Ежемесячное пособие на ребенка. В России единственным пособием, предоставляемым семьям в течение социального риска
В России единственным пособием, предоставляемым семьям в течение социального риска, именуемого детством, является ежемесячное пособие на ребенка. В международном праве его аналогом выступают семейные пособия, которые призваны оказать помощь родителям в содержании несовершеннолетних детей. Согласно Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» семейные пособия предоставляются в течение всей продолжительности охватываемого случая, то есть пока ребенок не достигнет совершеннолетия. Необходимо отметить, что международные правовые нормы в определении категории «ребенок» не согласованы. Так, по Конвенции МОТ № 102 термин «ребенок» означает лицо, не достигшее возраста окончания обязательного школьного образования, либо не достигшее возраста 15 лет. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) определяет, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше.
Российское законодательство по этому вопросу тоже противоречиво. Социально-обеспечительное законодательство применительно к ежемесячным пособиям на ребенка, как правило, ограничивает возраст ребенка, на которого назначается пособие, 16 годами, а в отношении обучающихся продляет срок до окончания обучения, но не более чем до достижении им 18 лет (Закон г. Москвы от 3 ноября 2004 г. «О ежемесячном пособии на ребенка» распространяет свое действие на детей в возрасте до 18 лет).
Правовое регулирование ежемесячного пособия на ребенка изначально осуществлялось на основании Федерального закона от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». В соответствии с этим законом пособие выплачивалось на каждого ребенка до достижения им возраста 16 лет, а учащегося - 18 лет, независимо от материального положения семьи. В 1998 году в Закон были внесены изменения: ежемесячное пособие стало назначаться по принципу адресной социальной помощи в зависимости от среднедушевого дохода семьи. Право на пособие имели лишь семьи со среднедушевым доходом, не превышающим величины прожиточного минимума, установленного субъектом РФ. В 2004 году на основании Федерального закона № 122-ФЗ были внесены соответствующие изменения в Закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», которые предусмотрели, что основания назначения пособия, его размер и порядок выплаты регламентируются на региональном уровне и финансируются за счет средств бюджета субъекта РФ. Исключение составляет ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, размер которого после индексации с 1 января 2014 года составляет9326 руб. 52 коп.на каждого ребенка.
Реализуя свое право на регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением гражданам данного вида пособия, субъекты устанавливают его размер с учетом демографических особенностей данного региона и своих финансовых возможностей.
В большинстве субъектов РФ типичным получателем ежемесячного пособия на ребенка в возрасте до 16 лет (учащегося до 18 лет) является семья со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. В то же время в Рекомендации МОТ № 67 «Об обеспечении дохода» отмечено, что «такие пособия должны выплачиваться, независимо от дохода родителей и представлять собой значительный вклад в сумму расходов по содержанию ребенка, должны позволять делать большие расходы на содержание детей более старшего возраста и должны, как минимум, предоставляться всем детям, в отношении которых не предусмотрена помощь по системе социального страхования». Законодательство зарубежных государств позволяет сделать вывод о том, что далеко не все страны выплачивают детские пособия, руководствуясь принципом адресности. Из 18 стран, входящих в Европейскую зону, дифференциация размера пособия по уходу за ребенком в зависимости от дохода семьи и учет максимального порогового значения доходов применяются только в Дании, Испании и Португалии. Остальные страны предоставляют помощь без учета доходов.[157]
Большинство субъектов Российской Федерации законодательно закрепили прежде существовавшую в федеральном законодательстве дифференциацию размеров пособий – базовый размер и повышенный размер (на детей одиноких матерей, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, на детей военнослужащих по призыву).
В некоторых регионах размер пособия дифференцирован в зависимости от количества детей в семье (Республика Чувашия, Рязанская и Ярославская области) или от возраста детей (Ленинградская, Магаданская области, г. Санкт-Петербург, г. Москва).
Как правило, ежемесячные пособия на ребенка выплачиваются в одинаковом размере с момента рождения ребенка до достижения ребенком 16 (18) лет.
Рассмотрев основные виды пособий, можно сделать вывод о том, что, несмотря на разнообразие видов пособий, предназначенных для граждан имеющих детей, уровень выплат остается недостаточным для создания условий воспитания и достойного проживания семей с детьми.
Контрольные вопросы
1. Раскройте виды пособий в связи с материнством, отцовством и детством. Укажите критерии их классификации.
2. Назовите период выплаты пособия по беременности и родам.
3. Укажите круг получателей пособия по беременности и родам.
4. Каков порядок определения размера пособия по беременности и родам?
5. Срок выплаты пособия по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком или иным членом семьи.
6. Размер единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности.
7. Назовите круг лиц, обеспечиваемых ежемесячным пособием по уходу за ребенком.
8. Как определяется размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком?
9. Каковы размеры данного пособия?
Глава 20