Духовная жизнь общества
Образование
Сущность образования.Мы не случайно начинаем рассмотрение вопросов, относящихся к духовной сфере общественной жизни, с образования. Образование является способом передачи новым поколениям людей накопленных знаний и опыта, всего того, что составляет духовную культуру общества. Благодаря образованию человек становится личностью, которая осознанно прокладывает свой путь в жизни, действует со знанием дела, способна творить новое и несёт ответственность за всё сделанное. Образование как процесс приобщения к культуре, усвоения её правил и норм, постижения знаний соединяет воспитание и обучение. Воспитание нацелено на выработку убеждений и навыков разумного и ответственного поведения, согласующегося с принятыми в обществе правилами и нормами. Обучение связано прежде всего с приобретением достоверных и точных знаний, а также с развитием умения применять эти знания на практике.
Образование как социальный институт.Современное общество имеет очень сложное строение. Люди, которые его составляют, выполняют многообразные функции. Одни из этих функций осваиваются человеком сравнительно быстро, другие требуют длительной, специально организованной подготовки. Образование является социальным институтом, который обеспечивает подготовку учащейся молодёжи к самостоятельной жизни и вместе с тем подготовку работников с нужной для общества профессией, специальностью, квалификацией.
Последние три понятия довольно близки по значению, но есть между ними и отличия. Специальность — это область науки, техники, производства, в которой трудятся
должным образом подготовленные, т. е. образованные люди. Профессию человек осваивает в процессе получения теоретических знаний и практических навыков, нужных для работы по определённой специальности. Например, программирование — это специальность, а программист — профессия. Квалификация же характеризует уровень подготовленности к выполнению определённой профессиональной деятельности. Квалифицированные рабочие имеют более высокий разряд; специалисты могут иметь среднее либо высшее специальное образование. От квалификации зависит степень сложности работы, которая может быть поручена человеку, а также его заработная плата.
В. М. Васнецов. Книжная лавка (1876)
Деятельность по образованию в той или иной форме осуществлялась всегда, начиная с самых ранних этапов развития человеческого общества. Даже в первобытном обществе детей надо было обучать и воспитывать, передавая
им нужные для жизни знания и сопровождая их соответствующими наставлениями, поучениями. Своеобразная домашняя школа действовала позднее и в семье крестьянина, ремесленника, где детям во взрослой жизни обычно предстояло заниматься тем же, чем занимались их родители. Обучение в школах разных уровней долгое время было привилегией детей из семей, принадлежавших к высшим социальным слоям. Однако усложнение организации общественной жизни и возрастание её динамизма привели к тому, что школьное образование, осуществляемое по определённому плану, постепенно получало всё более широкое распространение.
Читальный зал Национальной библиотеки Республики Беларусь
В наши дни начальное образование является обязательным и общедоступным практически во всех странах. Человек, который не умеет читать, писать и считать, в современном обществе оказывается совершенно беспомощным.
Ему трудно защитить свои интересы, решить простейшие жизненные проблемы, требующие умения составить заявление или просьбу, прочитать инструкцию и т. д. Тем не менее даже в высокоразвитых странах какая-то часть людей относится к числу по сути дела безграмотных. В странах же с низким уровнем экономического развития таких людей немало, и их социальное положение весьма плачевно.
Авторитет образования в современном обществе весьма высок. Люди хорошо понимают, что рост образовательного уровня является важным условием укрепления социального статуса, перехода на более высокие ступени в социальной иерархии. Требование расширить людям доступ к получению образования неизменно присутствует в программах демократических преобразований общественной жизни. Это требование обычно подкрепляется экономическими соображениями. Дело в том, что в наши дни знания и творческие способности работников, их положительная мотивация к деятельности, умение работать в коллективе, следовать общепринятым правилам поведения и другие качества, приобретение которых связано с образованием, — всё это в целом более важно для успешного развития экономики, чем, например, богатство природных ресурсов в той или иной стране. Общей перспективой человечества, как считают многие исследователи, является «общество знания», и в нём система образования будет играть решающую роль.
