, безопасное материнство, развитие всероссийских детских центров «Орленок», «Океан».
Указы президента по соц. помощи семье и детям, об утверждении основных направлений гос. соц. политики по улучшению положения детей.
В РФ до 2000 г. (Национального плана действий в интересах детей): необходимость реализации прав детей, их полноценное физическое и интеллектуальное, духовно-нравственное и соц. развитие в соответствии с нормами Конституции РФ и международными обязательствами, а также конкретные проблемы современного положения детей обусловили выбор в качестве приоритетных следующих направлений гос. соц. политики по улучшению положения детей в РФ:
- укрепление правовой защиты детства.
- подготовка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей.
- обеспечение безопасности материнства и охраны здоровья детей.
- улучшение питания детей.
- обеспечение воспитания, образования и воспитания детей.
- подготовка детей находящихся в особо трудных обстоятельствах.
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (появился новый термин «гос. политика в интересах детей»).
В семейном кодексе есть спец. (4) раздел «Права и обязанности родителей и детей», 2 глава «Права несовершеннолетних детей», где прописаны права ребенка: жить и воспитываться в семье, общаться с родителями и др. родственниками, право на защиту, на выражение мнения, на ФИО, на изменение фамилии, на имущественные права.
В структуре гос. органов власти для осуществления политики детей были созданы комитеты, управляющие департаменты по работе с семьей и детьми.
В каждом регионе имеются отделы по работе с детьми, региональные программы по защите прав ребенка. Для детей вынужденных покинуть домашний очаг, создаются спец. учреждения.
Выделяют 3 основных этапа в работе с детьми:
Диагностическая работа.
Реабилитация, программа которой основана на ранних, полученных после всесторонней диагностики.
Постреабилитационная защита ребенка.
Можно говорить о 2 моделях СР с детьми:
Интегративной – СР в широком смысле, которая должна способствовать социализации подростков (соотносится с соц. педагогикой).
Дефицитная – СР ориентирована на соц. уязвимые слои населения групп риска, инвалидов, одиноких детей и подростков.
В настоящее время в системе СР наметилась целая сеть учреждений: центры экстренной психологической помощи по телефону (телефон доверия); центры психолого-педагогической помощи семье и детям; территориальные центры помощи семье и детям; центры соц. реабилитации для несовершеннолетних; соц. приюты для детей и подростков; центры помощи детям, оставшихся БПР.
Уже само выстраивание этих учреждений в порядке оказываемых ими услуг – от чисто психологических до реабилитационных и времени содержания ребенка вне семьи – указывает на наличие своеобразной функциональной модели, в которой должны реализоваться следующие принципы:
- направленность СР на различные сферы жизнедеятельности детей и подростков.
- единство психосоциальных, педагогических, соц. (а при необходимости медицинских) воздействий.
- партнерство как всемерное вовлечение дезадаптированных детей и подростков в восстановительные процессы.
- ступенчатость, постепенность, последовательность, создание «переходов» от одного вида коррекционных реабилитаций или воспитывающих мероприятий к другим.
Вместе с тем выстраивание учреждений в таком порядке подчеркивает, что содержание СР с детьми зависит от степени их дезадаптации и потому осуществляется на разных уровнях, разными силами и методами.
Специалист по СР мобилизует и организовывает всех участников, которые оказывают помощь в работе – от специалистов центров психолого-педагогической помощи до учителей, родителей, соседей, друзей.
Учреждения СО д.б. частью ближайшего окружения ребенка. Школа и др. воспитательные образовательные учреждения должны функционировать для блага ребенка (задача соц. служб).
Главное направление СР-ка – непосредственное общение с детьми и подростками, ориентация на прогматизм повседневной жизни, создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства, поддерживать доверительные отношения, считаться с мнением ребенка, умение установить контакт (эмпатия).
