Формирование белорусов как самобытной этнической общности. Государственность на белорусских землях
С учетом направленности процессов формирования белорусского народа, его антропологических, языковых, культурно-бытовых особенностей в истории Беларуси выделяются четыре этнические эпохи:
1) время заселения Беларуси и существования здесь древнейшего доиндоевропейского населения (совпадает с каменным веком – палеолитом, мезолитом, неолитом);
2) появление индоевропейцев, эта эпоха обозначается как балтская (на рубеже III-II тысячелетий до н.э., соответствует бронзовому
и железному веку) и характеризуется перевесом балтского этнического элемента;
3) славянское заселение Беларуси (VI-VIII в.в. н.э.), время существования восточнославянских племенных союзов полочан, дреговичей, радимичей (последняя четверть I тысячелетия н.э.)
и Древнерусского государства (IX-XIII в.в.), а также образование ВКЛ;
4) становление и развитие белорусской народности, а затем белорусской нации как самостоятельной этнической общности (с XIV в.
и до нашего времени).
Истоки белорусского этноса, формирование белорусской национальной идеи и его государственности историки связывают
с существованием следующих этапов становления идеологии белорусской государственности:
1. Предыстория Беларуси со времени славянской колонизации Восточноевропейской равнины и до расчленения общевосточнославянского древнерусского государства Киевская Русь (первые века 1-го тысячелетия н.э. – XIII в.).
2. Белорусские земли в составе Великого княжества Литовского, формирование белорусской народности (вторая половина XIII в. – 1569 г.).
3. Белорусские земли в составе Речи Посполитой (1569 – 1795 г.г.).
4. Белорусские земли в составе Российской империи. Становление белорусской нации (1795 – 1917 г.г.).
5. Советский период истории Беларуси. Образование
и консолидация белорусского национального государства – БССР (1917 – 1991 г.г.).
6. Современный этап формирования сильной и процветающей Беларуси.
Первый период в истории белорусского этноса и становления идеологии государственности на территории современной Беларуси связан с эпохой Киевской Руси (IX-XIII в.в.). Это древнерусское государство – Киевская Русь – представляло собой типичную средневековую монархию, объединявшую все племена восточных славян. Культурообразующим и консолидирующим фактором для всех восточных славян стало принятие Киевской Русью христианства (988 г.). Истоки белорусской государственности восходят к образованию Полоцкого, Туровского и Смоленского княжеств.
Особое положение в формировании белорусской антропотерритории занимало Полоцкое княжество. Это было первое государственное образование на территории Беларуси. Оно имело собственную княжескую династию (династию Рогволодовичей), т.е. относительную самостоятельность Полоцкой Руси от Киева (в других княжествах
на белорусской антропотерритории была династия Рюриковичей).
Влиятельным было Полоцкое вече. Первое упоминание о колыбели белорусской государственности – Полоцке – приходится, согласно «Повести временных лет», на 862 г.
Первые политические объединения на территории современной Беларуси и прежде всего Полоцкое княжество рассматриваются как «протобелорусские» княжества, а земли наших предков с их величественными храмами (напр., Софийский собор в Полоцке, построенный в XI в.) и художественными произведениями (напр., крест Евфросинии Полоцкой – творение мастера Лазаря Богши 1161 г.), выдающимися людьми (Евфросиния Полоцкая, Кирилл Туровский и др.) – как белорусская антропотерритория, частью которой была идеология нашей государственности. Уже на данном историческом этапе формируются важные составные части идеи белорусской веротерпимости (на территории Беларуси много веков сосуществовали язычество
и христианство, что породило культуру «двоеверия», дуализма,
в настоящее время – католичества и православия и других религий), толерантности, что стало одной из ключевых идей в идеологии белорусской государственности и белорусского государства.
Идея белорусской государственности всегда имела общерусские корни и восходит к древнерусской государственности. Такие выдающиеся национальные просветители, как Евфросиния Полоцкая (1120 – 1173 г.г.) и Кирилл Туровский (1130-1182 г.г.), внесли весомый вклад
в формирование идеи единения восточнославянских земель, или идеи общерусского единства. Эта идея прочно вошла в идеологию белорусской государственности.
Итак, существовавшие до XIII в. на территории Беларуси государства – княжества входили в состав Киевской (или Древней) Руси. Отсюда следует вывод, что белорусская государственность имеет древнерусские корни и тесно связана с историей государственности русского и украинского народов.