Тем не менее реальная ситуация в сфере образования в современном мире продолжает оставаться сложной. Качественное образование требует больших затрат. Многим семьям с низким достатком такие расходы не по карману. Поэтому представители разных социальных слоев неодинаково относятся к перспективам получения их детьми образования высокого уровня. Состоятельные люди являются его сторонниками, хорошо понимая, какие возможности оно открывает. Небогатые люди, наоборот, чаще заинтересованы в том, чтобы их дети поскорее и с минимальными затратами получили профессиональную подготовку и обеспечили себе финансовую самостоятельность.
Высокий уровень образования в стране, экономика которой испытывает серьёзные затруднения, обычно ведёт
к тому, что лучшие выпускники учебных заведений ищут применение своим способностям в других, более преуспевающих странах. Утечка мозгов, как называют это явление, означает также, что небогатая страна, расходуя свои ограниченные ресурсы на поддержание высокого качественного уровня образования, по существу избавляет богатые страны от части соответствующих затрат.
Приведённые и многие другие примеры показывают, насколько тесной и вместе с тем неоднозначной, порой противоречивой является связь образования как одной из областей духовной сферы общественной жизни с её социальной и экономической сферами. Образование связано и с политической сферой жизни общества. Необразованный, неграмотный человек по существу находится вне современной политической жизни, ибо ему трудно бывает понять, что в ней происходит.
Белорусская система образования: традиции и современность.В Беларуси всегда было принято гуманно, терпеливо, внимательно относиться к детям. Об этом свидетельствуют традиции народной педагогики. Её нравственные основы выражают исторический опыт белорусского народа, прошедшего через сложнейшие испытания и сохранившего оптимизм, мужество и вместе с тем удивительную человечность.
Народная педагогика наших соотечественников не требовала каких-либо специальных учебных занятий и воспитательных мероприятий. Ребёнка воспитывала повседневная жизнь, наполненная не только заботами о хлебе насущном, но и огромным вниманием и интересом к окружающему миру, к добрым человеческим взаимоотношениям. Сказки, пословицы и поговорки, песни, танцы, легенды и предания передавали от старших к младшим правила, нормы, образцы организации жизнедеятельности, достойного поведения, воспитывали любовь к Родине.
Многие праздники, прочно вошедшие в нашу жизнь, связаны со школой. Это и День знаний, и День учителя, праздник, посвященный последнему школьному звонку, торжественное вручение аттестатов и выпускные вечера. Чествование лучших выпускников, награждение победителей 170
предметных олимпиад, встречи Президента Республики Беларусь с лучшими учащимися и студентами тоже стали традиционными в нашей стране.
Выявить и развить способности каждого ребёнка, содействовать его гражданскому становлению, помочь в выборе профессии — вот основные приоритеты белорусской системы образования. Одной из важнейших её задач является обеспечение преемственности в содержании, методах и формах обучения в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
Белорусский государственный университет |
Наше государство и общество нацеливают систему образования на формирование социально активной, профессионально компетентной и мобильной личности, способной к успешной трудовой деятельности в избранной сфере. Система образования Республики Беларусь включает в себя образовательные учреждения разных типов, направлений и уровней. Центральным её звеном является общеобразовательная школа, обучению в которой предшествует дошкольное образование. Обучение в средней школе продолжается 11 лет.
Слесарь на линии сборки
Учреждения профессионально-технического образования осуществляют подготовку рабочих и служащих. Система образования страны также включает в себя учреждения, обеспечивающие получение среднего специального и высшего образования. Различаются они по уровню теоретической и практической подготовки специалистов, а значит, по степени сложности задач, которые их выпускники могут решать. Среднее специальное образование получают в техникумах и колледжах, высшее образование — в институтах, университетах, академиях. Послевузовское профессиональное образование осуществляется в аспирантуре и докторантуре.
