Обвинитель и судья не могут совмещаться в одном лице

Менандр[120]

Прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов.

Прокуратура России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федераций, международными договорами Российской Федерации, а также федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

· надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

· надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

· надзор за исполнением законов судебными приставами;

· надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

· уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. В настоящее время уголовное преследование осуществляют следователи – должностные лица, уполномоченные производить предварительное следствие, которое является основной формой расследования уголовных дел;

· координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов, принимают участие в правотворческой деятельности.

Прокурор имеет право при осуществлении возложенных на него функций:

· требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

· вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор имеет право возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Компетенция между ними распределяется в соответствии с установленной законом подследственностью уголовных дел. Однако независимо от ведомственной принадлежности все следователи наделены одинаковыми полномочиями. Под подследственностью понимается всего совокупность признаков преступления, которая обусловливает расследование его соответствующим органом предварительного расследования. Подследственность определяется по категории преступлений и их виду, месту его совершения и субъекту преступления. Подследственность обозначает также компетенцию органов предварительного следствия и дознания, следователей различных ведомств, органов дознания и дознавателей по расследованию преступлений. Ею устанавливается, какой из органов предварительного следствия и органов дознания расследует то или иное преступление.

Предварительное следствие по большинству особо тяжких и тяжких преступлений производится следователями прокуратуры:

105 - убийство; 106 - убийство матерью новорожденного ребенка; 107 - убийство, совершенное в состоянии аффекта; 108 - убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление; 109 - причинение смерти по неосторожности; 110 - доведение до самоубийства; 111 частью четвертой - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего; 120 - принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации и другими; 126 частями второй и третьей - похищение человека; 127 частями второй и третьей - незаконное лишение свободы; 1271 частями второй и третьей - торговля людьми; 1272 частями второй и третьей - использование рабского труда; 128 - незаконное помещение в психиатрический стационар, 131 - изнасилование; 132 - насильственные действия сексуального характера; 133 - понуждение к действиям сексуального характера и многие другие.

Следователями прокуратуры производится предварительное следствие также по делам о преступлениях, совершенных:

1) членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом органа местного самоуправления;

2) судьей Конституционного Суда Российской Федерации, судьей федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировым судьей и судьей конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжным или арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия;

3) Председателем Счетной палаты Российской Федерации, его заместителем и аудитором Счетной палаты Российской Федерации;

4) Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;

5) Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, а также кандидатом в Президенты Российской Федерации;

6) прокурором;

7) следователем;

8) адвокатом;

9) членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью.

Следователи прокуратуры производят предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершенных должностными лицами:

· органов федеральной службы безопасности;

· Службы внешней разведки Российской Федерации;

· Федеральной службы охраны Российской Федерации;

· органов внутренних дел Российской Федерации;

· учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;

· органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

· таможенных органов Российской Федерации;

· военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона,

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами :

· освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

· опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

· вносит представление об устранении нарушений закона;

· выносит предостережение о недопустимости нарушения закона и т.д.

Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами, при этом осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

Прокурор обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Контрольные вопросы и задания:

1. Какие нормативно-правовые акты являются основой деятельности прокуратуры РФ?

2. Дайте понятие системы прокуратуры.

3. Каковы основные функции прокуратуры Российской Федерации?

4. Дайте краткую характеристику основных направлений деятельности прокуратуры.

5. Дайте краткую характеристику подследственности прокуратуры.

Наши рекомендации