Период советской правовой науки

Историю советской правовой науки можно разделить на 2 периода:

1. Ленинско-сталинский, когда правовая наука была практически уничтожена, а ее главная задача была сведена к пропаганде слов и деяний лидеров партии и Советского государства.

События октября 1917 г. вызвали коренные преобразования в области общественных отношений, государства и права. Установившийся большевистский режим отрицал большинство научных достижений дореволюционного отечественного правоведения. Новое советское государство и право должно, по мнению советской верхушки, строиться на совершенно иных принципах, нежели прежние, буржуазные. Вслед за социалистическим государством и правом должно было наступить «светлое» коммунистическое будущее, которое не предполагало наличия таких институтов как государство и право вследствие отсутствия там социальных противоречий. Такие утопические взгляды существовали на протяжении почти всей советской истории. Однако уже в 30-е гг., и даже несколько ранее, советская юриспруденция начала постепенно возвращаться к прежнему юридическому опыту (отечественному и иностранному).

Жестко подвергались критике мнения советских ученых, к примеру Пашуканиса Е.Б. и Стучка П.И., за то, что они считали причиной возникновения природы правоучений из производственных отношений. Высшей формой правовой действительности Пашуканис Е.Б. считал буржуазное право. Его отмирание, на взгляд правоведа Пушуканиса Е.Б., означает прекращение существования всего права. Пашуканис Е.Б. и Стучка П.И. критиковали позитивистско-нормативистский подход к праву, так как правоотношения, его субъекты могут существовать и без формальных норм права.

В ответ таким здраво мыслящим, по моему мнению, правоведам, государственными деятелями заявлялось, что новое социалистическое право по мере укрепления социализма будет наполняться и новым содержанием, постепенно изживая буржуазные черты, а само социалистическое право является высшим его типом. Государственными деятелями, во главе с Вышинским А.Я., организатором Совещания по вопросам науки советского государства и права (1938), было сформулировано и новое общее определение права, которое считалось теперь совокупностью правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общения, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу. Определение «советского права» дополнялось упоминаниями «власти трудящихся» и «построения коммунистического общества». Данный подход к праву был близок идеям нормативизма.

2. Послевоенный период, характеризующийся восстановлением большей части норм и принципов научной методологии познания и возможностью ведения советскими юристами теоретических исследований проблем формирования и развития советского права и иных правовых систем. Это было связано с тем, что окончательно стала очевидной несбыточность многих положений марксистско-ленинской теории, которые воспринимались в послереволюционный период слишком буквально. Государство и право не только не собирались отживать, но наоборот, их роль в укреплении основ социалистического общества и строительства коммунизма неуклонно повышалась. Пренебрежение правом, его основными принципами, политика массовых репрессий ушли в прошлое. Начался процесс новой систематизации и кодификации советского законодательства, продолжавшийся с конца 50-х гг. и до нач. 80-х гг. ХХ в. Соблюдение принципа социалистической законности становится непреложным правилом советского общежития. В таких условиях возрастает роль теоретико-правовой науки и отраслевых юридических наук. Идеологически важным становятся исследования, посвященные истории государства и права, политических и правовых учений и сравнительному анализу зарубежных государственно-правовых институтов, как стран социалистической ориентации, так и буржуазных государств.

Советская юридическая наука, действуя в рамках традиционной советской идеологии, стиснутая в ее тисках, тем не менее, добивалась серьезных успехов. В ее недрах зрели новые подходы к государству и праву, отдельным их институтам. Однако проникновение зарубежных научных веяний происходило с большим трудом. Советские ученые традиционно критиковали достижения западной юриспруденции. Лишь в период перестройки советская юридическая наука получила относительную свободу.[5]

До 1989 г. была отмечена тенденция обновления законодательства с необходимостью регулирования процессов либерализации и демократизации социалистического общества, государства и экономики. Однако закончить данный процесс стало невозможным в социалистическом государстве.

Наши рекомендации