Система профессионального и специального образования (среднего и высшего) строится с учётом потребности различных отраслей народного хозяйства в квалифицированных работниках. Каждый год в учебных заведениях открывается подготовка по новым, наиболее перспективным специальностям, востребованным обществом и государством, а по некоторым специальностям набор, наоборот, сокращается или даже прекращается. 172
Учащиеся школ, думая о своей будущей профессии, должны внимательно изучить ситуацию на рынке труда, чтобы знать, какие специальности будут востребованы, а какие — нет. Если выпускник школы поступает учиться в колледж или вуз, руководствуясь случайными соображениями (например, звучностью названия той или иной специальности), из него вряд ли получится хороший специалист и будущая работа может оказаться в тягость. В нашей стране проводится целенаправленная работа по профессиональной ориентации школьников, которая помогает им сделать правильный выбор, определяя направление дальнейшей деятельности. Важную роль здесь играют различные предметные олимпиады и конкурсы, позволяющие учащимся проявить и развить свои способности, определить, к какому занятию они более склонны.
В Беларуси созданы художественные, спортивные, музыкальные школы, обучение в которых приобрело специализированную направленность. Для наиболее способных учащихся открыты гимназии и лицеи. Система образования включает в себя и ряд других учебных заведений, реализующих некоторые специальные типы образования. Прежде всего это учреждения дополнительного образования детей (центры воспитательной работы, школы олимпийского резерва, дома творчества, дворцы молодёжи, клубы и т. п.). Важную роль играют учреждения для образования взрослых, обеспечивающие переподготовку и повышение квалификации работников.
Вопросы и задания
1.В чём состоят связи образования с социальной и экономической сферами жизни общества? 2. Охарактеризуйте основные особенности образования как социального института. 3. Назовите основные традиции и ценности белорусской системы образования. Какие традиции сложились в вашей школе? 4. Какие учреждения включает в свой состав система образования нашей страны? 5. На конкретных примерах покажите связь образования с задачами развития нашего общества и государства.
§ 20. Наука
Особенности научного познания.Наука — это специализированная познавательная деятельность, нацеленная на получение объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.
Как и всё человеческое познание, наука возникла и развивалась в тесной связи с практической жизнедеятельностью людей. И в науке, и в обыденном, неспециализированном познании человек использует чувственный опыт и выполняет различные мыслительные операции. Основные формы чувственного познания — ощущение, восприятие и представление. Мышление же оперирует понятиями и образует с их помощью суждения, а также формулирует умозаключения, или выводы, которые должны быть логически правильными. Важнейшими мыслительными операциями являются абстрагирование и обобщение, анализ и синтез, аналогия и моделирование, индукция и дедукция.
Не будем подробно останавливаться на этих основополагающих формах познания мира. Отметим лишь, что в обыденном познании человек использует различные формы постижения мира без тщательно обоснованного плана или замысла. В повседневной жизни он познаёт различные явления, не особенно задумываясь, как именно делает это. Познание здесь подчинено решению жизненно-практических задач.
Научно-познавательная деятельность, наоборот, основывается на выработке и осознанном, целенаправленном применении особых средств и методов исследования различных объектов. Для получения надёжных, достоверных эмпирических (от греч. empeirikos — взятый из опыта) данных учёные используют детально организованные наблюдения, точные измерения. Особую роль в научном познании играет эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт), в ходе которого изучаемый предмет помещается в специально созданные условия, позволяющие строго контролировать все изменения, повторять наблюдения и измерения. Полученные результаты, данные наблюдений и измерений обобщаются и упорядочиваются, систематизируются 174
с помощью теорий. Их назначение состоит в том, чтобы исходя из установленных законов объяснять уже известные факты и прогнозировать новые.
Средства научного исследования — это приборы и оборудование, измерительная техника, а также особые, строго определяемые понятия, составляющие специальный язык науки. Если обыденное познание в принципе доступно каждому человеку и не требует специальной подготовки, то научно-познавательная деятельность отличается высокой сложностью. Для того чтобы результативно заниматься научными исследованиями, часто бывает недостаточно даже высшего образования, поэтому молодых учёных направляют в аспирантуру. Важную роль в подготовке учёного играет общение с более опытными коллегами, работа в научном коллективе.
Роль науки в жизни общества.Наука возникает тогда, когда прежних, донаучных и вненаучных, способов познания мира становится недостаточно для решения новых задач, встающих перед людьми. Необходимость решения практических задач счёта и измерения земельных участков обусловила появление арифметики и геометрии. Наблюдения за положением небесных светил породили астрономию. Потребность совершать дальние путешествия, изучать природные условия различных стран стимулировала развитие географии. Усложнение хозяйственной жизни вызвало появление экономической науки.