Дальнейший путь белорусов к нынешней государственности пролегал через вхождение белорусских земель в состав Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского, которое обычно сокращенно называют Великим княжеством Литовским – ВКЛ (XIII-XV в.в.). Это было интегрированное белорусско-украинско-литовское государство. Термин «Литва» возник в XIII в. в применении к территории между Неманом и Вилией и затем распространялся на другие земли
в XIV-XV в.в. по мере расширения территории ВКЛ. В широком смысле определение «Литва» являлось сокращенным названием государства (политонимом), а в узком – топонимом, обозначая собственно литовские
и западнобелорусские земли. От слова «Литва» появилось понятие «литвины». Как отмечает историк В. Ластовский (1883 – 1938), в сфере государственной закрепляется название «Литва», а в сфере культурно-религиозной жизни – этноним «Русь». Не позднее XIV в. в отношении Восточной Беларуси стало употребляться название «Белая Русь».
Существуют разные версии происхождения названия «Белая Русь»: 1) назвали так по великим снегам, выпадающим в северной стороне
(Г. Конисский «История Русов и Малой России» – 1846 г.);
2) преобладание в одежде жителей белорусских земель белых тонов,
а также наличие у белорусов светлых волос и светло-серых глаз
(М.О. Коялович, Е.Ф. Карский); 3) религиозно-конфессиональная версия: Русь делилась на «Черную» (там долго сохранялось язычество)
и «Белую», где быстрыми темпами шли процессы христианизации.
В последующем под «Черной Русью» стали подразумеваться земли, заселенные в основном католиками, а под «Белой» – православными;
4) «Белая» – свободная, «независимая» (историки А.А. Потебня, М.Н. Драгоманов, Е.Е. Ширяев). Впервые название «Белая Русь» появилось в XII в. и относилось к Ростово-Суздольскому княжеству, позже закрепилось за Полоцким и Витебским княжествами и сохранялось за ними до тех пор, пока они не вошли в состав ВКЛ; 5) по мнению историков Н. Насевича, М. Спиридонова и др., термин «Белая Русь» в иностранных источниках стал появляться в XIV в. В XVI – начале XVII века относился к территории Витебской и Могилевской губерний. На всю остальную часть Беларуси он распространился только в конце XIX столетия. Факт наличия Белой Руси – Беларуси – как национально-территориального образования получил правовое признание, будучи зафиксированным в титуле русского царя: царь Алексей Михайлович в 1654 г. принял титул «Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец».
В прошлом веке, в связи с образованием БНР, БССР, название «Беларусь» приобрело политическое содержание и окончательно закрепилось в качестве названия наших земель, а наш народ приобрел имя – белорусы. (см. подробнее Л.В. Вонсович Белорусоведение. Учебное пособие / В.Л. Вонсович. – Минск, 2005, с. 8-10).
Создание ВКЛ привело к возникновению целостной этнической территории белорусов. Столицей нового государства стал славянский Новоградок (в польском варианте Новогрудок). Государственным языком был старобелорусский язык. Правовая культура белорусского народа развивалась в Статутах ВКЛ 1529, 1556, 1558 г.г. В процессе создания
и существовании Великого княжества Литовского исключительно важную роль сыграл принцип религиозно-этнической толерантности. Предпосылкой становления национального самосознания в XIV – XVII в.в. являлось развитие белорусских городов, относительно демократической системы городской жизни. Этому способствовала практика дарования нашим городам магдебургского права. Осознание важности духовной консолидации на базе родного языка, национальной культуры проявилось в творчестве Ф. Скорины, С. Будного,
В. Тяпинского, М. Гусовского и др. Ф. Скорина (ок. 1490 – 1552 г.г.)
и М. Гусовский (ок. 1470 – 1533 г.г.) заложили гуманистическую
и свободолюбивую традицию в истории духовных исканий белорусского народа. Отечественные мыслители данного периода поставили проблемы соотношения права и закона, происхождения и сущности государственной власти, естественных прав человека, правового государства и др.
Третий этап развития идеологии белорусской государственности был связан с историей Речи Посполитой (1569 – 1795 г.г.), возникшей
в 1569 г. в результате подписания Люблинской унии. Новое государство – Речь Посполитая – представляло федерацию или даже конфедерацию Короны Польской и ВКЛ.