Традиционная работа с трудноадаптируемыми детьми – изоляция от семьи и помещенные в закрытые учреждения, продемонстратировала свою неэффективность и даже вред по отношению к детям, имеющим нервно-психические расстройства. Новая технология основывается на следующих положениях:
- личностно-ориентированный индивидуальный подход с оценкой ключевых семейных проблем ребенка, обучения, общения, сферы интересов, потребностей.
- разработка дифференцированных программ помощи и поддержки, коррекционных и реабилитационных программ, адекватных индивидуально-психологическим и возрастным особенностям детей и подростков.
- организация работы с ними в аспекте соц. педагогики, коррекционной и реабилитационной деятельности.
- разработка и создание целостной системы оказания помощи, исключающей изоляцию детей и подростков в режиме комплексности.
В работе с детьми нужно учитывать особенности возрастного развития.
Надо доказать ребенку пагубность его поведения, надо стимулировать и выявлять желание подростка работать над собой, принимать участие в определенной работе – создать высокую личностную заинтересованность в предлагаемых мероприятиях, разработка развернутых планов и программ организации будущего поведения ребенка в рамках определенной деятельности – спортивной, творческой, учебной, трудовой и т.д. Важно не опоздать, воспрепятствовать окончательной деградации.
Международный опыт СР с детьми.
Новейшие зарубежные технологии «Мобильная СР» (США), сущность: контроль за той частью подростков, которая не склонна обращаться в соц. службы, проявляя предрасположенность к девиантному поведению и агрессивности.
Принцип МСР – установление взаимоотношений и взаимодействий с ними с целью проникновения в мир подростка склонного к правонарушению (так называемая уличная СР) – поиск таких детей.
Формы МСР: организация спорт. мероприятий, предоставляющих возможность контролировать агрессию (американский футбол, бокс и др.).
СР в заподноевропейских странах предусматривает целый ряд мер помощи: консультативные пункты для детей и родителей, организация свободного времени, реализация образовательных программ, спорт. мероприятия, познавательные экскурсии (в Германии).
Спец. учреждения для несовершеннолетних:
Соц.-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Основными задачами центра являются: профилактика безнадзорности и беспризорности, а также соц. реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в ТЖС.
Соц. приют для детей. Оказание экстренной соц. помощи несовершеннолетним, оказавшимся в ТЖС.
Центры помощи детям, оставшимся БПР. Временное содержание несовершеннолетних, оставшихся БПР и содействие в их дальнейшем устройстве.
Образовательные учреждения.
Учреждения СО (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками; соц. приюты).
Учреждения здравоохранения (дома ребенка, специализированные интернаты).
Первичная социализация детей – постепенное введение ребенка семьей в общество, ознакомление его со всеми присущими этому обществу законами.
От 1 до 3 лет ребенок общается с родителями (в основном, с матерью).
4-5 лет – полоролевая идентификация (ребенок подражает родителю своего пола, примеряет роли).
6-7 лет – кризис (начало учебы в школе, смена ролей, ребенок-учитель, ребенок - родители, ребенок – сверстники).
11-15 лет – это кризис половой идентификации, который характеризуется психологическими особенностями:
- негативизмом по отношению к родителям, проявляемым грубо, демонстративно. Родители теряют свой авторитет и насаждать его силой бесполезно.
- реакцией эмансипации – стремление к свободе, самостоятельности тем сильнее, чем жестче воспитание в семье.
- увеличением активности или наоборот «уходом» в депрессию (потеря интереса, необщительность, быстрая утомляемость, одиночество, недоверие своему и чужому опыту).
Главная задача подростка – желание доказать всем, что он уже не ребенок и ему должно быть дозволено все, что доступно взрослому.
Соц. дезадаптация – процесс обратимый, можно не только предупреждать отклонения в соц. развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации соц. дезадаптированных детей и подростков.
В силу того, что сложившееся система соц. профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей стало формирование новой соц. политики профилактики детской безнадзорности и соц. сиротства, создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по их соц. реабилитации: психолого-медицинская помощь детям попавшим в безвыходное положение; формирование у детей положительного опыта соц. поведения; навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми; психологическая и педагогическая подготовка – ликвидация кризисных состояний личности; содействие возвращению в семью; обеспечение возможности получить образование; забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.