Развитие науки приводит ктому, что изучению начинают подвергаться предметы, с которыми человек непосредственно не сталкивается в повседневной жизни. Это и мнимые величины, и многомерные пространства в математике, и электромагнитные волны в физике, и многое другое. Исследуя такие предметы и их связи, наука открывает для людей новые возможности освоения и использования окружающей действительности, новые способы практической деятельности.
Итак, наука выполняет прежде всего познавательную функцию. Она открывает объективные факты и законы, вырабатывает убедительные объяснения явлений, наблюдаемых в природе и обществе.
Национальная академия наук Беларуси
Ещё одна функция науки — производственная, технико-технологическая, т. е. она активно влияет на развитие экономики. Наука обеспечивает познавательные предпосылки создания новых производств, повышения производительности труда, освоения новых и экономии ранее освоенных природных ресурсов.
Наконец, наука выполняет мировоззренческую функцию, связанную с разработкой и постоянным уточнением, совершенствованием научной картины мира. Научные знания не являются достоянием одних лишь учёных. Они имеют важное значение для самых разных областей общественной жизни, широко внедряются в образование, становятся основой содержания учебных предметов. Школьное образование выстраивается таким образом, чтобы полученные знания пригодились человеку в жизни, чем бы он в дальнейшем ни занимался. В высшей же школе осуществляется подготовка специалистов, которые должны знать, что происходит на переднем крае науки. Студентам преподаются и 176
общеобразовательные дисциплины, нацеленные на расширение их кругозора, обеспечение глубокого понимания процессов, протекающих в жизни общества.
Неоспоримое мировоззренческое значение имеет ценностная установка науки на поиск истины и непримиримость к её умышленному искажению. Посредством своих связей с экономикой и образованием наука существенно влияет на социальную жизнь общества — на изменение профессионально-квалификационной структуры населения, статус различных социальных слоев и т. д. Наука оказывает также большое влияние на политику, поскольку в наши дни общепризнано, что рациональная и эффективная деятельность управления общественными процессами должна иметь научную основу.
В свою очередь, все сферы жизни общества активно воздействуют на науку. От состояния образования зависит приток в науку новых исследователей; от общего состояния экономики — возможности финансирования широкого спектра научно-исследовательских работ и практического освоения их результатов. В силу своей высокой значимости в жизни общества наука испытывает на себе влияние со стороны государства: оно может поддерживать одни направления в науке и сворачивать другие, сочтя их несущественными.
Основные этапы развития науки.Первые ростки научной деятельности появились ещё в Древнем Египте и Вавилоне. В Древней Греции существовали и успешно действовали такие авторитетные научные и учебные заведения, как Академия Платона и Ликей Аристотеля. Затем крупнейшим центром античной науки становится Александрия. В ней при Птолемеях (царская династия в Египте) создаются универсальная библиотека, а также Мусейон (в переводе с греческого — храм муз), который представлял собой целую систему научных и учебных заведений, имел зоологический и ботанический сады и др.
Античная наука достигла выдающихся результатов, но она не была ориентирована на их применение в практической деятельности, в производстве. Рабский труд был дешёвым, и потребность в постоянных технических усовершенствованиях на основе науки отсутствовала.
• |
7.3ак.1537.
В Средние века господствовала рели
гиозная картина мира. Наука, основан
ная на опытах и точных измерениях, поч
ти не развивалась. В эпоху Возрождения
такие исследования начинают осущест
вляться в Италии, а затем в Голландии,
Англии и Франции. В XVII—XVIII вв.
возникает первая наука, основанная на
точных измерениях и применении мате
матики, — классическая механика. Осо
бенно важную роль в её создании сыгра- Галилео Галилей
ли Галилео Галилей и Исаак Ньютон. (1564—1642)
В Новое время достигают зрелости многие естественные науки (физика, химия,
биология, геология и др.). Появляются академии наук, начинают издаваться научные журналы. На смену учёным-одиночкам приходят научно-исследовательские лаборатории, а в XX в. — целые научно-исследовательские институты. Начинается широкое внедрение достижений науки в производство, в общественную практику. С этим связан современный этап развития науки.