Этот период имел исключительно важное значение
для самоидентификации белорусов как самобытного этноса, для своего политического самоопределения. Решающим обстоятельством в этом процессе было то, что Речь Посполитая как государство менее всего ориентировалась на развитие белорусов в качестве самобытного народа. Она делала все для того, чтобы стереть из памяти белорусов их славяно-русскую этническую принадлежность. Большинство белорусов убеждается в том, что для своего самосохранения как этноса, для своего дальнейшего исторического развития они должны вернуться к своим общерусским корням, к истокам своей государственности. Это явилось главной причиной острой религиозно-национальной борьбы, развернувшейся на белорусских и украинских землях. Польско-католическое давление вынудило сплотиться все православное население, искать защиты за пределами Речи Посполитой. И эта борьба
не прекращалась вплоть до воссоединения белорусских и украинских земель с Российским государством. По мере роста и значения Московского государства как общерусского центра идея воссоединения
с русскими с середины XVI в. овладевает сознанием все новых слоев православного населения, а с середины XVII в. становится доминирующей в умонастроениях широких народных масс.
Выразителями идей единения русского, белорусского и украинского народов были Афанасий Филиппович (1597 – 1648 г.г.), Стефан Зизания (2-я половина XVI – нач. XVII в.), Симеон Полоцкий (1629 – 1680 г.г.), Георгий Конисский (1717 – 1795 г.г.), Мелетий Смотрицкий (1572 – 1633 г.г.).
Четвертый период формирования идеологии белорусской государственности приходится на время вхождения Беларуси в состав Российской империи. Этот период начался в конце XVII в. тремя разделами Речи Посполитой (1773 г., 1792 г., 1795 г.) и присоединением белорусских земель к Российской империи и закончился революционными событиями 1917 г.
В период вхождения Беларуси в состав Российской империи были подготовлены этнические, социальные, экономические, политические
и духовные предпосылки для становления национальной белорусской государственности. Эти предпосылки явились результатом социально-экономических и политических процессов, происходивших
на протяжении всего XIX в. и начала XX в. в России. Здесь вопросы
о крепостном праве и охраняющем его царском самодержавии,
о переустройстве жизни на демократических основаниях встали как важнейшие общественные проблемы времени. В национальных окраинах, в т.ч. и в Беларуси, они переплетались с проблемами реализации культурных, социально-экономических и политических прав составляющих многонациональное государство народов.
Политическая мысль Беларуси этого периода приобретает преимущественно революционно-демократическую направленность.
Для развития революционно-демократических политических идей
и становления национального движения в Беларуси огромное значение имела деятельность Кастуся Калиновского (Константина Семеновича) (1838 – 1864 г.г.), а также Франтишка Богушевича (1840 – 1900 г.г.), Адама Гуриновича (1869 – 1894 г.г.), Алоизы Пашкевич (Тетки) (1876 – 1916 г.г.), Максима Богдановича (1891 – 1917 г.г.), Янки Купалы (1882 – 1942 г.г.), Якуба Коласа (1882 – 1956 г.г.) и др. Они выступали
с национально-белорусских позиций, рассматривали Беларусь
как самобытную страну, отстаивали возможность становления самостоятельной государственности белорусов.
В 80-е годы XIX в. Белорусская социально-революционная народная партия (больше известна как группа «Гомон»), исходя из принципа равноправия всех народов и их права на самоопределение, определив основные признаки нации, доказав сам факт существования белорусской нации, говорила о праве белорусского народа на национальную самостоятельность.
Национальному течению противостояло в XIX – нач. XX в. идейно-политическое направление, получившее название западно-руссизма. Среди видных западно-руссистов были Иосиф Семашко (1799 – 1868 г.г.), Ксенофонт Говорский (ок. 1811 – 1871 г.), Михаил Коялович (1828 – 1891 г.г.), Лукьян Солоневич (1868 г. - ?) и др. Сторонники этого течения рассматривали Беларусь как один из основных элементов России,
ее западную часть и стремились доказать, что она не в состоянии самостоятельно экономически и политически развиваться. Белорусов
же они рассматривали как одно из славянских племен, которое органично входит в состав единого русского народа.
Создание политических партий привело к более четкой выработке позиций. Первая национальная партия, начавшая функционировать
в конце 1902 г. – Белорусская социалистическая громада (БСГ), созданная по инициативе братьев И. и А. Луцевичей, В. Ивановского и др., провозгласила необходимость свержения царского самодержавия, создания Российской федеративной демократической республики,
где Беларусь имела бы государственную автономию.