СР с сиротами.
Дети-сироты – дети, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся БПР – дети, которые остались БП единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.
Соц. сироты – когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.
Основное содержание СР с детьми-сиротами и детьми, оставшимися БПР, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, соц. реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Защита прав детей-сирот и детей, ОБПР, возлагаются на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, ОБПР, а также по контролю за условиями их содержания. Они обязаны в 3-х дневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.
Усыновление (удочерение) ребенка – это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми.
Действия СР-ка: информация готов ли ребенок психологически и социально к усыновлению; усыновляется ли он законным путем; дали ли кровные родители и сам ребенок согласие на усыновление сознательно и без нажима с чьей-нибудь стороны; если вопрос стоит о международном усыновлении, то дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка; существует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддерживать ребенка и приемную семью. Кроме того, необходимо уделить внимание подготовке усыновителей, т.е. тщательно изучить психологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а также культурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения; отвечает ли план усыновления их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию; помогать усыновителям сосредотачиваться преимущественно на нуждах ребенка, нежели на собственных.
Опека (попечительство) – форма устройства детей-сирот и детей, ОБПР, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стороны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного. Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного. Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам).
Приемная семья – это форма устройства детей-сирот и детей ОБПР, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка на воспитание на срок, установленный договором. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений.
Сиротство – это перманентная соц. проблема. Решить ее раз и навсегда невозможно. Поэтому соц. политика государства должна осуществляться в 2-х направлениях:
Профилактика соц. сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещение).
Развитие системы СЗ и воспитания детей ОБПР.
Соц. помощь детям-инвалидам:
В функции СР-ка входят: организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и др. помощи, а также стимулирование усилий семьи по приобретению экономической независимости в условиях рыночной экономики.
Психологическая помощь: диагностика проблем психологического климата в семье, псих. консультация и коррекция псих. состояния и поведения членов семьи, работа с окружающими.
Диагностика: изучение причин инвалидности, мед. карты, изучение условий развития, возможностей и потребностей семьи, составление плана реабилитации.
ИПР – это система мероприятий, направленная на развитие возможностей клиента и всей семьи. Разрабатывается вместе с родителями и командой специалистов на 6 месяцев и более.
Ребенок-инвалид в семье – часто приводит родителей в стрессовое состояние, нередко становится причиной распада семьи.
Задача СР-ка: направлять усилия семьи на следующие моменты: выбрать наиболее рациональный путь действий, психологическая работа с семьей, организационная работа – контакты с различными учреждениями, важно сохранить комфортные отношения в семье.
Тяжело больной ребенок препятствует родителям в их проф. деятельности, досуге; усугубляет экономическое состояние семьи: возникает необходимость платного ухода, мед. консультаций, лекарства, дополнительного питания, затраты на реабилитационные средства.
Органы СЗ вносят изменения и дополняя по соц. обеспечению, предоставляются льготы и услуги, организация материальной и др. видов помощи, санаторно-курортное лечение, оформление в спец. учреждения, профориентация ребенка с ограниченными возможностями, трудоустройство матери и отца, обучение ребенка на дому (в интернатах, спец. школах), оказание психолого-педагогической помощи и организация содержательного досуга.
Технологии СР в ситуации насилия.
Диагностика: наблюдение (внешний осмотр лица, тела, одежды, незаметный осмотр под предлогом), наблюдение за поведением ребенка), изучение документов; анализ сноведений; психологическое тестирование (незаконченные предложения).
СР-ки, психологи, врачи, сотрудники ОВД должны дать объективную картину происходящего и пресечь жестокое обращение с ребенком. Как правило есть необходимость его немедленного удаления из такой семьи и помещения его в учреждения соц. реабилитации (органы опеки и попечительства). Соц. гостиницы и приюты служат убежищем для женщин и детей, где им оказывается психологическая, юридическая и материальная помощь.