Во многих странах вопросами развития науки занимаются особые правительственные ведомства. Финансирование научных исследований осуществляется не только государством, но и отдельными предприятиями.
Среди проблем, стоящих перед наукой сегодня, особое значение имеют проблемы:
• новых источников энергии;
• эффективного хранения и переработки информации;
• сохранения окружающей среды;
• человеческого здоровья;
• образования населения, повышения его общекультурного уровня и обеспечения непрерывности образования.
Некоторые из перечисленных проблем не могут быть решены только силами учёных, они являются нашей общей заботой.
Взаимосвязь социально-гуманитарных, естественных и технических наук.Современная наука состоит из большого 178
числа относительно самостоятельных и вместе с тем тесно взаимосвязанных научных дисциплин (отраслей наук). Естественные, социально-гуманитарные и технические науки различаются прежде всего по характеру решаемых ими задач. Задача естественных наук — изучение природы. Социально-гуманитарные науки — это науки о человеке и обществе. Техническими называют науки, разрабатывающие пути эффективного применения достижений первых двух групп наук в сфере производства. Этим и обусловлена связь между социально-гуманитарными, естественными и техническими науками.
Проводимые в науке исследования делят обычно на фундаментальные и прикладные. Первые нацелены на решение основополагающих познавательных проблем. Применение таких решений может быть очень разным, и наперёд не известно, где оно окажется наиболее полезным, результативным. Вторые, прикладные, исследования решают всякий раз конкретную практическую задачу. Различия между естественными, техническими и социально-гуманитарными науками, а также между фундаментальными и прикладными науками не следует преувеличивать. Так, медицина — наука о человеке — опирается не только на другие гуманитарные науки, но и на химию, биологию и др. Современные научные знания об обществе тоже требуют обращения к выводам экологии и других наук, изучающих природу в её связи с человеком.
Фундаментальные исследования часто приводят к результатам, которые непосредственно имеют практическое значение и дают толчок соответствующим прикладным исследованиям. В свою очередь, в ходе выполнения прикладных исследований учёный иногда наталкивается на фундаментальные проблемы, без решения которых невозможно получить требуемые практические результаты. Так, прикладной характер имели исследования, направленные на создание атомной бомбы, но они поставили много новых фундаментальных проблем, в результате разработки которых наука в целом шагнула далеко вперёд.
Научно-технический прогресс.Развитие науки не является для общества самоцелью. Научные знания нужны людям для решения жизненных, практических задач. Прогресс — это восходящее развитие, переход от менее совершенного состояния
Ю. А. Гагарин Снимок,сделанный из космоса
(1934—1968)
озабоченной тем, чтобы это развитие направлялось высокими целями гуманизма, социальной справедливости, заботой не только о сиюминутных выгодах, но и о будущем человечества и всей нашей планеты.
Вопросы и задания
1. Каковы отличительные особенности научного познания? 2. Какие методы и средства используются для решения научно-познавательных задач? 3. Назовите и проанализируйте основные общественные функции науки. 4. Какие научные открытия, на ваш взгляд, оказали наибольшее влияние на жизнь общества? 5. Какие из проблем современной науки представляются вам самыми актуальными? 6. Приведите конкретные примеры взаимосвязи естественных, социально-гуманитарных и технических наук.
чего-либо к более совершенному. В наши дни научный прогресс неотделим от технического, технологического и, что самое главное, социального прогресса. Политики, общественные деятели уделяют особое внимание научно-техническому прогрессу потому, что он позволяет решать ключевые проблемы жизнеобеспечения людей. От успешного применения научных достижений в производстве, обеспечивающего совершенствование техники и технологий, зависит производительность труда и в конечном итоге благосостояние людей. Но и наука не может успешно развиваться без должного технического прогресса. Современная наука требует огромных материальных вложений, использования сложных приборов, совершенных технических устройств. Для их создания нужна мощная, успешно действующая экономика.
Научно-технический прогресс — это совместное, взаимно обусловленное восходящее развитие науки, техники, технологии, призванное обеспечивать экономический и социальный прогресс.
Существует, однако, опасность того, что достижения науки и техники будут использованы не во благо, а во вред человеку, обществу, окружающей природе (разработка оружия массового поражения, бесконтрольное загрязнение природной среды и т. д.). Поэтому развитие науки и техники вызывает пристальный интерес общественности,
Религия
Религия как форма мировоззрения.Религия (от лат. religio — святыня, набожность, благочестие) — особая форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественных сил и в зависимость от них человеческих действий и самой жизни человека. Такая вера — основной признак и элемент любой религии. Главным стержнем религиозного мировоззрения является представление о сакральном (от лат. sacri — священный) мире и возможности общения с ним. С этим миром верующие соотносят свои представления о жизни, о целях человеческого бытия.
В религии вырабатывается определённая картина мира, а также нормы, ценности, идеалы. Они определяют отношение верующего человека к миру и выступают в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Усваивая религиозное мировоззрение, люди надеются обрести глубинный смысл жизни.
Структура и функции религии.Религия включает в себя свод священных преданий, определённые нормы и правила поведения, обряды, культовые действия, а также объединения верующих людей (церковь, религиозная община). Основы религиозных представлений о мире бывают изложены
в священных текстах. Эти тексты, по убеждению верующих, либо продиктованы непосредственно Богом, либо написаны людьми, достигшими, с точки зрения данной религии, высшего уровня духовного развития.
В первобытном обществе религиозные действия были вплетены в процесс повседневной жизни, а совершение религиозных обрядов ещё не выделялось в самостоятельный вид деятельности; не было и профессионального духовенства. Однако по мере усложнения общественной жизни начинают выделяться люди, специально подготовленные и предназначенные для совершения культовых действий: шаманы, жрецы и др. Появились и религиозные организации, в рамках которых служители культа становятся во главе верующих.
Функциями религии называют способы её влияния на жизнь людей. Важнейшая из них — мировоззренческая. С ней тесно связана регулятивная функция. С помощью определённых ценностей, идей, традиций, обычаев религия влияет на деятельность и сознание людей. Каждая религия вырабатывает свои нормы и образцы поведения, осуществляет контроль за их соблюдением, поощряет и наказывает за их исполнение или неисполнение.
Интегративная функция проявляется в том, что религия даёт человеку возможность объединиться с людьми, придерживающимися единых обычаев, взглядов, ценностей, верований. Она укрепляет социальную связь единоверцев, поощряет послушание, поддерживает традиции. Вместе с тем каждая религия противопоставляет свои ценности, идеалы, нормы другим, сформировавшимся на базе иного вероучения, культа и церковной организации. Из истории вы знаете, что это противопоставление порой служило источником конфликтов (между христианами и мусульманами, между католиками и протестантами и т. д.).
Культуротворческая функция религии связана с тем, что религия представляет собой особую форму накопления и передачи культурного опыта от одного поколения к другому. Некоторые религии, например христианство, способствовали развитию письменности, образования, формировали особые жанры искусства. Так, невозможно представить 182
западноевропейскую культуру без ценностей католицизма и протестантизма. Русская культура ассоциируется прежде всего с православием.
Виды религий.В современном мире существует множество религий. Учёные подразделяют их на политеистические (от греч. poly — много и theos — бог), которым свойственна вера во множество богов, и монотеистические (от греч. monos — единственный и theos — бог), которые признают одного всемогущего Бога. По сфере своего распространения религии делятся на мировые и национальные.
Мировыми называют те религии, которые распространились среди народов разных стран и континентов. К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам. Главной их особенностью является космополитизм (от греч. kosmopolites — гражданин мира), ставящий единство веры выше политического или национального единства. Они признают равенство верующих перед Богом независимо от их цвета кожи, национальности, социального положения. Именно это позволило мировым религиям перешагнуть рамки одной нации. Все мировые религии обещают верующему человеку справедливое к нему отношение, но только в ином, потустороннем мире и в зависимости от его благочестия в земном мире.
Буддийский храм Статуи Будды. Тибет |
Буддизм — одна из первых мировых религий — возник в VI—V вв. до н. э. в Индии и первоначально был скорее философским, нежели религиозным, учением. Впоследствии он распространился среди народов Центральной
и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. По легенде основателем буддизма был сын индийского царя по имени Сид-дхартха из рода Гаутама, которого после смерти стали называть Будда (просветлённый, достигший мудрости).
По учению буддизма после смерти человека происходит его перерождение, которое зависит от хороших или плохих поступков в жизни. Процесс перерождения называется колесом жизни или сансарой. Конечной целью добродетельной жизни является уподобление Будде и погружение в нирвану, т. е. преодоление всех желаний и страстей, разрыв в цепи перерождений, прекращение перевоплощений, абсолютный ненарушимый покой. В буддизме есть различные течения, которые объединяет особое внимание к нравственным проблемам жизни человека, а также своеобразная веротерпимость.
Христианство — вторая по времени возникновения мировая религия — появилось в I в. н. э. в восточной части Римской империи. Из небольших разрозненных сект, подвергавшихся гонениям со стороны властей, к началу IV в. христианство превратилось в мощное течение, завоевав господствующее положение в Риме, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, а затем во всей Европе.
А. А. Иванов. Явление Христа народу (1837—1857)
В 1054 г. в христианстве произошёл раскол между Восточной церковью, которая стала называться Православной, и Западной, которая именуется Римско-католической. В XVI в. от католицизма отделяется новая ветвь христианства — протестантизм. Его разновидности — лютеранство, кальвинизм, англиканство и др.
Христианское вероучение основывается на Священном Писании и Священном Предании. В качестве Священного Писания выступает Библия. Она состоит их двух книг — Ветхого завета и Нового завета. Священное Предание — это сочинения наиболее известных богословов, которых принято называть отцами церкви. Их сочинения были признаны важной частью церковной традиции. Суть христианства составляет учение о богочеловеке Иисусе Христе (сыне Божьем), сошедшем с неба на землю и принявшем страдания и смерть во искупление людей от первородного греха.
Христианство принесло с собой новые нравственные принципы — идеи всеобъемлющей любви, сострадания и др.
Костёл св. Симеона и Елены, г. Минск
Золотое правило нравственности запечатлено в Новом завете: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Евангелие от Матфея, 7:12). Христианство оказало влияние на развитие западноевропейской и восточнославянской культуры, на становление мировоззрения, нравственных, социальных, семейных ценностей многих народов.
Ислам — самая молодая из мировых религий — возник в Западной Аравии в VII в. и распространился в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии и др. Основателем ислама является Мухаммед (570—632), начинавший свою проповедническую деятельность в городах Мекка и Медина. В Мекке находится древнее святилище — Кааба со священным чёрным камнем, к которому мусульмане всего мира совершают паломничество.
Мухаммед вёл свои проповеди в устной форме, и только после его смерти, со слов людей, знавших эти проповеди наизусть, был составлен Коран — священная книга ислама. Позднее был создан сборник преданий — сунна, в котором 186
говорится о поступках и изречениях пророка. На основе Корана был разработан шариат — свод мусульманского права.
Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм. Большинство современных мусульман — сунниты, которые наряду с Кораном признают сунну. Шииты считают законными преемниками Мухаммеда и духовными руководителями мусульман только двоюродного брата и зятя самого Мухаммеда — Али и его потомков от дочери Мухаммеда Фатимы — Алидов. Кроме этих течений в исламе образовалось множество других направлений.
Чёрный камень Каабы Мечеть Эль-Мурси
Национальные религии — это религии, распространённые в пределах одного государства или имеющие последователей преимущественно среди представителей одной нации. К современным национальным религиям относятся индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм и некоторые другие.
Важным явлением в современной религиозной жизни человечества стало распространение нетрадиционных религий. Иное их название — неокульты. Это общее обозначение новых религиозных объединений, которые противопоставляют себя господствующим религиям, традиционным для той или иной страны. Их отличительной чертой является попытка синтеза идей, культа, обрядов, заимствованных из разных религий. Возникновение нетрадиционных религиозных культов стало ответом на изменившиеся условия жизни современного общества. Ускорение темпов
социально-экономического развития, разрушение привычного уклада жизни, расширение культурных контактов обусловили поиск новых форм духовной общности людей, видоизменение религиозных учений и культовой практики.